Что такое система и каковы ее признаки
Виды противоречий.
1. административное противоречие: «надо улучшить систему, но я не знаю как (не умею, не имею права) сделать это». Это противоречие является самым слабым и может быть снято либо изучением дополнительных материалов, либо принятием/снятием административных решений.2. техническое противоречие: «улучшение одного параметра системы приводит к ухудшению другого параметра». Техническое противоречие — это и есть постановка изобретательской задачи. Переход от административного противоречия к техническому резко понижает размерность задачи, сужает поле поиска решений и позволяет перейти от метода проб и ошибок к алгоритму решения изобретательской задачи, который либо предлагает применить один или несколько стандартных технических приёмов, либо (в случае сложных задач) указывает на одно или несколько физических противоречий.3. физическое противоречие: «для улучшения системы, какая-то её часть должна находиться в разных физических состояниях одновременно, что невозможно». Физическое противоречие является наиболее фундаментальным, потому что изобретатель упирается в ограничения, обусловленные физическими законами природы. Для решения задачи изобретатель должен воспользоваться справочником физических эффектов и таблицей их применения.
3. Поясните сущность категорий объект и предмет науч.исследован. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя. Основным субъектом науки, т.е. носителем сознательной целенаправленной деятельности в этой области, являются научные работники, коллективы ученых и вспомогательный персонал. Объектами науки принято считать все состояния бытия, которые становятся сферой приложения активности субъекта. Заметим, что объектом науки нередко становятся теоретические конструкции, которым нет непосредственного аналога в природном окружении.
4.Что такое методология науки Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания , в особенности теории научного познания. Научное исследование- процесс деятельности по получению научных знаний. В ходе научных исследований взаимодействуют два уровня эмпирический и теоретический. На первом устанавливаются новые научные факты, выявляются эмпирические зависимости, на втором уровне создав более совершенные теоретические модели действительности, позволяющие описать новые явления находить общие закономерности, осуществлять прогнозирование развития изучаемых объектов. Научные исследования обладают сложной структурой, в которой могут быть представлены такие элементы: формулирование познавательной задачи; изучение имеющихся знаний и гипотез; планирование, организация и проведение необходимых научных исследований, получение достоверных результатов; проверка гипотез их основания всей совокупности фактов, построение теории и формулирование законов; выработка научных прогнозов.Научное исследование, или научно-исследовательская работа (труд), как процесс любого труда включает в себя три основных компонента (составляющих): целесообразную деятельность человека, т.е. собственно научный труд, предмет научного труда и средства научного труда.Целесообразная научная деятельность человека, опирающаяся на совокупность конкретных методов познания и необходимая для приобретения новых или уточненных знаний об объекте исследования (предмете труда), использует соответствующее научное оборудование (измерительное, вычислительное и др.), т.е. средства труда.Предмет научного труда - это прежде всего тот объект исследования, на познание которого направлена деятельность исследователя. Объектом исследования может быть любой предмет материального мира (например, месторождение, залежь, скважина, нефтегазопромысловое оборудование, его агрегаты, узлы и др.), явление (например, процесс обводнения продукции скважин, подъем водо- или газонефтяного контактов в процессе разработки нефтяных и газовых залежей и т. п.), связь между явлениями (например, между темпами отбора нефти из залежи и ростом обводненности продукции скважин, коэффициентом продуктивности скважин и депрессией на пласт и т.п.).В предмет исследования, помимо объекта, входят также предшествующие знания об объекте.В ходе научного исследования уточняются, пересматриваются, вырабатываются известные новые научные знания. Ускорение научного прогресса зависит от повышения эффективности отдельных исследований и совершенствование взаимосвязей между ними в единой сложной системе научно-исследовательской деятельности. Направленность и этапы отдельных научных исследований в прогрессивном развитии науки, объектов исследования, решаемых познавательных задач, используемых средств и методов познания. На развитие социальных потребностей значительное влияние оказывают изменение социальных потребностей, ускоряющиеся процессы дифференциации и интеграции научных знаний. В условиях повышения социальной роли науки, усложнения практической деятельности усиливаются связи фундаментальных и прикладных исследований. Наряду с традиционными исследованиями проводимыми в рамках одной науки или научного направления, все более широкое распространение получают междисциплинированные исследования, в которых взаимодействуют различные области естественных, технических и общественных наук. Такие исследования характерны для современного этапа НТР, они определяютсяпотребностями решения крупных комплексных, предполагающих мобилизацию ресурсов ряда отраслей н/х. В ходе междисциплинорованных исследований нередко возникают новые науки, обладающие собственным понятийным аппаратом, содержательными теориями, методами познания. Важными направлениями повышения эффективности научного исследования, является использование новейших методов, широкое внедрение ЭВМ, создание локальных сетей автоматизированных систем и использование ИНТЕРНЕТ (на международном уровне), которые позволяют внедрять качественно новые методы научного поиска, сокращают сроки обработки научно-технической и патентной документации и, в целом, значительно • снижают сроки осуществления исследований, освобождают ученых от выполнения трудоемких рутинных операций, представляют более широкое возможности раскрытия и реализации творческих способностей человека.
5. Перечислите методы научных исследований и поясните их сущность?
Уровни методологии:
1. Всеобщая методология – универсальна для всех наук
2. Частная методология – для группы родственных наук
3. Методология конкретной науки
Теоретические и эмпирические методы познания:
Теоретические | Эмпирические | ||
Методы-операции | Методы-действия | Методы-операции | Методы-действия |
Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, индукция, дедукция, Идеализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент, воображение | Диалектика, научные теории, проверенные практикой, доказательства, метод анализа систем знаний, аксиоматический метод, индуктивно-дедуктивный, выявление и разрешение противоречий, постановка проблемы, построение гипотез | Изучение литературы, наблюдение, измерения, опрос, экспертные оценки, тестирования | Методы отслеживания объекта (Обследования, мониторинг, Обобщения), Методы преобразования объекта (опыт, эксперимент), Методы исследования объекта во времени (Ретроспектива и прогнозирование) |
Конкретизация – процесс, противоположный абстрагированию, то есть нахождение целостного, взаимосвязанного, одностороннего.
Обобщение – познавательная мыслительная операция, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых свойств объектов и их отношений.
Формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях и утверждениях.
Индукция – умозаключения от частного к общему.
Дедукция – от общего к частному.
Идеализация – мысленное конструирование представлений об объектах.
Аналогия – мыслительная операция, когда знания, полученные из рассмотрения какого-либо одного объекта переносятся на другой – менее изучены или менее доступный.
Модель – вспомогательный объект, выбранный в познавательных целях, дающий новую информацию об основном объекте.
Мысленный эксперимент – создаются идеальные объекты, которые соотносятся друг с другом, имитируя мысленно движения, ситуацию, которые могли бы иметь место в реальном эксперименте.
Воображение – мыслительный процесс по созданию новых представлений и образов.
6.Каковы особенности научного сообщества. Научное сообщество, которое представляет собой своеобразный социальный институт, может быть понято как сообщество всех ученых, как национальное научное сообщество, как сообщество специалистов той или иной области знания или просто как группа исследователей, изучающих определенную научную проблему. Представители данного сообщества едины в понимании целей науки и задач своей дисциплинарной области - тем самым они упорядочивают систему представлений о предмете и развитии той или иной науки;Для представителей научного сообщества характерен универсализм: ученые в своих исследованиях и в оценке исследований своих коллег руководствуются общими критериями и правилами обоснованности и доказательности знания;Научное сообщество выступает от имени коллективного субъекта познания, дает согласованную оценку результатов познавательной деятельности, создает и поддерживает систему внутренних норм и идеалов, так называемый этос науки. Ученый может быть понят и воспринят как ученый только при условии принадлежности к определенному научному сообществу. Поэтому внутри данного сообщества высоко оценивается коммуникация между учеными, опирающаяся на ценностно-оценочные критерии его деятельности;Все члены научного сообщества придерживаются определенной парадигмы - модели (образца) постановки и решения научных проблем, или, как утверждает Т. Кун, парадигма управляет группой ученых-исследователей. Сами ученые предпочитают чаще говорить не о парадигме, а о теории или множестве теорий.
Что такое система и каковы ее признаки
Понятие системы относится к числу основополагающих и используется в различных научных дисциплинах и сферах человеческой деятельности. Известные словосочетания «информационная система», «человеко-машинная система», «экономическая система», «биологическая система» и многие другие иллюстрируют распространенность этого термина в разных предметных областях.
В литературе существует множество определений того, что есть «система». Несмотря на различия формулировок, все они в той или иной мере опираются на исходный перевод греческого слова systema – целое, составленное из частей, соединенное. Будем использовать следующее достаточно общее определение.
Система – совокупность объектов, объединенных связями так, что они существуют (функционируют) как единое целое, приобретающее новые свойства, которые отсутствуют у этих объектов в отдельности.
Замечание о новых свойствах системы в данном определении является весьма важной особенностью системы, отличающей ее от простого набора несвязанных элементов. Наличие у системы новых свойств, которые не являются суммой свойств ее элементов называют эмерджентностью (например, работоспособность системы «коллектив» не сводится к сумме работоспособности ее элементов – членов этого коллектива).
8.Что такое Эксперимент- одна из сфер человеческой практики, которая подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез или выявление закономерности объективного мира. В процессе эксперимента исследователь вмешивается в изучаемый процесс с целью познания, при этом они условия опытно изолируются, другие исключаются, третьи усиливаются или ослабевают. Экспериментальное изучение объекта или явления имеет определенные преимущества по сравнению с наблюдением, так как позволяет изучать явления в «чистом виде» при помощи устранения побочных факторов, при необходимости испытания могут повторяться и организовываться так, чтобы исследовать отдельные свойства объекта, а не их совокупность.
9.Перечислите объекты интеллектуальной собственности“интеллектуальная собственность”, под которой понимают права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности, изобретениям, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
10.Что такое факторы уровни и интервал их варьированияИнтервалом варьирования факторов называется некоторое число (свое для каждого фактора), прибавление которого к основному уровню дает верхний, а вычитание – нижний уровни фактора. Другими словами, интервал варьирования – это расстояние на координатной оси между основным и верхним (или нижним) уровнем. Таким образом, задача выбора уровней сводится к более простой задаче выбора интервала варьирования.
11.В чем состоит сущность патентного права. Имеется лицо, которое создало или имеет какую-то новинку, лицо подает\обращается к государству и государство выдвет ему на использование этой новинки документ – патент. Только это лицо имеет право использовать эту новинку иполучать прибыль\преимущество перед другими лицами. Этот общий прицип называется исключительное право (иключает дркгие стороны)– оно сходно с правом собственности. Далее эти патенты действуют в течение определенного срока (большое отличие от права собственности – действует вечно). В царской России – нетленные вещи – золото, бриллианты; тленные – жемчуг и наряды. Раньше срок патента может составлять 5-10-15 лет. Это и есть патентное право. Разновидностей сущ много лицо могло быть любое (организация, физ лицо и тд), новинки тоже были разные по милости государя, сроки разные – теперь унифицируется.
12. Что является объектом промышленной собственности?Объектами промышленной собственности являются: изобретения, полезные модели, промышленные образцы.Изобретения защищаются патентами, выдаваемыми от имени государства Патентным ведомством.Основные признаки изобретения, отвечающие за эффективность патентования:мировая новизна, изобретательский уровень, возможность неоднократного применения в промышленности заявленного технического устройства или способа.Полезные модели называют «малыми изобретениями». По своей сути они сходны с изобретениями, однако «проигрывают» им по признаку изобретательского уровня. Кроме того, в отличие от изобретения, полезной моделью может быть только техническое устройство, но не технология или промышленный способ.Промышленный образец — это дизайнерское решение изделия, получаемого промышленным способом.Основные требования к промышленному образцу: мировая новизна, оригинальность.
13.Что служит источником патентного права Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая;акты, принятые Правительством РФ и патентным ведомством (Роспатентом), например, Положение о Российском агентстве по патентам и товарным знакам (Роспатенте), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1203 (СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4541); правила составления, подачи и рассмотрения заявок на выдачу охранных документов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы; правила проведения аттестации и регистрации патентных поверенных от 16 февраля 1993 г. и др. (Патенты и лицензии. 1993. № 5-6. С. 27-32);нормативные акты министерств и ведомств о развитии изобретательства, охране и использовании объектов промышленной собственности в соответствующей отрасли, локальные нормативные акты, изданные местными органами власти и органами местного самоуправления, и акты учреждений об охране и использовании объектов промышленной собственности; постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда СССР и РФ. Примером таких постановлений может служить постановление, принятое Пленумом Верховного Суда СССР, «О применении судами законодательства, регулирующего отношения, возникающие в связи с открытиями, изобретениями, рационализаторскими предложениями и промышленными образцами» от 15 ноября 1984 г.;международные договоры и соглашения, например, Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1965 г., Договор о патентной кооперации, Евразийская патентная конвенция 1994 г., принятая странами СНГ.
14.Что является объектом изобретения? Объекты не охраняемые в качестве изобретения. Объектами изобретения могут являться:1. Устройства, конструкции, изделия.2. Вещества, продукты ядерного превращения.3. Штаммы микроорганизмов.4. Линии клеток растений или животных.5. Генетические конструкции.К устройствам как объектам изобретения относятся конструкции и изделия. Под устройством понимается система расположенных в пространстве элементов, определенным образом взаимодействующих друг с другом (машины, приборы, механизмы, инструменты, транспортные средства, оборудование, сооружения и т.д.)Вещество представляет собой искусственно созданное материальное образование, являющееся совокупностью взаимосвязанных элементов. К веществам относятся, в частности: химические соединения, в том числе нуклеиновые кислоты и белки; композиции (составы, смеси); продукты ядерного превращения.Штамм микроорганизма означает совокупность клеток, имеющих общее происхождение и характеризующихся одинаковыми устойчивыми признаками. Создание штаммов предполагает отыскание нужной среды для микроорганизмов, оптимального температурного режима, выявление средств, способствующих их росту и сохранению, и т.д.К культурам (линиям) клеток растений или животных относятся линии клеток тканей, органов растений или животных, консорциумы соответствующих клеток.К продукту как объекту изобретения относятся также генетические конструкции, которые могут представлять собой плазмиды, векторы, стабильно трансформированные клетки микроорганизмов, растений и животных, трансгенные растения и животные.Объекты, не признаваемые изобретениямиНаряду с объектами изобретений в Патентном законе РФ содержится перечень творческих результатов, которые не признаются патентоспособными изобретениями (п. 3 ст. 4). К ним относятся:научные теории и математические методы;методы организации и управления хозяйством;условные обозначения, расписания, правила;методы выполнения хозяйственных операций;алгоритмы и программы для вычислительных машин;проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий;решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей;топологии интегральных микросхем;сорта растений и породы животных;
15 Что входит в состав заявки на изобретение?Патентная заявка составляется по строго определенным правилам, отступление от которых недопустимо. Само понятие «заявка» является собирательным и охватывает собой ряд отдельных документов. При этом, естественно, заявки на изобретения, полезные модели и промышленные образцы несколько отличаются друг от друга по составу входящих в них документов, хотя в целом принципиальных различий между ними нет. Так, согласно ст. 16—17 Патентного закона заявки на выдачу патента на изобретение и свидетельства на полезную модель должны содержать:1) заявление о выдаче патента (свидетельства);2) описания изобретения (полезной модели), раскрывающее его с полнотой, достаточной для осуществления;3) формулу изобретения (полезной модели), выражающую его сущность и полностью основанную на описании;4) чертежи и иные материалы, если они необходимы для понимания сущности изобретения (полезной модели);5) реферат.