Задания для контролируемой самостоятельной работы студентов
Пользуясь литературой, приведенной в списке, заполните таблицу
Общая патопсихологическая характеристика дизонтогенеза.
1. Нарушения психического развития по типу ретардации.
1.1.Дизонтогенез по типу стойкого недоразвития (интеллектуальная недостаточность, ее врожденная форма-олигофрения).
Психические процессы | Характеристика |
Моторика | Грубое недоразвитие движений в виде общей моторной неловкости, недоразвитие мелкой моторики |
Ощущения и восприятие | |
Память | Сниженная; недостаточность запоминания, хранения, воспроизведения информации; невозможность опосредованного запоминания; смысловая организация материала не эффективна |
Внимание | Трудности концентрации и переключения, сужение объема, пассивное внимание более сохранно, чем активное |
Мышление | Первичный интеллектуальный дефект; мышление чрезвычайно конкретно, невозможно образование понятий, практически невозможно обучение в интеллектуальной сфере, нет переноса навыков, обобщение и абстракция практически недоступны |
Речь | Выражено недоразвитие, бедный словарный запас, активный словарь резко ограничен по сравнению с пассивным, грамматический строй упрощен и часто неверен, затруднено понимание смысла слов, часто наблюдаются дефекты произношения, косноязычие |
Эмоционально-волевая сфера, особенности деятельности и личность | Вторичный дефект, недоразвитие личности, упрощение эмоциональной сферы, неспособность к обобщению аффективных переживаний, безволие, внушаемость, примитивные реакции, нередко раздражительность и агрессивность |
1.2. Дизонтогенез по типу задержки психического развития (трудности в обучении различного генеза: конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического).
Психические процессы | Характеристика дошкольников | Характеристика школьников |
Моторика | Может быть недоразвитие мелкой моторики | |
Ощущения и восприятие | Быстрая пресыщаемость в интеллектуальной деятельности | |
Память | Непосредственное запоминание может быть резко снижено, доступно опосредование, смысловая память может быть не нарушена | |
Внимание | Могут быть трудности концентрации переключения | |
Мышление | Вторичный интеллектуальный дефект; замедленное интеллектуальное развитие, малая интеллектуальная целенаправленность, преобладание игровых интересов, недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений, недоразвитие уровня обобщений, конкретность мыслительной деятельности, возможно обучение, перенос навыков, использование помощи | |
Речь | Речь обедненная, словарный запас средний, понимание смысла слов доступно, но иногда затруднен процесс объяснения понятий, сложные грамматические структуры в активной речи не используются, часто употребляются местоимения и слова-паразиты, обычно имеют место дефекты произношения, письменная речь аграмматична, навык чтения не всегда автоматизирован в связи с затруднением звукобуквенного анатиза слов и нарушениями фонематического слуха | |
Эмоционально-волевая сфера, особенности деятельности и личность | Психический или органический инфантилизм, неспособность к волевому усилию и систематической деятельности, часто сниженный фон настроения, могут отмечаться конфликтные переживания, неуспех часто травматичен в силу сохранной критичности |
2. Нарушения психического развития по типу повреждения.
2.1. Дизонтогенез по типу повреждения психического развития (интеллектуальная недостаточность приобретенной формы - деменция).
Общая характеристика:
1)время поражения
Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явления недоразвития. В то время как для позднего нарушения нервной системы характерны явления с распадом структуры психической функции. Временной фактор определяется не только хронологическим моментом возникновения нарушения, но и длительностью периода развития функции в онтогенезе. Чаще повреждаются функции, имеющие подкорковую локализацию, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано. Корковые же функции, имеющие более длительный период развития, при раннем воздействии вредности чаще либо стойко не развиваются, либо временно задерживаются в своем развитии.
С параметром времени связана и другая вероятность поражения той или иной функции. Как известно, в ходе психологического развития каждая функция в определенное время проходит через сензитивный период, который характеризуется не только наибольшей интенсивностью развития, но и наибольшей уязвимостью и неустойчивостью по отношению к вредности. Сензитивные периоды характерны не только для развития отдельных психических функций, но и для психического развития ребенка в целом. К основным сензитивным периодам детства относятся: возрасты от 0 до 3 лет и от 11 до 15 лет. В эти периоды особенно велика возможность психических нарушений. Период от 4 до 10 лет более устойчив по отношению к различным вредностям. Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода, может обусловить явления регресса – возврата функции на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального, так и стойкого, связанного с повреждением функции. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стойки явления регресса. Поэтому профиль психического развития аномального ребенка часто будет состоять из сохранных, поврежденных и в разной степени задержанных в своем формировании психических функций.
2)первичный, вторичный дефекты
♦ первичные – нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении анализаторов, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т.д.);
♦ вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития.
Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения.
Вторичный дефект является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития.
В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениями. Если на первых этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, то затем вторично возникшие явления психического недоразвития, а также личностные установки, вызванные неудачами в школе, нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению и препятствовать адекватной социальной адаптации.
Ранняя психолого-педагогическая коррекция дефекта во многом улучшает прогноз формирования личности и социальной компенсации этой группы детей.
3)нарушения когнитивной сферы
Парциональность нарушений, тугоподвижность, вязкость психических процессов.
Память - нарушено непосредственное запоминание, процесс опосредования может быть затруднен, легко возникают персеверации.
Резко нарушена концентрация внимания, выраженные трудности переключения в связи с инертностью психических процессов.
Нарушена активность и целенаправленность мышления, снижена способность к абстрагированию, обобщению и образованию понятий. Вторичный интеллектуальный дефект.
Восприятие - резко выражена истощаемость.
Речь замедленная, нередко заикание; при заболевании в младшем школьном возрасте может остаться сохранной.
Обычно нарушения тонкой моторики, явления тремора, тики и пр.
4)нарушения эмоционально-волевой сферы
Отсутствие критики, волевых задержек, конфликтность, агрессивность, раздражительность, брутальность эмоций, расторможенность влечений
2.2. Дизонтогенез по типу дефицитарного психического развития (нарушения зрения, слуха. ОДА).
Психические процессы | Характеристика детей с нарушением зрения | Характеристика детей с нарушением слуха | Характеристика детей с нарушением речи | Характеристика детей с нарушением ОДА |
Моторика | приводит к недоразвитию координации между речью и действием | Движения часто неуклюжи, угловаты, замедленны, плохо координированы | ||
Ощущения и восприятие | нарушения пространственных представлений | сосредоточенность на своих переживаниях, уход от реального внешнего мира | ||
Память | отрыв от реальности | |||
Внимание | отгороженность от мира | |||
Мышление | вербализм мышления | часто нарушается ориентировка во времени | ||
Речь | Чаще всего без особенностей | нарушено речевое развитие | страдает выраженность речи, может быть бедной, содержащей набор коротких штампов, отдельных слов может быть литературной, богатой неологизмами; автономность, неиспользование ее для диалога, общения и познания окружающего мира | |
Эмоционально-волевая сфера, особенности деятельности и личность | отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом, выраженная стереотипность, однообразие. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию либо самоагрессию. |
3. Нарушения психического развития по типу ассинхроний.
3.1. Дизонтогенез по типу искаженного психического развития (ранний детский аутизм).
Общая характеристика.
Психические процессы | Характеристика |
Моторика | Могут быть двигательные стереотипии, кататонические расстройства, часто отмечается вычурность поз, отдельных движений, манерность, амимия |
Ощущения и восприятие | При астеническом варианте выражена истощаемость |
Память | Чаще всего без особенностей |
Внимание | Чаще всего без особенностей |
Мышление | Искажение процесса обобщения, символизм, опора на латентные признаки, своеобразие смысловой сферы, возможна склонность к бредообразованию |
Речь | Иногда имеет место мутизм или элективный мутизм, вычурность фраз, неологизмы, нередко отмечаются скандирования с вычурными интонациями, своеобразный грамматический строй, нередок отказ от употребления местоимения «я» и разговор о себе в третьем лице |
Эмоционально-волевая сфера, особенности деятельности и личность | Дисгармоничность, ранимость, обидчивость, холодность к близким, гипобулия, искажение влечений, часто выражена тенденция к аутизации |
3.2. Дизонтогенез по типу дисгармонического психического развития (психопатии).
Общая характеристика.
Классификация нарушений формирования личности по Г.Е.Сухаревой.
Характеристика детей с конституциональными психопатиями | Характеристика детей с органическими психопатиями | Характеристика детей с психопатиями по типу дисгармонического инфантилизма |
как правило, имеющие наследственное происхождение: шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и в значительной части истерические психопатии. Большинство психопатий формируются как клинически выраженные варианты в юношеском и зрелом возрасте. | Резкая замедленность и плохая переключаемость мыслительных процессов, тяжелая психическая истощаемость, неспособность к напряжению. Отмечаются нарушение логического строя мышления, выраженная наклонность к персеверациям, недостаточность побуждений к деятельности с вялостью, апатией, резким снижением активности мышления. | Незрелость интересов, поверхность, неустойчивость привязанностей, затруднения в длительной целенаправленной деятельности, безответственность, нестойкость моральных принципов, социально отрицательные формы поведения |
Список литературы
Основы специальной психологии: Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф.Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие – СПб., 2005.
Специальная психология: Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003