Слои подсознания
Ученые определили несколько этапов нашего развития в течение жизни. Вот они:
1. Перинатальный, или период внутриутробного развития.
2. Детство, или период воспитания.
3. Половое созревание, или период развития личности.
4. Зрелость, или период самореализации.
5. Старость, или период увядания.
Каждый из этапов является не просто формальным определением каких‑то временных границ периодов нашего развития, но и указывает на сложную картину нашего подсознания. Ведь это также слои нашей с вами памяти, слои подсознания, хранящие те самые переживания, которые мы не смогли осознать, переосмыслить и избавиться от ненужных. Как всегда, ненужные события мы связываем с негативом, ведь позитив нами воспринимается одобрительно. Но особенность подсознания состоит в том, что любая невыраженная эмоция находит себе место в нашей глубинной памяти и утяжеляет наше подсознание. Она записывается на том уровне, который соответствует определенному этапу развития.
Например, в детстве нам чаще, чем взрослым, хочется смеяться и радоваться жизни, но воспитатели или родители запрещают это делать в некоторых ситуациях. Бывает и так, что нагруженные проблемами отец или мать и вовсе раздражаются каждый раз, когда ребенок выражает свою радость. Этот запрет записывается в подсознании и распространяет свое влияние даже на нашу взрослую жизнь. И тогда такой человек ходит с хмурым лицом и серьезным видом, как будто вся его жизнь каторга. Что уж говорить об обидах, испугах и других негативных переживаниях. Даже будучи очень глубоко, наши забытые обиды или страхи прорываются на поверхность через наши эмоции, слова и мысли.
Каждый слой нашего подсознания хранит в себе память о тех эмоциях, которые мы испытывали на этом этапе развития. Я хочу сделать акцент на том, что нас интересуют не простые эмоции, а лишь те, которые портят нам жизнь до сих пор. Наша личная история может нам поведать о том, как сформировались наши матрицы и почему их потенциала порой недостаточно для реализации наших заветных желаний. И самые сильные стрессовые ситуации в тот или иной период времени являются причиной того, что психологи называют психологической или душевной травмой. Об этом нам расскажет содержание слоев нашего подсознания.
Перинатальный период нашего развития проходит в утробе нашей матери. Мы полностью зависим от ее состояния, настроения, режима питания и наличия вредных привычек. Любой стресс, который мы переживаем в этот период, составляет так называемую травму рождения . Множество стрессов плода, которые возникают вследствие реакций материнского организма на пищу, окружающих людей, погоду и т. д., составляют внушительный список психических травм. Информация об этих травмах записывается в слое подсознания, который формируется на этом этапе. Всю жизнь мы можем ощущать влияние того стресса, о котором вроде бы и знать не должны, ведь нас как бы на свете еще не было. Но множество исследований указывает на обратное, да и рассказы участников наших тренингов подтверждают версию о наличии травмоопасных ситуаций в перинатальный период нашего развития.
Как‑то на одном тренинге оказалось сразу несколько человек, которые утверждали, что их матери собирались сделать аборт, но в последний момент передумали. Однако готовность к убийству своего ребенка, а именно так интерпретировали рассказчики такое решение своих матерей, наложило отпечаток на судьбу этих людей. Они всю жизнь старались угодить другим, боясь осуждения, находили в себе разные недостатки и пытались бороться с ними, делали все, чтобы вызвать любовь и уважение со стороны родителей и окружающих людей. И все это происходило, по их мнению, оттого, что они подсознательно боялись, что от них захотят избавиться, как когда‑то хотела сделать это их мать.
Детство мы рассматриваем в рамках от рождения до начала полового созревания, что в достаточной степени описано физиологами. Нам важно психическое состояние ребенка, которым был каждый из нас, в стрессообразующих ситуациях. Ведь любое тяжелое переживание в этот период способно довести растущего человека до психической травмы. В этот период нашей жизни мы получаем очень много информации из окружающей среды, от взрослых, среди которых и наши родители, и воспитатели в детском саду, и преподаватели в школе. И в своих методах воспитания взрослые не всегда придерживаются золотой середины, так как сами не являются порой примером чистоты подсознания. А значит, в их поведении и общении с детьми всегда присутствует влияние их личных психологических травм. Как сердитые учителя общаются со школьниками, мы знаем.
Последствия неправильного взаимодействия взрослых и детей выливаются в травмы воспитания , которые откладываются в соответствующем слое нашего подсознания. Их влияние мы ощущаем постоянно, даже не осознавая этого. Можно часто услышать в рассказах взрослых людей о тех трудностях, которые они пережили в школьные годы, а то и во время посещения детского сада. Воспитатели оказывали такое психологическое давление на некоторых из нас, что их злые слова и агрессивное поведение заставляют вздрагивать до сих пор. Очень тяжело переживают дети несправедливое отношение к себе, когда к их мнению не прислушиваются и не учитывают их желания и интересы.
Половое созревание не у всех подростков проходит гладко. Можно сказать даже, что мало кто избежал в юности потрясений на почве своих пробуждающихся гормонов. Любая обида или оскорбление в этот период воспринимается очень остро и оказывает влияние на формирование личности взрослеющего человека. Этот слой подсознания зачастую очень засорен у нас негативом, хотя многое из того, что мы переживали в тот период, мы можем вспомнить. Но воспоминание не гарантирует избавления от накопленного негатива, требуется наше вмешательство в процесс исцеления подсознания от травмы развития .
Развивающаяся индивидуальность и личность здесь могут очень сильно пострадать от неправильного отношения к процессам в подсознании подростка. В обычных отношениях эту скрытую часть нашей жизни мало кто учитывает, разве что очень продвинутые взрослые. Хотя не обязательно быть профессиональным психологом, чтобы понять, что в юности мы все бываем слегка неадекватны, ведь происходит полная перестройка организма. Это довольно мощная нагрузка на тело, психику и ум человека. И нужно просто быть более внимательными и понимающими в общении с развивающимся членом нашего общего социума, нашего общества.
Зрелость обычно воспринимается как период, в котором человек способен решать любые задачи и вроде бы должен жить без проблем. Если бы так и было, то наши тюрьмы не были бы переполнены, врачи остались бы без работы, семьи бы не распадались и все жили бы счастливо и полноценно, достигая желаемых высот в жизни. Но существует такое понятие, как ответственность, к которой не все из взрослых людей оказываются готовы. Имеется в виду ответственность за себя, свою жизнь и свои поступки, за тех, кого мы приручили, за своих детей и близких.
Тот, кто тяжело переживает этот груз, страдает от давления общества и мнения окружающих, спроса со стороны начальства, подвержен опасности получить травму ответственности . Психика взрослого человека имеет не безграничный потенциал, у каждого свой ресурс, который он готов потратить на реализацию своей ответственности перед обществом. Но есть еще и ответственность перед самим собой, когда мы внутренне даем себе слово чего‑то достичь или от чего‑то избавиться. И тот факт, что не все достигают желаемых высот в жизни, означает такое же количество людей, имеющих травму ответственности. Так что получается, это тоже непростой период нашей с вами жизни.
Старость не радость, говорят многие старики, с которыми мне довелось общаться. И лишь некоторые из них позитивно встречают осень своей жизни. Кому‑то повезло больше остальных, и у него есть светлые и добрые воспоминания о своем прошлом. Однако не только прошлые переживания имеют влияние на пожилых людей, ведь жизнь продолжается. И в настоящем есть свои поводы для волнений, например неминуемая смерть, которая на склоне лет оказывается ближе всего к человеку. Для многих молодых людей опасность погибнуть гораздо ближе, чем у стариков, но в молодости вопрос возможной смерти не волнует так, как в старости. Чем больше лет прожил человек, тем ближе та граница, за которой нас ждет неизвестность, во всяком случае там эта жизнь заканчивается.
В продолжающемся потоке событий жизни, пусть и не таком плотном, как в молодости, у человека все еще остаются варианты получения негативных переживаний. А значит, подсознание будет продолжать загружаться, наполняясь негативом. Последствия стрессообразующих ситуаций в старости мы называем травмой старения . В нашем обществе далеко не благосклонное отношение к старости, особенно со стороны молодежи. «Ах, молодость…» – вздыхают пожилые люди, но не от умиления, а от обиды за то, что их вклад в общественную копилку оценивается только размером пенсии. Множество неприятных ситуаций в жизни вовсе не делают пенсионеров мягче, добрее и мудрее, и их подсознание не становится чище.
Ниже вы можете изучить сводную таблицу слоев подсознания, травм, которые записываются на определенный слой, и их последствий.