Тема: Предпосылки развития философско-психологической мысли XVII - XVIII столетий
Темы семинара
Вопросы, рассматриваемые на семинаре
1.Источники развития отечественных психологических знаний в период русского Средневековья.
2. Охарактеризуйте основные тенденции психологической мысли в рассматриваемый период.
3. Психологические проблем,ы рассматриваемые в произведениях Нила Сорского и Артемия Троицкого.
4. Содержание и смысл учения нестяжателей.
5. Охарактеризуйте вклад М. Грека в развитие русской психологической мысли.
6. Роль сборников «Пчела», «Толковая Палея», «Диоптра» в распространении философско-психологического знания на Руси.
Тема: Предпосылки развития философско-психологической мысли XVII - XVIII столетий
1. Общие тенденции развития философско-психологической мысли на Руси в период Средневековья.
2. Психологические проблемы в трудах Нила Сорского и Артемия Троицкого.
3. М.Грек и его вклад в развитие философско-психологической мысли на Руси.
4. Психологические идеи в сборниках литературно-художественной и философской направленности «Пчела», «Толковая Палея», «Диоптра».
Развитие психологических знаний на Руси, так же, как и в других странах, совершалось в недрах философии, а она, в свою очередь, базировалась на двух источниках: на традициях античности и национальной культуры.
У славян были оживлённые связи с Византией и Грецией, поэтому античные представления о душе и теле были известны грамотным людям на Руси.
XVI столетие считают вершиной развития русской средневековой культуры в области зодчества, иконописи, музыки, литературы, и науки того времени. Для философской мысли того времени свойственно стремление к глубокому и всестороннему познанию мира и человека.
В это время были написаны произведения сугубо психологического содержания («Устав» Нила Сорского, главы из произведений Максима Грека) [6,10, 11].
Это связано с тем, что к концу XV века интерес к вопросам психической жизни человека настолько усилился, что возникла потребность в специальных сочинениях на психологические темы. Первые опыты в создании отечественной литературы по вопросам психологии связаны с именем Нила Сорского (в миру Николай Майков), крупного церковно-политического и литературного деятеля последней четверти XV и начала XVI века (около 1433 — 1508). Это духовный отец «нестяжателей», названных так потому, что они выступали против права монастырей владеть населенными землями и считали нестяжательство, т.е. бескорыстие, главным монашеским обетом. Им противостояли «иосифляне», названные так по имени основателя этого движения Иосифа Волоцкого, защищавшие идею неприкосновенности монастырского землевладения.
В XV-XVI веке Нилом Сорским положено начало разработке проблемы страсти, той проблемы психологии личности, которая вплоть до половины XIX столетия входила у нас в число основных психологических проблем и интересовала Ломоносова, Радищева и других русских мыслителей и психологов. Вслед за Иоанном Лествичником Нил Сорский выделяет следующие стадии в развитии страстей: восприятие («прилог»), фиксация («сочетание»), адаптация («сложение»), утверждение («пленение») и, наконец, доминация — «страсть» в её подлинном значении. Усилием воли и переменой внешнего образа жизни человек должен преодолевать свои страсти на ранних стадиях их развития[28]. Не исключено, что идеи Нила Сорского оказали влияние на Ухтомского при разработке идеи доминанты.
Нил Сорский предлагает частные приемы предотвращения развития страстей. Нил убежденно советует одному из своих друзей, находящемуся с ним впереписке: «…переложи помысл на ину некую вещь»,другому советует: «тюри что-либо рукаделиа, сим бо лукавые помыслы отгоняются» (т.е. займись физическим трудом). Пройдут столетия, и мы встретим подобные «советы» под названием «сублимация» у Фрейда и других психоаналитиков [ 28,30,31]
Мы с полным правом можем назвать Нила Сорского «отечественным психологом XV века». Для того, чтобы оценить по достоинству вклад Сорского в психологию, надо осознать, что его концепция была создана почти 500 лет назад, в эпоху, когда Запад еще не имел ни Бэкона, ни Декарта, ни Локка, выступивших на историческую сцену целым столетием и даже двумя столетиями позже.
Огромное значение на развитие философско-психологической мысли на Руси оказали идеи «нестяжателей».
"Нестяжательство" — это идеологическое течение, оформившееся в рамках русской православной церкви во второй половине XV — начале XVI в. Названия "нестяжатели" его сторонники получили за то, что проповедовали бескорыстие (нестяжание) и, в частности, призывали монастыри отказаться от владения каким-либо имуществом, в том числе земельными угодьями, селами, и превратиться в школы чисто духовной жизни. Проповедь нестяжания, хотя и была одной из главных в данном учении, не выражала его глубинного смысла. Идея бескорыстной жизни, т.е. жизни, освобожденной от стремления к материальному богатству, вырастала у заволжских старцев из другой идеи, психологическая суть которой заключалась в том, что главное в человеческой жизни совершается не во внешнем по отношению к человеку мире, а внутри самого человека. Настоящая, соответствующая природе человека жизнь - это жизнь его духа. Надлежащее устройство своей внутренней, духовной жизни требует от человека, помимо прочего, достижения определенной степени свободы от внешнего мира, в том числе и от различных мирских благ. При этом нет необходимости стремиться к полному освобождению от внешнего мира — отшельничество в их представлении есть такая же крайность, как жизнь в материальной роскоши. Важно, чтобы внешний мир не мешал внутреннему самоусовершенствованию человеческой натуры [31].
Интересной личностью в бурное царствование Ивана Грозного был также Артемий Троицкий. Последователь учения Нила Сорского, он по настоянию царя был поставлен в 1551 г. игуменом Троице-Сергиева монастыря. Взгляды Артемия на познание, человека, мир близки античной философской традиции.
Процесс познания он считал бесконечным. Артемий выделял в человеке три начала: плотское («преестество»), душевное («естество»), и духовное («вышеестество»). И хотя он подчеркивал примат духовного, встречаются в его произведениях и натуралистические идеи. [31].
Психологическая мысль в XV в. на общем фоне подъема народного самосознания, прогрессировавших феодальных отношений, расцвета культуры значительно продвинулась в понимании мира и человека. Свойства физических и психических процессов формулируются как подчиненные общему правилу; складывается убеждение в единообразии процессов природы; оформляется идея причинной зависимости этих явлений; опыт и наблюдение осмысливаются как средства познания действительности.
Большой вклад в развитие философско-психологической мысли на Руси внёс Максим Грек.
Преподобный Максим Грек (Михаил Триволис) – знаменитый православный богослов, переводчик, писатель. Родился он около 1470 г. в Греции (г. Арта), юность провел в Италии, Франции, там и учился. После получения образования в странах западной Европы Максим удалился на святую гору Афон. Здесь он принимает монашеский постриг.
По приглашению русского Великого князя Василия III Максим Грек отправился в Москву для перевода и исправления богослужебных книг и текстов Русской церкви. Поэтому в историю духовной жизни России преподобный Максим Грек вошел как «писатель, переводчик, просветитель» [22].
Мировоззрение Максима Грека органически вписывается в парадигму русского национального менталитета, для которого, по мысли В.С. Соловьёва, в высшей степени характерны «миролюбие и кротость, любовь к идеальному» [37].
Bсю свою жизнь Максим Грек неустанно призывал московских государей жить в совершенном соответствии с евангельскими заповедями, быть кроткими, милосердными, справедливыми. Подобные идеи мы встречаем ещё в «Поучении» Владимира Мономаха (IX век).
По его мысли, одной из важнейших задач государя является борьба с собственными страстями, главные из которых суть сластолюбие, славолюбие и сребролюбие. В том случае, если государь не только не укрощает эти страсти, но и добровольно им покоряется, страдает не только он сам, а и все его подданные, за которых он несет ответственность перед Богом.
Кроме того, правитель обязательно должен прислушиваться к советам своего окружения, составленного из людей мудрых и дальновидных. Только таким образом государь может стать истинным самодержцем и осуществит свое предназначение на земле: сохранит истинную веру, Православие, и спасет души своих подданных.
Максим Грек традиционно выделял в человеке три начала: плотское, душевное и духовное. Ум - "кормчий души", и он должен играть роль главенствующую по отношению к душе и телу. Но ум сам нуждается в просвещении, которое неотделимо от нравственного совершенствования. Нравственные усилия позволяют "мысль от плоти обуздати". Такой результат связан не только с моральным, но и с познавательным опытом: чтобы постичь истину, надо жить в ней. Необходимо просвещение не только ума, но и сердца. Если сердце "суетно", то никакое постижение истины (а следовательно, и спасение) невозможно. Сердце в данном случае - традиционный символ цельности духовной жизни. У Максима Грека, как это принято в христианской традиции, достичь чистоты сердца и ума позволяет любовь, которая "превыше всего", любовь к Богу и ближнему. В истории философии он высоко ценил Сократа, Платона и Аристотеля. Из христианских мыслителей выделял Августина и Иоанна Дамаскина. В своих воззрениях на государственную власть Максим Грек был сторонником гармонического единства власти светской и духовной. Его идеал - просвещенный властитель, глубоко осознающий свою ответственность перед Богом и народом, признающий религиозно-нравственный авторитет церкви [ 10, 35].
М. Грек выражал гуманистические идеи о равенстве людей независимо от расовой или конфессиональной принадлежности благодаря присутствию в каждом человеческом индивиде образа Божия. Человек выражает собой космическую гармонию, он есть микрокосм, соединяющий в себе силы ума и сердца. Учение о микрокосме, унаследованное из античной« философии, тесным образом связанo со свободой воли человека. Быть человеком значит быть Я, являющимся субъектом своей воли и действия. Поэтому тема свободы воли человека, поднятая М. Греком, является ключевой в его произведениях. (К.В.Коновалов, 2011) Воля человека, может свободно ориентироваться как на добро, так на и зло. Самое интересное наблюдение, сделанное Максимом, то, что воля может осуществляться бессознательно, не проникая в сферу сознания, и невозможно избежать всех помыслов, приходящих в сознание извне. Человек понимается холистически. Он есть единство души и тела[там же].
В период русского Средневековья издавались несколько сборников, такие, как «Толковая Палея», «Пчела», «Диоптра» и другие. По мнению большинства исследователей, Толковая Палея возникла не позднее XIII в. на русской почве. Автором Палеи был человек обширных знаний. Его интересовали процессы возрастного развития человека, идея взаимного соответствия конституции тела и характера, проблема бессмертия души, проблема локализации души, высказывались другие присущие тому времени взгляды на природу человека. Одним из основных свойств человеческой души автор Палеи считает «самовластье», т.е. свободу воли.
«Пчела» – один из философских сборников эпохи русского Средневековья, автор которого неизвестен. Особое внимание автор (или авторы) уделяют проблемам психологии — ряд статей специально посвящен этим вопросам: «Слово о души», «Слово о мудрости», «Слово о памяти», «Слово о съне» (первая теория сна), «Слово о вольнем и невольней», «Слово о ярости и о гневе» и т.п
В «Пчеле» обсуждаются сугубо психологические вопросы: автора интересует моральная оценка поведения человека, которая должна производиться, по мнению автора, не только по объективным результатам, а с учётом того, каковы мотивы, лежащие в их основе. Ценными в нравственном отношении поступками являются только те, которые совершаются человеком по своей воле, а не по принуждению или из страха. Необходимо руководствоваться в своем поведении не мимолетными желаниями, а сознанием долга.
Некоторые проблемы психологической науки, которые актуальны и сегодня, решаются автором с реалистических позиций. Так, высказывается мысль о том, что развитие ума обусловлено сочетаньем двух условий — природных данных, действующих с объективной закономерностью, и целенаправленной человеческой деятельности. Ярким выражением реалистического подхода составителя «Пчелы» является утверждение, что человеческие отношения познаются только в определенных жизненных обстоятельствах. []
«Диоптра» в отличие от рассмотренных выше произведений, написана не в форме цельного трактата и не в форме сборника отдельных изречений, а в форме диалога, ведущегося между «душой» и «плотью», в котором раскрывается своеобразная философско-антропологическая концепция человека. Автором этого литературно-публицистического памятника считают Филлипа Пустынника. Автор рассуждает о происхождении души и ссылается на три точки зрения, существующие в то время в западноевропейской литературе. Его интересуют вопросы о вместилище души, об индивидуальных и типологических различиях, о возрастном развитии человека.
Особое значение Филлип Пустынник придает моральным качествам, которым даёт свою классифицикацию. Поднимая вопрос о «добре» и «зле», Пустынник по-своему интерпретирует вопрос о борьбе мотивов, о наличии у человека свободной воли [6, 32].
Сборники «Пчела», «Толковая Палея», «Диоптра» являлись, как большинство трудов научной мысли того времени, произведениями синкретического характера, т.е. они были литературно-художественными произведениями и одновременно научными трудами. Эти стилевые особенности способствовал распространению научного знания среди грамотных людей того времени и вносили вклад в развитие просвещения на Руси.
Таким образом, русская психологическая мысль развивалась одновременно с западноевропейской мыслью, в чём-то опережая её; русским мыслителям были известны труды их коллег в Греции, Германии и Франции. В литературно-философских трудах того времени мы видим почти весь спектр проблем, присутствующих позднее в психологии XIX-XX веков.
Вместе с тем у русских мыслителей были свои излюбленные темы, такие, как проблема справедливости, и ответственности, которые должны быть присущи всем людям, но особенно тем, кто облечён властью; идея самосовершенствования (борьбы со страстью); проблема Богопознания как аспект теории познания и др. Они выдвигают идеи, ставше впоследствии предметом обсуждения и в западной Европе (теория сна, психология властителя, идея телесной конституции и её связи с психикой). Уже в те отдалённые времена наметились две тенденции во взглядах на душу человека: натуралистический и философско-религиозный, что явилось началом формирования двух основный направлений в философии и психологии.