График проведения практических занятий
Алматинская академия экономики и статистики
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Программа обучения по дисциплине (Syllabus)
Для студента
по дисциплине «____________ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА_______________»
для специальности: 5В050700 – « Менеджмент»,
(«шифр-название»)
Формы обучения | ||
Очная | Заочная | |
Всего кредитов | ||
Курс | ||
Семестр | ||
Экзамен (семестр) | ||
Всего часов, из них: | ||
Лекции (часов) | ||
Практические (семинарские) занятия (часов) | ||
Лабораторные занятия (часов) | ||
СРСП (часов) | ||
СРС (часов) |
Алматы, 2016 г.
Программа обучения по дисциплине(Syllabus)
« ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА »разработан ____к.п.н., профессоромАйжановой Гульнарой Койшыбаевной__________________
(ученая степень, звание, должность, ФИО преподавателя)*
Обсуждено и рекомендовано на заседании кафедры СГД, протокол № 1 от «27» августа 2016 г.
Заведующая кафедрой «_ИС и ООД_» _____________ к.п.н., профессор Мадьярова Г.А.
(подпись) (ученая степень, звание, ФИО)
Одобрено на заседании учебно-методического совета академии, протокол № 1 от
« 27 » 08___ 2016 г.
Председатель учебно-методического
совета академии , проректор по УР _____________ _к.э.н., проф., Бекенова Л.М.._____
(подпись) (ученая степень, звание, ФИО)
Сведения о преподавателе:
Айжанова Гульнара Койшыбаевна – кандидат педагогических наук (PhD), психолог, профессор
1. Пререквизиты дисциплины: для освоения изучаемого курса «Психология менеджмента» в объеме программы студент должен уметь работать с научной литературой, обладать навыками анализа информации, владеть компьютером – интернетом, иметь желание изменяться, быть открытым для общения и взаимодействия с другими.
2. Постреквизитыдисциплины: полученные психологические знания могут использоваться в будущей профессии, в деловом, педагогическом и обыденном общении.
Описание дисциплины
Учебная дисциплина «Психология менеджмента» введена в структуру профессиональной подготовки студентов экономического профиля на основании требований ГОСО РК для вышеуказанной специальности как элективный курс.
Знание психологии и психологических особенностей, искусство общения и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение составляет основу жизненного и профессионального успеха.
В Силлабусе представлен список литературы, знакомство с которой предоставит читателю возможность более углубленно изучить заинтересовавшие его вопросы.
В результате изучения курса студенты должны:
Знать:
1. основы курса с учетом современных требований, предъявляемых к ним;
2. роль психологической теории и практики управления в профессиональной подготовке будущих специалистов экономического профиля;
Уметь:
1. самостоятельно работать с литературой и самостоятельно работать
под руководством преподавателя в процессе профессиональной подготовки;
2. владеть культурой учебно-познавательного труда в высшей школе;
3. приобрести практические навыки по овладению культурой
умственного труда в процессе самостоятельного приобретения психологических и социально-профессиональных знаний, а также иметь навыки по работе с научно-педагогической литературой при самостоятельном написании контрольной работы (реферат, доклад, сообщение).
Овладеть:
1. основными психологическими понятиями,
2. умением наблюдать, анализировать и организовывать с другими систему эффективного взаимодействия.
Итоговая аттестация предполагает экзамен, на котором определяется степень сформированности:
· знаний о научных основах психологических проблем
теории и практики, психологии делового общения,
· информационных, перцептивных, интерактивных, коммуникативных, прогностических, организаторских умений, лежащих в основе деятельности современного специалиста;
· умений в области эффективного взаимодействия в условиях современного общества.
Посещение лекционных и семинарских занятий осуществляется согласно расписанию. К семинарским занятиям необходимо иметь краткий текст выступления по тем вопросам, которые были заранее даны преподавателем. Студенты, опоздавшие на занятия более чем на 10 минут, не допускаются к ним. На лекциях и семинарах не допускается пользование мобильными телефонами.
На практические занятия (практикумы, семинары) заранее (за 1 неделю) дается задание в объеме 5-7 проблемных вопросов, на которые необходимо письменно в виде тезисов или сокращенного текста выступления, подготовить исчерпывающие ответы. Указываются также литературные источники, на которые студент может опираться при подготовке ответов на данные вопросы. Время выступления студента на занятиях в пределах 5-7 минут.
На самостоятельное выполнение контрольных работ (реферат, доклад, сообщение и др.) студенту отводится время не менее 10 дней. Преподавателем, по согласованию со студентом, определяется тематика контрольной работы и указываются литературные источники, на которые целесообразно опираться при подготовке письменной работы. Объем контрольной работ минимум 10-12 страниц, включая титульный лист - 1 стр., содержание работы с указанием названия параграфов - 1 стр., текст работы – 7-9 стр., заключение — 1 стр., список использованных источников — 1 стр. Каждая страница основного текста работы должна содержать 44-45 строк компьютерного набора, шрифт- 14.
Контрольные работы, доклады, рефераты и другие письменные формы контроля знаний студентов выполняются самостоятельно с изложением основных положений изучаемого вопроса, а не путем переписывания абзацев и положений из литературных источников.
4. Цель изучения дисциплины – развитие психологического мышления студентов на основе изучения и усвоения ими знаний курса психологии, формирование умений и навыков системного анализа психологических явлений.
5. Задачи изучения дисциплины:
· систематизировать знания по общей психологии и психологии взаимодействия на основе изучения общепсихологических закономерностей психологических феноменов;
· учить наблюдать, анализировать психологические явления реальной действительности;
· развивать умения и навыки познавательной деятельности студентов в процессе системно-психологического анализа различных теорий и психологических фактов.
Содержание дисциплины
Наименование раздела
Модуль 1. Теоретические и методологические основы психологии МЕНЕДЖМЕНТА
Модуль 2. Личность как объект и субъект управления
Модуль3Управленческое общение
Модуль 4. Психология управления групповыми явлениями и процессами в деятельности руководителя
Модуль 5. Психология управления конфликтными ситуациями в деятельности руководителя
Наименование и содержание каждой темы
Тематика и содержание занятий
Модуль 1. Теоретические и методологические основы психологии МЕНЕДЖМЕНТА
Психология управления как отрасль психологии. Понятие психологии управления. Предмет психологии управления. Сравнительный анализ управленческих культур. Субъект и объект управления. Организация. Система управленческих отношений. Управление и подчинение. Виды подчинения. Система управления как целостно-организационное объединение. Управленческая деятельность и управленческие отношения. Этапы развития психологии управления как науки. Уровни психолого-управленческой проблематики. Психологические особенности организационных структур управления. Психология организации и общих принципов управления. Психологические методы управленческой деятельности. Психология субъекта управленческой деятельности. Перцептивные процессы в управленческой деятельности. Мнемические процессы в управленческой деятельности. Мыслительные процессы в управленческой деятельности. Интеллектуальная основа эффективности. Мотивация деятельности руководителя. Эмоционально-волевые состояния в управленческой деятельности. Организация управления, разделение труда, единство распорядительства, единство руководства, централизация, иерархия, постоянство состава персонала, единение персонала.
Модуль 2.Личность как объект и субъект управления
Понятие о личности в психологии. Различные научные подходы к рассмотрению личности. Особенности психолого-управленческого подхода.Социализация личности. Периоды социализации личности.Психологические кризисы.Личность руководителя. Структура личности руководителя. Стили управления. Понятия «руководство» и «управление», «менеджер» и «лидер». Принципы американского менеджмента. Характеристика «руководителя-лидера». Понятие управленческой деятельности. Функции управленческой деятельности. Функции организации. Психологические теории лидерства. Научные подходы к определению профессионально важных качеств руководителя. Факторы выбора стиля руководства. Принятие решений. Делегирование полномочий. Этапы принятия решений. Деловая карьера руководителя. Планирование и реализация. Виды карьер. Личность подчиненного. Структура личности подчиненного.Характеристика процесса адаптации подчиненного. Характеристика социально-психологической адаптации и ее стадии.Понятие о системе регуляции поведения и деятельности личности. Факторы адаптации. Организационные ценности.
Модуль 3.Управленческое общение
Понятие общения.Управленческое общение как психологический феномен. Условия эффективного взаимодействия в управленческом общении. Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя. Особенности подготовки и проведения служебного совещания.Сущность перцептивной стороны общения.Закономерности формирования первого впечатления.Механизмы взаимовосприятия. Основные мимические «коды» эмоциональных состояний. Типы поведения людей.Коммуникативная сторона общения.Основные коммуникативные барьеры в общении.Психологическая сущность взаимодействия.Структурные компонентыпроцесса взаимодействия в общении. Дистанции в общении. Трансактный анализ Э.Берна.Теоретические основы психологии воздействия. Структура управленческого воздействия. Компоненты структуры управленческого воздействия.Теория когнитивного диссонансаЛ. Фестингера. Концептуальные подходы психологического воздействия.Феномен группового давления.Феномен «нога в дверях».Условия эффективности убеждающей информации. Практические правила и принципы организации эффективной, убеждающей информации. Способы и формы управленческого воздействия. Типология объектов психологического воздействия. Виды приказов и распоряжений. Формы делового общения. Деловая беседа и ее виды. Этапы ведения деловой беседы.Язык служебных документов.
Модуль 4. Психология управления групповыми явлениями и процессами в деятельности руководителя
Психологическая сущность социальной организации. Коммуникационная структура организации. Виды организации. Принципы социальной организации.Структура и виды социальной организации.Коллектив как объект и субъект управления. Сущность групповой динамики. Феномены групповой жизнедеятельности. Распределение деловых ролей. Управление социально-психологическим климатом. Причины плохих коммуникаций в организации.Сущность социометрии и ее возможности. Объективные признаки существования коллектива.
Модуль 5. Психология управления конфликтными ситуациями в деятельности руководителя
Конфликт как психологическая проблема. Конфликт и его структурные компоненты.Динамика возникновения и развития конфликта. Стадии развития конфликта. Психологический анализ конфликта. Основные типы производственных конфликтов. Способы урегулирования и приемы преодоления конфликтов. Служебные интриги как предвестники конфликтов. Внутренние «шумы» руководителя и пути их преодоления. «Кодекс поведения» в конфликте. Здоровье как фактор эффективной деятельности руководителя. Слагаемые здоровья. Виды здоровья. Стресс в деятельности руководителя. Общие стрессора. Виды стрессора. Профилактика стресса. Жизненные кризисы и деятельность руководителя. Особенности кризисов профессионального становления.
Календарно-тематический план изучения дисциплины «__ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА__» для студентов 4 курса очного отделения
Неделя | Содержание занятий | Лекц. | Сем.-практ. | СРСП |
Модуль 1. Теоретические и методологические основы психологии МЕНЕДЖМЕНТА | ||||
1 неделя | Лекция 1.Предмет, цели и задачи психологии менеджмента. Место психологии менеджмента в системе наук. Методы психологии менеджмента. | |||
1 неделя | Практическое занятие 1.Этапы развития науки управления | |||
1 неделя | СРСП 1.Сравнительный анализ управленческих культур | |||
2 неделя | Лекция 2. История становления психологии менеджмента. Основные теории управления | |||
2 неделя | Практическое занятие 2. Психологические методы управленческой деятельности | |||
Модуль 2.Личность как объект и субъект управления | ||||
3 неделя | Лекция 3. Психология процесса управления Личность руководителя. | |||
3 неделя | Практическое занятие 3.Стили управления. | |||
3 неделя | СРСП 2.Психологические кризисы. | |||
4 неделя | Лекция 4. Психология субъекта управления. Проблема руководства и лидерства. Личность подчиненного. | |||
4 неделя | Практическое занятие 4. Структура личности руководителя и подчиненного | |||
Модуль 3.Управленческое общение | ||||
5,6неделя | Лекция 5. .Психология решения управленческих задач | |||
5,6 неделя | Практическое занятие 5. Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя. | |||
7,8 неделя | Лекция 6. Психология объекта управления. | |||
7,8 неделя | Практическое занятие 6.Типы поведения людей в организации. | |||
7 неделя | СРСП 3. Особенности подготовки и проведения служебного совещания. | |||
9 неделя | Лекция 7. Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя. | |||
9 неделя | Практическое занятие 7. Теоретические основы психологии воздействия. | |||
Модуль 4. Психология управления групповыми явлениями и процессами в деятельности руководителя | ||||
10,11 неделя | Лекция 8. Психология управления группой | |||
10,11 неделя | Практическое занятие 8. Коммуникационная структура организации | |||
Модуль 6. Психология управления конфликтными ситуациями в деятельности руководителя | ||||
12,13 неделя | Лекция 9. Деловое общение в управлении. | |||
12,13 неделя | Практическое занятие 9. Основные типы производственных конфликтов. | |||
12 неделя | СРСП 4. Способы урегулирования и приемы преодоления конфликтов. | |||
13 неделя | СРСП 5. Служебные интриги как предвестники конфликтов. | |||
14,15 неделя | Лекция 10. Конфликтология. Урегулирование конфликтных ситуаций. | |||
14,15 неделя | Практическое занятие 10. Стресс в деятельности руководителя. | |||
14неделя | СРСП 6. Внутренние «шумы» руководителя и пути их преодоления. | |||
15 неделя | СРСП 7. Жизненные кризисы и деятельность руководителя. | |||
График проведения практических занятий
Неделя | Тематика | Часы |
1 неделя | Практическое занятие 1.Этапы развития науки управления | |
2 неделя | Практическое занятие 2. Психологические методы управленческой деятельности | |
3 неделя | Практическое занятие 3.Стили управления. | |
4 неделя | Практическое занятие 4. Структура личности руководителя и подчиненного | |
5,6 неделя | Практическое занятие 5. Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя. | |
7,8 неделя | Практическое занятие 6.Типы поведения людей в организации. | |
9 неделя | Практическое занятие 7. Теоретические основы психологии воздействия. | |
10,11 неделя | Практическое занятие 8. Коммуникационная структура организации | |
12,13 неделя | Практическое занятие 9. Основные типы производственных конфликтов. | |
14,15 неделя | Практическое занятие 10. Стресс в деятельности руководителя. |
График проведения СРСП
№ недели | Тема занятия | Форма проведения СРСП | |
Форма выполнения | Форма контроля | ||
1 неделя | СРСП 1.Сравнительный анализ управленческих культур | Изучение научной литературы, анализ и систематизация изученного материала | Рефераты, доклады, сообщения |
3 неделя | СРСП 2.Психологические кризисы. | Практическая работа | Рефераты, доклады, сообщения |
7 неделя | СРСП 3. Особенности подготовки и проведения служебного совещания. | Практическая работа | Рефераты, доклады, сообщения |
12 неделя | СРСП 4. Способы урегулирования и приемы преодоления конфликтов. | Работа в группах | Рефераты, доклады, сообщения |
13 неделя | СРСП 5. Служебные интриги как предвестники конфликтов. | Практическая работа | Рефераты, доклады, сообщения |
14 неделя | СРСП 6. Внутренние «шумы» руководителя и пути их преодоления. | Практическая работа | Рефераты, доклады, сообщения |
15 неделя | СРСП 7. Жизненные кризисы и деятельность руководителя. | Практическая работа | Рефераты, доклады, сообщения |