Опасность приема психостимулирующих препаратов.

Наряду с положительными эффектами прима психостимуляторов хотелось бы напомнить об опасности приема психотропных средств. Перед анализом побочных эффектов психостимуляторов необходимо отметить, что некоторые препараты данной группы действуют на организм достаточно жестко. Они способны вызывать неэкономное, истощающее расходование энергетических ресурсов организма, а в экстремальных условиях (гипоксия, высокая температура и др.) психостимулирующий эффект уменьшается и даже извращается, а качество сложной деятельности снижается. В связи с этим важно соблюдать условия эффективного и безопасного применения психостимуляторов. Условие их эффективности — применение на фоне утомления (но не переутомления) и в неосложненных условиях деятельности. Условием безопасности следует считать непродолжительный прием препаратов с целью повышения умственной и мышечной работоспособности при утомлении, что уменьшает вероятность формирования зависимости с последующим полноценным отдыхом и питанием для восстановления энергоресурсов организма [1, с.21].

Характеристика побочных эффектов психостимуляторов.

Наиболее типичны для всех препаратов беспокойство, психомоторное возбуждение, бессонница, способность вызывать лекарственную зависимость, нечастые аллергические реакции (кожная сыпь).

Кофеин способен вызывать не только побочные эффекты со стороны ЦНС, но и тахикардию, аритмии, загрудинные боли, повышение артериального давления, тошноту. Иногда отмечаются боли в эпигастрии, особенно при использовании натощак, что связано со стимулирующим влиянием на секрецию желудочного сока. При длительном применении больших количеств кофеина его побочные эффекты выражены наиболее ярко.

Многие психостимулирующие препараты вызывает ажитацию, речевое возбуждение, тремор, расстройства сна, что связано с активацией ретикулярной формации головного мозга. Возможно появление тиков и их усиление, если они имели место до назначения препарата. Нередко прием препарата сопровождается головной болью, депрессивной симптоматикой, возможны острые бредовые расстройства. Также ко многим препаратам быстро развивается привыкание, требующее повышения дозы для достижения стимулирующих эффектов, но в связи с небольшой широтой терапевтического действия повышение дозы угрожает развитием отравления [7, с.29].

Профилактика стресса

Хотя стресс в жизни студента и является неотъемлемой частью, нужно чтобы экзамен не стал причиной нервного срыва. Вот некоторые рекомендации, для того чтобы избежать нервных перегрузок во время сессии.

1. Желательно объективно оценивать свои знания и верить в себя. Обычно человек рисует себе страшные картины, но на самом деле это обычный рабочий процесс для преподавателя.

2. Не пытайтесь быть совершенными. Для чего нужна именно эта оценка? Желательно придерживаться золотой середины и не пытаться брать невозможные барьеры.

3. Сейчас экзамены кажутся масштабным мероприятием в жизни, но если смотреть на них в аспекте всей жизни, то это всего лишь незначительнее событие.

4. Желательно не пить перед экзаменами слишком много чая, кофе и газированных напитков. Кофеин возбуждает мозг и делает его невосприимчивым к информации. Лучше съесть апельсин, банан или грецкие орехи. Многие студенты знают о приливах сил после шоколада. Некоторые запасаются на период сессии шоколадками, но эффект бодрости от него кратковременный и длится примерно полчаса [3, с.14].

II. Практическая часть

Исследование заключает в себе - определение числа студентов, которые осведомлены о побочных действиях психотропных препаратах.

Ход исследования:

Для проведения опроса студентов разработана анкета из 26 вопросов.

Опрошено всего 135 студента 1 и 2 курсов (приложение 2.1)

Получены результаты:

1. В ходе данного исследования по вопросу: «Часто ли вы испытываете чувство страха?», были получены следующие данные. 24 испытуемых часто испытывают чувство страха, что составляет 17%, 57 (43%) – иногда испытывают данное чувство и 54 (40%) редко.

2. На вопрос: «Вы считаете себя стрессоустойчивым?», были установлены такие результаты: 79 (59%) –считают себя стрессоусойчивыми, 56 (41%) – так не считают.

3. Рассмотрев вопрос: «Испытываете ли вы чувство страха перед экзаменом?», получили такое соотношение: 111 (82 %) испытуемых испытывают страх перед экзаменом, 24 (18%) –не испытывают страха.

4. 76% известно о психотропных препаратах, а 24% не знают о таких веществах.

5. На вопрос: «Курите ли вы во время стресса» 77% ответили что не курят вообще, 13% что курят, и 10% ответили что иногда.

6. 56 % не испытывают трудностей в обучении и 44% трудно дается учеба.

7. На вопрос: «Как долго вы спите?» 7-9 часов, что является нормой для человека, ответили 60% испытуемых, 5-6 часов спят 29% и менее 5 часов ответило 11%.

8. 59% испытуемых не мучает совесть за ошибочный ответ на уроке, и 41% переживают за ошибочный ответ.

9. На вопрос: «Часто ли вас мучают головные боли?», ответили следующим образом: 42% - редко, 37% - иногда и 21% - часто.

10. 37% испытуемых склоны впадать в депрессию и 63% нет.

11. На вопрос: «Думали ли вы о суициде?» ответили 78% что нет и 22% думали.

12. На вопрос: «Если вы находитесь в угнетенном состоянии то вы:» 5% ответило что выпьют успокоительного и дальше продолжат свое дело, 11% замкнутся в себе, не будут не с кем разговаривать, 34% успокоят себя любимым делом, 39% поговорят о данной проблеме с тем кому доверяют и 11% не нашли в этом вопросе правильного варианта ответа.

13. На вопрос: «Экзамен для вас:» 57% испытуемых понимают что после его сдачи, они смогут расслабится, для 27% это проверка знаний, для 16% это пытка и для 5% это повод напиться.

14. В этом вопросе мы попросили испытуемых написать название растения имеющие успокаивающее действие, популярными оказались Валерьяна 36% и Пустырник 31%, менее популярные это Пион 11%, Ромашка 9%, Мята 6%, Женьшень 3%, Боярышник 2% и Шалфей 2%.

15. Лишь 4% испытуемых принимают психотропные препараты во время сессии.

16. На вопрос: «Кто советует вам принимать психотропные препараты?» 48% ответило что они советуются с врачом, 48% ответило что они сами знают что им лучше принимать, и 4% советуют родители.

17. 91% никогда не принимали психотропных препаратов, 6% редко их принимают, и 3% часто.

18. 99% испытуемых считают что психотропные препараты на них действуют.

19. 99% не принимают снотворных средств.

20. 75% студентов перед употреблением психотропных препаратов читают противопоказания а 25% - нет.

21. 75% испытуемых соблюдают дозу и время приема а остальные 25% этому пренебрегают.

22. На вопрос: «Считаете ли вы что прием психотропных препаратов помогает справится со стрессом?» 78% ответило да и 22% что нет.

23. 99% студентов знают к чему приводит длительный прием психотропных препаратов.

24. На вопрос: «Знаете ли вы о побочных действиях лекарствах угнетающих ЦНС?» 73% ответили что знают и 27% нет.

25. 66% испытуемых считают что прием психотропных препаратов является безопасным, остальные 34% считают что нет.

26. В данном вопросе студенты должны были написать какие психотропные препараты они употребляют, преимущественно используются настойки Валерьяны 47% и Пустырника 32%, а так же нейротропные средства Глицин 16%, и транквилизатор Адаптол 5%.

Вывод

Данные полученные в ходе проведённого исследования показывают,

что 76% студентов знают о психотропных препаратах, 73% знают о побочных действиях и 99% знают к чему может привести длительный прием психотропных веществ, следовательно студенты достаточно осведомлены о влиянии веществ угнетающие ЦНС. По осведомленности о воздействии психотропных препаратов на организм человека по специальностям, составило 62% студентов специальности лабораторная диагностика, 70% фармация, 80% сестринское дело и 94% лечебное дело. По курсам самыми осведомленными оказались 1 курсы 85%, на втором месте 2 курсы 80%, и как оказалось 3 курсы менее осведомлены о психотропных препаратах 62%. Данные показатели свидетельствуют об актуальности выбранной темы. На вопрос: «Испытываете ли вы чувство страха перед экзаменом?» 82% студентов ответили что испытывают, однако 96% не принимают психотропных веществ во время сессии. Эти данные показывают, что студенты стараются избегать приема средств влияющих на ЦНС.

59% студентов считают себя стрессоусойчивыми, 63% не склоны впадать депрессию. Это говорит о том, что большая часть массы благополучно справляются со стрессовыми ситуациями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аляев Ю.Г., Базин И.С. Эффективная фармакотерапия. Неврология и психиатрия. Спецвыпуск «Сон его расстройства-3» 2015г

2. Гиппенрейтер. Ю. Введение в общую психологию 2-е издание 2013г

3. Жуков Д.А. «Химия и жизнь» №11, 2015г

4. Лосева Е.В. Нейронаука для медицины и психологии 2015г

5. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей 6-е издание 2013г

6. Харкевич Д.А. Фармакология с общей рецептурой 3-е издание 2015г

7. Шацберг А.Ф., Коул Д.О., ДеБаттиста Ч. Руководство по клинической психофармакологии 2014г

Приложение

Тест на актуальность психотропных препаратов.

Наши рекомендации