Утилизация (использование) новой ситуации. В случае правильного исполнения предыдущего пункта вам начнут помогать ресурсы вышестоящей системы

В случае правильного исполнения предыдущего пункта вам начнут помогать ресурсы вышестоящей системы.

Пункт «Отпусти, контроль, доверься вышестоящей системе, избавься от «страха недостижения» исполнить сложно. Появляется страх. В этот страх нужно входить и проводить с ним катарсис.

«Пассивность, а не активность, ослабление, а не напряжение, забудь чувство ответственности, откажись от власти над собой, от контроля за событиями, предоставь высшим силам заботу о твоей судьбе, будь совершенно равнодушен к тому, куда это приведет тебя, – и ты обретешь не только душевный покой, но и те жизненные блага, от которых, как ты искренне думал, ты отказался».

Необходимо проводить катарсис со всеми возникающими негативными эмоциональными проблемами – от легкой неудовлетворенности и неуверенности, до мучительных депрессий. Входить с ними в резонанс и тем самым «растворять» их. И препятствия исчезают.

И вот еще что важно. Работа с внешним миром и работа с миром внутренним сопряжены друг с другом и не могут рассматриваться раздельно. Одно влияет на другое. Как снаружи так и внутри мы действуем по квантовому циклу.

***

Есть рефлексы от которых легко избавиться, а есть настолько сильные, что в некоторых концепциях поведения их можно рассматривать как генетически обусловленные. Вообще трудно провести границу, где психологически обусловленные факторы поведения переходят в наследственные. По крайней мере то поведение, которое мы сегодня считаем наследственным и инстинктивным, тоже очень сильно влияет на наш выбор.

Откуда сперматозоид знает, что ему надо стремиться к яйцеклетке? Почему кошки во всем мире демонстрируют одинаковое поведение, хотя многих из них отрывают от родителей еще до того как старшее поколение могло бы им передать навыки. Почему амебы, не имея мозга и разума для выбора своего повеления, тем не менее демонстрируют сложнейшие реакции на изменение ситуации. Почему африканские зяблики в опытах, будучи с самого вылупления оторванными от родителей, начинают строить сложнейшие гнезда из подручных материалов.

Можно не сомневаться, что человек со всеми его знаниями и логикой тоже ведет себя по указке тех же сил, что управляют сперматозоидом, кошками и амебами. Эти силы тоже участвуют в формировании поведения и картины мира.

ДЕЯНИЕ В НЕДЕЯНИИ

Внутренняя работа приводит нас к одному важному парадоксу.

Рассуждая о пользе катарсиса, мыслящий человек может спросить: «Хорошо, мы будем заниматься катарсисом. Будем убирать страхи, неудовлетворенность, самолюбие и эмоциональную боль, все то, что заставляет нас действовать в жизни. Растворил самолюбие, бросил бизнес. На душе хорошо, но в кармане пусто. Ничего не будем делать во внешнем мире, наши дети пусть остаются нищими, самому умирать с голоду, но если от этого будешь страдать, испытывать страх смерти и чувство вины, просто наблюдай за страданиями и прорабатывай их внутри себя. Так, что ли? В итоге - смерть». Но ведь нельзя же не жить. А для чего тогда мы сюда пришли?

Когда человек освобождается от мотиваций, все поступки теряют смысл. Страсти и страдания – единственные мотиваторы, доводы которых неоспоримы, но мы их растворяем катарсисом.

Все бессмысленно. «И как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы понесть в руке своей. ...каким пришел он таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер?» (Екклесиаст 5:14–15).

«Кто не замечает суеты мира, тот суетен сам (Паскаль).

«Этот мир лишен смысла, и кто это осознал, обретает свободу» (Камю).

Больной перед операцией: «Доктор, я буду жить?» Доктор: «А смысл?»

Вот тут мы подходим к основному вопросу всех религий, философий и мистических учений. Это вопрос противоречия между необходимостью деятельности и освобождением от мотивов деятельности.В буддизме это учение называется деяние в недеянии, у Толтеков – контролируемая глупость, у индусов – бхакти, деятельность, очищенная от сознания.

В этом вопросе запутались многие. Послушайте отрывок из китайских свитков трех тысяч лет давности.

Однажды первый министр Поднебесной обратился к своему учителю по прозвищу Дядя Дракона:

- Тебе доступно тонкое искусство. Я болен. Можешь ли меня вылечить?

- Повинуюсь приказу, - ответил Дядя Дракона. - Но сначала расскажи о признаках твоей болезни.

- Хвалу в своей общине не считаю славой, хулу в царстве не считаю позором; приобретая, не радуюсь, теряя, не печалюсь. Смотрю на жизнь, как и на смерть; смотрю на богатство, как и на бедность; живу во дворцах, но не боюсь жить на постоялом дворе; смотрю на себя, как и на другого; на нищего и на царя смотрю как на равных. Меня не прельстить чином и наградой, не испугать наказанием и выкупом, не изменить ни процветанием, ни упадком, ни выгодой, ни убытком, не поколебать ни печалью, ни радостью.

Из-за этой тьмы болезней не могу служить государю, общаться с родными, с друзьями, распоряжаться женой и сыновьями, повелевать слугами и рабами и принимать решения. И поистине, жизнь не имеет смысла, и бессмыслица наиболее достойна избрания.

Что это за болезнь? Какое средство может от нее излечить?

Дядя Дракона велел больному встать спиной к свету и стал его рассматривать.

- Ах! - воскликнул он. - Я вижу твое сердце пусто, почти как y мудреца! В твоем сердце открыты шесть врат мудрости, только седьмые остались закупорены. Возможно, поэтому ты и считаешь мудрость болезнью?

Но моим ничтожным искусством этого не излечить (Даосские притчи).

Где выход из этого логического тупика? Наш ум не может представить себе активность без желания и проявление усилий без мотива.

О парадоксах недеяния повествует Бхагават-гита, памятник древнеиндийской культуры.

«И Арджуна увидел в обеих армиях своих отцов, дедов, учителей, дядей по матери, братьев, сыновей, внуков, друзей, а также тестей и благожелателей.

“Что может принести мне эта битва, где погибнут все мои сородичи? Такой ценой, о Кришна, как я могу желать победы в ней, надеяться на царство и радости, которое оно мне принесет?

О Говинда, зачем мне царства, счастье и даже сама жизнь, если те, ради кого мы могли бы этого желать, выстроены сейчас против нас в боевом порядке на этом поле? О Ты, поддерживающий жизнь во всех твоих созданиях, я не готов сражаться с ними, даже в обмен на все три мира, не то что за эту землю. Какую радость принесет нам убийство сыновей Дхритаташтры?

Лучше жить нищенствуя, нежели существовать ценою гибели великих душ, моих учителей. Пусть ими овладела мирская корысть, они все равно остаются моими учителями. Если они будут убиты, все наши радости будут окрашены кровью.

Наши рекомендации