Ii. символизм сновидения и его связь с алхимией 9 страница
215 Мистицизм Беме в высшей степени подвержен влиянию алхимии. Так, он говорит: "Образ начала - это вращающееся колесо, которое Меркурий воплотил в сере". 99 "Начала" - это "золотое дитя" (filius philosophorum = архетип божественного ребенка), чей "мастер-изготовитель" - Меркурий. 101 Сам по себе Меркурий - это "огненное колесо сущности" в форме змеи. Аналогично (непросвещенная) душа есть лишь "такой огненный Меркурий". Вулкан зажигает в душе огненное колесо сущности, когда она "откалывается" от Бога; вот как приходят желание и грех, которые суть "гнев Бога". Тогда душа становится "червем", подобно "огненному змею", "ларве" и "монстру". 102
216 Интерпретация колеса у Беме раскрывает некоторые мистические тайны алхимии и таким образом, в этом аспекте колесо представляется как целостность, которая выражает сущность символизма мандалы и, следовательно, включает mysterium iniquitatis*.
217 Идея "центра", которую бессознательное неоднократно навязывает сознательному мышлению сновидящего, начинается с обретения твердой почвы и с проявления особого очарования. Следующий рисунок -снова голубой цветок (см. рис.85), но на этот раз он разделен на восемь частей; затем следуют рисунки из четырех гор вокруг озера в кратере, с красным кольцом, лежащим на земле, с увядшим деревом, находящимся внутри него, при этом вокруг кольца обвивается в левостороннем направлении зеленая змея (см. рис.13).
218 Непосвященный, вероятно, будет озадачен пристальным вниманием, уделяемым этой проблеме- Но некоторые познания в йоге и средневековой философии относительно lapis помогли бы в этом разобраться. Как мы уже сказали, квадратура круга была одним из методов производства lapis, другим было использование imaginatio, что доказывается следующим текстом:
И позаботься о том, чтобы двери были тщательно и плотно закрыты, так чтобы тот, кто внутри, не смог бы сбежать, и волею Божьей - ты достигнешь цели. Природа выполняет свои действия постепенно, и я бы сделал на твоем месте так же: позволь твоему воображению руководствоваться только природой. И наблюдай согласно природе, благодаря которой вещества возрождают себя в котлах земли. И представь себе это правдиво, без фантастических предположений. 103
* Тайна несправедливости (лат.) Прим.. пер.
Рис. 81. "Солнце и его тень" Sol et eius umbra. Земля находится посредине между светом и тенью. - Maier, Scrutinium chymicum (1687).
219 Vas bene clausurn (хорошо запечатанный сосуд) - это мера предосторожности, о которой часто упоминают алхимики, -эквивалент магического круга. В обоих случаях идея эта призвана защищать то, что внутри, от смешения и взаимодействия с тем, что снаружи, а также предотвращать утечку Imaginatio здесь следует понимать как реальную и непосредственную силу создания образов (Einbildungskraft = воображение) - классическое употребление слова в контрасте с phantasia, которое означает просто "фантазию" в смысле свободного мышления. В Satyricon это второстепенное значение заострено: phantasia означает нечто нелепое.105 Imaginatio есть активное пробуждение (внутренних) образов secundum naturam, подлинная сила мысли или способность формулирования и восприятия идей, которая не плетет бесцельные и беспочвенные фантазии "в розовом свете", точнее говоря, оно не играет с их объектами, а пытается собрать внутренние факты и отобразить их в образах, адекватных их природе. Эта деятельность - opus, работа. И способ, которым сновидящий удерживает объекты своего внутреннего переживания мы не можем назвать иначе, как истинной работой, учитывая, как сжато, точно и внимательно он записывает и обрабатывает содержание, прокладывая ему путь в сознание. Сходство с opus достаточно очевидно для любого, знакомого с алхимией. Более того, аналогия рождена самими снами, как покажет сон 24.
220 Данный сон, из которого исходят вышеупомянутые рисунки, не имеет признаков того, что "левое" каким-то образом было "заторможено". Наоборот, сновидящий еще раз обнаружил себя в temenos, встретив неизвестную женщину, персонифицирующую четвертую или "подчиненную" функцию. 106 Его рисунок колеса с четырехлепестковым синим цветком в центре был предвосхищен сном: то, что представляет сон в персонифицированной форме, сновидящий воспроизводит в виде абстрактной идеограммы. Скорее всего это может быть намеком на то, что значение персонификации может быть представлено в совершенно иной форме. Эта "другая" форма (трилистный клевер, искаженный крест) отсылает нас к тузу треф в сне 16 первой серии (пар.97), где мы отметили его аналогию с неправильным крестом. Эта аналогия здесь подтверждается. В этом сне, однако, символ Святой Троицы был затенен или "окрашен" алхимической кватерностью. Цвета появляются как конкретизация tetraktys. Rosarium приводит аналогичное утверждение из Tractatus aureus: "Vultur107... clamat voce magna, inquiens: Ego sum albus niger et rubeus citrinus"108 (Коршун... вскричал громким голосом: я черно-белый и красно-желтый). С другой стороны, подчеркивается, что lapis объединяет omnes colores в себе. Таким образом мы можем принять, что кватер-ность, представленная цветами - это предварительное состояние lapis. Это подтверждает Rosarium: "Наш камень из четырех элементов". 109 (См. рис.64,82,117). То же относится к aurum philosophicum: "В золоте четыре элемента содержатся в равных пропорциях". 110 Фактически, четыре цвета в этом сне представляют переход от тернера к кватернеру и, таким образом, к квадрированному кругу (рис.59,60), который, по мнению алхимиков, максимально подходит к lapis за счет его округлости [полноты] или совершенной простоты.
Рис. 82. Аптропос с четырьмя элементами. - Русский манускрипт (18 век)
По этой причине рецепт приготовления lapis, приписываемый Раймунду, гласит: "Возьми тело наиболее простое и круглое, но не бери треугольник или четырехугольник, но круг, ибо круг ближе к простоте, чем треугольник. Здесь должно отметить, что простое тело не имеет углов, ибо первое оно и последнее средь планет, как солнце средь звезд.'"
24 СОН:
221 Два человека разговаривают о кристаллах, в частности, об алмазах.
222 Здесь вряд ли можно избежать мысли о lapis. Действительно, этот сон открывает исторический фон и показывает, что мы, очевидно, имеем дело с lapis, объектом мечтаний, "труднодоступным сокровищем". Opus сновидящего равнозначен бессознательному суммированию достижений герметической философии. (Подробнее о бриллиантах в снах 37,39,50).
25 СОН:
223 Проблема построения центральной точки и уравновешивания фигуры, путем отражения от этой точки.
224 Слово "построение" отмечает синтетический характер opus, а также многотрудный процесс созидания, сильно напрягающий энергию сновидящего. "Симметрия" - это ответ на конфликт в сне 22 ("полное подавление левых"). Каждая сторона должна полностью уравновешивать другую как свое зеркальное отражение, и это отражение попадет на "центральную точку", которая, очевидно, обладает свойством отражения - это vitrum,112 кристалл или поверхность воды (см. рис.209). Эта способность отражения оказывается еще одним намеком на основополагающую идею lapis - aurum philosophicum, эликсир, aqua nostra и т.д. (см. рис.265).
225 Так как "правое" означает мир сознания и его принципы, то "отраженная" картина мира, должна будет измениться в левом, произведя, таким образом, соответствующий перевернутый мир. Аналогично мы могли бы сказать: вследствие отражения правое оказывается оборотной стороной левого. Следовательно, левое должно иметь такие же полномочия, как и правое; другими словами, бессознательное и его - большей частью непонятный - порядок становится симметричным оппонентом сознательного мышления, хотя остается непонятным, что из них является оригиналом, а что отражением (см. рис-55). Для того, чтобы сделать шаг вперед, мы можем рассматривать центр как точку пересечения двух миров, которые подобны, но инвертируются с помощью отражения 113
226 Идея создания симметрии должна, таким образом, указывать на некоторую кульминационную точку в восприятии бессознательного и участии его в общей картине мира. Бессознательное здесь представляет "космический" характер.
26 СОН:
227 Звездная ночь. Слышен голос: "Сейчас начнется". Сновидящий спрашивает: "Что начнется?" Тогда голос отвечает: "Может начаться циркуляция". Потом метеорит > падает по удивительной кривой, направленной влево. Сцена меняется, и сновидящий оказывается в довольно грязном ночном, клубе. Появляется хозяин, беспринципный жулик, в обществе нескольких неопрятных девиц. Начинается спор о правом и левом. Затем сновидящий уходит и объезжает площадь по периметру на такси. Потом он опять оказывается в баре. Хозяин бара говорит: "То, что они говорят о правом и левом, не соответствует моим ощущениям. Существуют ли действительно такие вещи как правое и левое?" Сновидящий отвечает: "Существование левого не противоречит существованию правого. Оба они существуют в каждом . Левое - это зеркальное отображение правого. Когда я ощущаю их., как зеркальные отражения, я всегда остаюсь в согласии с собой. Нет правого и левого в человеческом обществе, но есть симметричные и однобокие люди. Однобокие могут наполнить только одну свою сторону: > левую или правую. Они все еще находятся в детском состоянии". Хозяин говорит сосредоточенно: "Теперь намного лучше", - и уходит по своим делам. >
228 Я привел этот сон без сокращений как превосходную иллюстрацию того, как идеи, сформулированные в последнем сне, были восприняты сновидящим. Идея симметричной пропорции была оторвана от своего космического характера и переведена в психологические термины, выраженные социальными символами. "Правое" и "левое" использованы почти как политические лозунги.
229 Начало сна все же имеет космический аспект. Сновидящий отметил, что удивительная кривая метеорита точно соответствует линии, проведенной им на рисунке восьмилепесткового цветка (см. пар.217). Эта кривая образовала края лепестков. Так метеорит очертил контуры, так сказать, цветка, который распространяется на все звездное небо. То, что сейчас начинается - это циркуляция света.114 Этот космический цветок примерно соответствует розе в "Рае" Данте (рис.83).
230 "Космическая" природа испытания - как аспект некоторого внутреннего события, которое может быть понято лишь психологически - агрессивно и сразу провоцирует реакцию "снизу". Очевидно, космический аспект был слишком высок и компенсирован "низом", так что симметрия принадлежит уже не картине двух миров, а по крайней мере человеческому обществу, фактически самому сновидящему- Когда хозяин бара замечает, что его психологическое понимание "намного лучше", он делает вывод: "Но все еще недостаточно хорошо".
231 Спор относительно правого и левого, который начинается в баре - конфликт, возникший в самом сновидящем, когда ему предлагают признать симметрию. Он не может этого сделать из-за того, что вторая сторона выглядит настолько подозрительно, что он и не вникает в нее слишком глубоко. Это причина магического circumambulatio (объезда вокруг площади): он должен остаться внутри и испытать столкновение со своим зеркальным изображением, не отступая. Он делает все от него зависящее, но не точно так, как хотела бы другая сторона. Это несколько охлаждает признание его заслуг.
27 ВИДЕНИЕ:
232 Круг с зеленым деревом посредине. В круге бушует смертельная схватка между противниками. Они не видят дерева.
233 Очевидно, конфликт между правым и левым еще не закончен. Он продолжается, потому что противники продолжают оставаться в "детском состоянии" и, следовательно, будучи "однобокими", знают только или левое, или правое, а не третье, находящее над конфликтом.
28 ВИДЕНИЕ:
234 Круг: внутри его ступеньки, ведущие к бассейну с фонтаном в центре.
235 Если отсутствует какой-либо существенный аспект бессознательного содержания, бессознательный процесс обращается к ранним символам, как, например, в данном случае. Символизм ведет к сну 13 (пар. 154), где мы встретили мандалу сада философов с его фонтаном из aqua nostra (рис.84, см. так же рис. 25, 26, 56). Круг и бассейн подчеркивают мандалу, розу средневековой символики.115 "Розарий философов" - это один из наиболее распространенных символов алхимии.'"'
Рис. 84. Фонтан в огражденном стеной саду. символизирующий constantia in adversis (постоянство противоположностей) ситуацию типичную в алхимии. Boschius, Symbolographia (1702).
29 ВИДЕНИЕ:
236 Букет роз, затем знак ,но должен быть.
237 Розовый букет похож на веерообразный фонтан. Значение первого знака - возможно дерево - не ясно, тогда как исправленный представляет восьмилепестковый цветок (рис. 85). Очевидно, ошибка исправляется, что несколько нарушает целостность розы. Цель реконструкции - внести еще раз проблему мандалы, т.е. правильную оценку и интерпретацию "центра", в поле сознания.
30 СОН:
238 Сновидящий сидит за круглым столом с темной неизвестной женщиной.
239 Когда процесс достигает кульминации (касается ли это постижения его смысла или богатства выводов) начинается регрессия. Сны, которые мы здесь цитировали, показывают, что сновидящий находит настойчивые требования целостности несколько противоречивыми; их реализация будет иметь далеко идущие практические последствия, природа которых, однако, лежит вне поля нашего изучения.
Рис. 85. Восьмилепестковый цветок в качестве восьмого или первого из семи. Recueil cutul de figures astrologiques (манускрипт, 18 век)
240 Круглый стол вновь указывает на круг целостности и анима входит как представитель четвертой функции, особенно с ее "темным" аспектом, который всегда чувствуется, когда что-то конкретизируется, т.е. когда он должен быть переведен, или угрожает перевести себя в реальность. "Темная" значит хтоническая, т.е. конкретная и земная. Это также источник страха, вызывающего регрессию.
31 СОН:
241 Сновидящий сидит за круглым столом с мужчиной неприятного вида. На столе стоит стакан, наполненный желеобразной массой.
242 Этот сон - продолжение предыдущего, в котором сновидящий принял "темное" как собственную темноту, в пределах собственной тени118. Таким образом, анима освобождается от моральной подчиненности, спроецированной на нее и может принять жизненную и созидательную функцию,119 соответствующую ей самой. Это представлено стаканом с его странным содержанием, которое мы, как и сновидящий, можем сравнить с недифференцированной "жизненной массой" в сне 18 (пар. 183). Тогда это был вопрос постепенной трансформации примитивно животного в нечто человеческое. Так что мы вправе ожидать чего-то подобного и здесь, поскольку это похоже на то, что спираль внутреннего развития пошла опять вокруг той же точки, хоть и выше.
Рис. 87. Богородица в качестве vas с божественным ребенком. - Венеция, Rosario dela gloriosa vergine Maria (1524)
243 Стакан соответствует ипит vas алхимии (рис. 86), а его содержимое - живой, полуорганической смеси, из которой появится тело lapis, наделенное жизнью и духом - или, возможно, странной фаустовской фигуре, которая, вспыхивает три раза: Мальчиком Возничим, Гомункулом, восставшим против трона Галатеи, и Эвфорионом (все символизируют растворение "центра" в его бессознательных элементах). Мы знаем, что lapis - не просто "камень", так как он специально служит для того, чтобы составлять de re animali, vegetabili et minerali*, и состоит из тела, души и духа,120 более того, он вырастает из плоти и крови.121 По этой причине философ (Гермес в Tabula smaragdina} говорит: "Ветер носил его в своем чреве" (рис.210). Следовательно, "ветер есть воздух, воздух есть жизнь и жизнь есть душа". "Камень - это то, что находится посредине между совершенным и несовершенным, это то, с чего сама природа начинает подвигать к совершенству посредством искусства ."--Камень называется "камнем невидимости" (lapis invisibilitatis}
* Животных, растения и минералы, (лат.) - Прим. пер.
244 Сон поднимает вопрос подготовки центра жизни и реальности -другими словами, его рождения. То, что это рождение может получиться из аморфной массы, имеет свои параллели в алхимической идее prima materiel как хаотической massa informis, разрешающейся семенами жизни (рис.162,163). Как мы видели, ей приписываются качества арабской смолы и глины, или, кроме того, она называется viscosa и unctuosa. (У Парацельса Nostoc является тайной субстанцией). Хотя современные концепции питательной среды [агар-агар] и т.д. служат основанием для "желеобразной массы" сновидящего, атавистические ассоциации с более старыми алхимическими идеями остаются, и, не присутствуют сознательно, тем не менее оказывают мощное бессознательное влияние на выбор символов.
32 СОН:
245 Сновидящий получает письмо от неизвестной женщины. Она пишет, что чувствует боли в матке. Рисунок, прилагаемый к письму, выглядит приблизительно так: 124
Лесная Дева
Матка.
В первобытном лесу стаи обезьян. Затем открывается панорама белых ледников.
246 Анима сообщает, что в жизнесозидающем центре существует болезненный процесс, этот центр в данном случае является не "стаканом", содержащим жизненную массу, а точкой, обозначенной как "матка", которой нужно достичь - так предлагает спираль - посредством circumambulatio. Спираль всегда выделяет центр и, следовательно, матку, которая является часто употребляемым синонимом алхимического сосуда (точно так же как и одним из основных значений Восточной мандалы). 125 Извилистая линия, ведущая к сосуду аналогична целебной змее Эскулапа (см. рис.203,204), а также тантрическому символу Shiva bindu, творящего бога, не имеющего протяженности в пространстве, который в виде точки или лингама* три с половиной раза обвит змеей Кундалини. В первобытном лесу мы опять встречаемся с лейтмотивом животного или обезьяны, который ранее появлялся в видении 22 в первой части (пар.117) и в снах 16 и 18 в этой части (пар.164,183). В видении 22 это ведет к заявлению, что "все должно управляться светом", и в сне 18 к "трансформированной" голове. Аналогично, данный сон заканчивается панорамой белых "ледников", - напоминая спящему увиденный ранее сон (здесь не приведен), в котором он видел Млечный Путь и беседовал о бессмертии. Таким образом, ледник - символ моста, ведущего назад, к космическому аспекту, вызвавшему регрессию. Но как это почти всегда бывает в таких случаях, прежнее содержание не возвращается в первоначальном виде , оно приносит с собой новое осложнение, которого можно было ожидать. Оно столь же неприятно сознанию, как и космический аспект. Осложнение - это воспоминание разговора о бессмертии. Эта тема уже кратко упоминалась в сне 9 (пар. 134) с его часами и маятником, perpetuum mobile. Бессмертие - это часы, которые никогда не останавливаются, мандала, которая вращается вечно, как небеса. Так космический аспект возвращается с важным и сложным смыслом. Это слишком много для сновидящего, поскольку "научный" желудок имеет весьма ограниченные возможности переваривания.
* Эмблема фаллического культа (бога Шивы у индусов). Прим. пер.
Рис. 88. Видение Святого Грааля. - Roman de Lancelot du lac (манускрипт, Париж, 15 век)
247 Бессознательное действительно выдвигает сбивающее с толку обилие аналогий этой непонятной штуки, которую мы называем мандала или "Самость". Это аналогично тому, как если бы мы были готовы витать в бессознательном древнем алхимическом сне и нагромождать новые синонимы поверх старых, чтобы узнать, наконец, так же много или так же мало, как и сами древние- Я не буду преувеличивать значение lapis для наших праотцов, а также значение мандалы для ламаистов и тантристов, ацтеков и индейцев пуэбло, "золотого шарика" 127 для даосов и "золотого семени" для индусов. Нам известен текст, который дает живое объяснение этому. Но что означает бессмысленная настойчивость бессознательного, являющего туманный символизм просвещенному европейцу . Единственное объяснение, которое я могу здесь представить - психологическое. (Возможны и другие, мне не близкие.) С этой точки зрения все может быть сгруппировано общей концепцией "мандалы", выражающей сущность некоторого рода позиции. Известные позиции сознания имеют определенные цели и устремления. Но отношение человека к самости - единственное, не имеющее определенной цели и видимого стремления. Достаточно легко сказать "самость", но что же это значит? Это продолжает скрываться в "метафизической" темноте. Я могу определить "самость" как единство сознательных и бессознательных процессов, но это выше нашего понимания, это настоящий lapis inuisibilitatis. Раз существует бессознательное, а его существование, по крайней мере, постулат, то никто не может предположить его возможное содержание. Всеобщность доступна изучению только частями и лишь в той мере, в какой они являются содержаниями сознательного; но qua всеобщность, она обязательно превышает сознательное. Следовательно, "самость" - это чисто современная концепция, подобная Ding an sich* Канта. Правда, это концепция, которая устойчиво проясняется с опытом - как показывают наши сны - впрочем, без какой-либо потери своей трансцендентности. Поскольку мы не можем знать границы чего-то неизвестного, мы, следовательно, не в состоянии устанавливать любые границы Самости. Было бы совершенно необоснованно (и потому ненаучно) ограничивать Самость пределами индивидуальной психе, совершенно не говоря о фундаментальном факте отсутствия каких-либо знаний об этих пределах, видя, что они также лежат в бессознательном. Возможно, мы способны указать пределы сознательного, но бессознательное - просто неизвестная психе и именно по этой самой причине, неограниченная, а потому неопределяемая. Поэтому мы не должны удивляться, если эмпирическая манифестация бессознательного несет все признаки чего-то неограниченного, чего-то не определяемого временем и пространством. Это нуменозное качество и, значит, тревожно, особенно для осторожного ума, который знает цену лишь точно ограниченным концепциям. Он рад не быть философом или теологом, и ни при каких обстоятельствах не встречаться с божественным профессионально. Хуже всего, когда становится ясно, что божественное - это психическая сущность, которая сама воздействует на сознание, так как ночь за ночью наши сны практикуют философию на свой собственный манер. Более того, когда мы пытаемся дать этому божественному исчезнуть и гневно отвергаем алхимическое золото, предлагаемое бессознательным, дела идут плохо, у нас даже могут развиться болезненные симптомы вопреки всем доводам. Но даже когда мы непосредственно обращаемся к проблеме и делаем ее -пусть гипотетически - краеугольным камнем, симптомы исчезают, и мы чувствуем себя "несказанно" хорошо. В этой дилемме мы можем как минимум успокоить себя утверждением, что бессознательное есть необходимое зло, с которым нужно считаться и, что, следовательно, было бы мудрее сопровождать его в некоторых необычных символических странствиях, даже если их значение будет чрезвычайно сомнительными. Было бы, наверное, полезно для душевного здоровья перечитать "урок раннего человечества" Ницше.
* B себе (нем.) Прим. пер.
248 Единственное возражение, которое я могу выдвинуть против такого рационалистического объяснения, состоит в том, что они зачастую неверно оценивают события. Мы можем наблюдать в таких случаях, как, через годы, энтелехия Самости становится такой настойчивой, что сознание должно совершить еще более великий подвиг, собираясь идти в ногу с бессознательным.
249 Все, что может быть выяснено о символизме мандалы, отображает автономный психический факт, характеризуемый феноменологией, которая всегда повторяет себя и повсюду одинакова. Она, как понятие, должна представлять собой нечто вроде атомного ядра, о внутренней структуре и значении которого мы ничего не знаем. Мы также можем рассматривать ее как действительное - т.е. эффективное - отражение сознания, которое не может сформулировать ни цели, ни средств, и полностью проецирует свою активность на виртуальный центр мандалы. 128 Побудительная сила. необходимая для этой проекции, всегда лежит в особой ситуации, где индивидуум уже не знает как помочь себе другим способом. То, что мандала -просто психологический рефлекс, опровергается во-первых автономной природой этого символа, который иногда проявляет себя в снах и видениях с ошеломляющей спонтанностью, а во-вторых - автономной природой бессознательного, которое является не только оригинальной формой психического, но также состоянием, через которое мы прошли в раннем детстве и к которому мы возвращаемся каждую ночь.
Рис. 89. Пеликан кормит детей собственной кровью. Аллегория Христа. -Boschius. Symbolographia (1702).
Не существует доказательства того, что активность психе - просто реагирующая или рефлекторная. В лучшем случае, это биологическая гипотеза ограниченной обоснованности. Превращенная в универсальную истину, она оказывается всего лишь материалистическим мифом, потому что это пересматривает созидательные способности психе, которые - нравится нам это или нет - существуют, и перед их лицом которых все, так называемые "основания" становятся просто случайностями.
33 СОН:
250 Битва между дикарями, в которой совершаются зверские жестокости.
251 Как можно было предвидеть, новое осложнение ("бессмертие") послужило причиной сильнейшего конфликта, что заставляет использовать те же символы, что и в аналогичной ситуации в сне 27 (пар.232).
34 СОН:
252 Разговор с другом. Сновидящий говорит: "Я должен вести разговор с фигурой истекающего кровью Христа и настаивать на самоискуплении."
253 Этот сон, как и предыдущий, указывает на экстраординарный, утонченный вид страдания, вызванного прорывом чуждого духовного мира, очень трудного для восприятия - отсюда аналогия с трагедией Христа: "Царство Мое не от мира сего". Но это также означает, что сновидящий сейчас продолжает решать свою задачу с твердой убежденностью. Ссылка на Христа вполне может иметь более глубокое значение, чем просто моральное напоминание: мы сталкиваемся здесь с процессом индивидуации, процессом, который постоянно поддерживался в западном человеке догматической и религиозной моделью жизни Христа. Акцент всегда ставится на "историчность" жизни Спасителя, и из-за этого его символическая природа остается в тени, хотя инкарнация представляет собой весьма существенную часть symbolon (вероучения). Сила догмы, однако, ни в коем случае не покоится на уникальности исторической реальности Христа, но лишь на собственной символической природе, которая выражает общую психологическую установку, совершенно независимую от существования любых догм. Так, существует "дохристианский", как и "нехристианский" Христос, - следовательно, это автономный психологический факт. Во всяком случае, доктрина первообраза основана на этой идее. В случае современного человека, вообще не имеющего религиозных мнений, предположений, логично появление фигуры Антропоса или Поимуне, поскольку она присутствует в его собственной психе (рис. 117,195).
35 СОН:
254 Актер швыряет свою шляпу в стену, куда она впечатывается и выглядит примерно так:
255 Как показывают некоторые материалы, не включенные в данное исследование, "актер" относится к определенному эпизоду из личной жизни сновидящего. Вплоть до настоящего времени сновидец играл вымышленную роль, которая не давала ему возможность воспринимать себя всерьез. Эта роль стала несовместимой с серьезным положением, которое он обрел сейчас. Он должен отказаться от актера, потому что актер в нем отвергал его собственное "Я". Шляпа относится к самому первому сну (пар. 52), где он надел странную шляпу постороннего человека. Актер швыряет шляпу об стену, и шляпа оказывается мандалой. Так, "чужая" шляпа была самостью, которая в то время - пока он еще играл фиктивную роль -представлялась ему чужой.