Теоретическая разработка темы
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине
"Психология управления в образовательной организации"
( для студентов 3 и 4 курса)
Направление подготовки
МЕНЕДЖМЕНТ
Профиль «Менеджмент организации»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная
Красноярск 2016
Составитель :
Диденко Л.А. к.п.н., доцент кафедры "Менеджмент организации" Института психолого-педагогического образования КГПУ им. В.П. Астафьева
Методические рекомендации предназначены для студентов направления подготовки «Менеджмент» и включает в себя: требования к структуре, объему и оформлению курсовой работы, к порядку ее выполнения и защиты, рекомендуемую тематику.
Рецензент:
Лукьянова А.А., д.э.н., проф., зав. кафедрой менеджмент организации КГПУ им. Астафьева.
Содержание
№ | Содержание | страницы |
1. | Введение | |
2. | Цель курсовой работы по дисциплине «Психология управления образовательной организацией» | |
3. | Выбор темы курсовой работы | |
4. | Теоретическая разработка темы | |
5. | Составление программы исследования, формулирование задач и разработка или подбор методики | |
6. | Проведение опытной работы | |
7. | Интерпретация результатов исследования | |
8. | Формулирование выводов | |
9. | Структура курсовой работы | |
10. | Требования к оформлению текста курсовой работы | |
11. | Порядок защиты курсовой работы | |
12. | Критерии и их уровни при оценке курсовой работы | |
13. | Темы курсовых работ по дисциплине "Психология управления образовательной организацией" | |
14. | Список литературы | |
15. | Рецензия |
Введение
Курсовая работа является квалификационной работой, подтверждающей уровень подготовленности студента, соответствующий предъявляемым на определенном этапе обучения требованиям. Она представляет собой:
- результат учебно-научной деятельности студента и является следствием самостоятельной разработки избранной проблемы;
- одним из основных видов самостоятельной работы, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки;
- овладение методами научных исследований;
- формирование навыков решения профессиональных задач и др.
Работа представляет собой документ по определенной форме отчетности, содержащий систематизированные сведения по определенной теме, соответствующий стандартам научного текста; представляет собой пример научного исследования, выполненного в соответствии с целями и задачами учебного процесса. В ней приводятся формулировки проблемы и исследовательских вопросов, обосновывается их актуальность, излагаются данные о степени изученности проблемы, ее состоянии на момент выполнения курсовой работы; в ней содержатся научные выводы, имеющие значение для дальнейших исследований проблемы. Она выполняется на основе знакомства с теоретическими подходами к проблеме, использования методологических знаний. Таким образом, работа носит целостный, однородный и завершенный характер и предполагает систематизацию, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом знаний, умений и навыков по определенному комплексу учебных дисциплин.
При выполнении курсовых работ студент должен продемонстрировать способности по выдвижению и формулированию научной (рабочей) гипотезы; сбору и обработке информацию по теме; изучению и анализу полученных материалов посредством систематизации и обобщения имеющейся информации; самостоятельному решению поставленные задач исследования; формулированию и логическому обоснованию выводов, предложений и рекомендаций. Особенности работ, выполняемых студентами различных годов обучения, проявляются в постепенном усложнении объектов, методов и задач исследования. Они отличаются между собой широтой охвата объектов исследования, уровнем аналитики, формализации, структурирования и обобщения результатов исследования, широтой комплекса использованных методов. Наряду с аналитическим обзором работы должны содержать результаты обработки эмпирической информации с использованием различных методов научного исследования.
Работа студента 3 курса выполняется как самостоятельное (в т.ч. и экспериментальное) исследование по теме, прежде всего – на основе систематизации, анализа и обобщения материалов научных литературных источников. Результаты работы оформляются на 30–40 машинописных страницах с выводами в объеме не менее 0,5 машинописных страниц. При необходимости в курсовой работе приводятся таблицы, графики, рисунки и иные средства наглядности представления результатов. Курсовая работа студента 4 курса должна быть более методологически последовательной, с глубоким анализом значительного числа публикаций (40-60 отечественных и зарубежных монографических и периодических источников, включая источники Internet) и аргументированными выводами. Обязательным элементом такой работы является представление результатов эмпирического исследования, проведенного либо в форме научно-исследовательского поиска, либо в виде классического экспериментально-психологического исследования, либо путем проведения психологического анализа единичного случая. Результаты должны давать научное объяснение полученных эмпирических данных, характеристику сущности изучаемых объектов, процессов, явлений, анализ взаимосвязей с другими объектами и явлениями. Объем должен составляет не менее 35–45 машинописных страниц; выводы излагаются на 0,5–1,0 машинописных страницах.
При выполнении работы необходимо помнить, что она не является пересказом изученного материала, а представляет собой его творческую переработку на основе знакомства с состоянием исследований по избранной теме и самостоятельного грамотного применения понятийного и методологического аппарата науки. Эта переработка не должна быть собственной интерпретацией проблемы, напоминающей школьное сочинение на свободную тему или публицистическую статью, а всегда основываться на научной или учебно-научной проблеме и опираться на научные источники. С другой стороны, работа не может быть целиком простой компиляцией и составляться из фрагментов статей и книг. Она должна иметь структуру, наполненную научным содержанием (фактами, данными, раскрывающими взаимосвязь между явлениями, аргументами и т.д.). В ней должно содержать нечто новое: обобщение изученной литературы, материалов эмпирических исследований, в котором проявляется авторское видение проблемы и ее решения.
Целью работ по дисциплине «Психология управления образовательной организацией» является выработка навыков проведения эмпирического научного исследования в области психологии управления и смежных с нею отраслей психологической науки и практики.
Задачи выполнения курсовой работы:
· показать этапы развития психологических идей в науке управления;
· рассмотреть психологическое содержание функций управления и их взаимосвязь со структурой и особенностями деятельности, личности, коллектива;
· проанализировать характеристики и особенности личности и управленческой деятельности руководителя, обеспечить понимание основных факторов и условий их эффективности;
· апробировать уже изученные и освоить новые методики для исследования управленческих проблем и выработать научно–обоснованные рекомендации;
· показать роль информации в управленческом процессе и психологические детерминанты ее оптимизации;
· раскрыть психологические потенциалы и возможности повышения эффективности в принятии индивидуального и коллегиального управленческих решений;
· провести практические тренинги умений и навыков управленческой деятельности, характеристик и качеств обучающихся, необходимых для успешного руководства.
Выбор темы
Студент выбирает тему, предложенную руководителем, или определяет тему самостоятельно. При выборе темы следует руководствоваться:
· личным интересом к ней, осознанием ее актуальности, важности;
· возможностью практического и теоретического роста студентов по определенным вопросам психологии, повышение компетентности и профессионализма в ходе подготовки работы;
· пониманием возможностей использования конкретных методов и приемов исследования при выполнении работы;
· возможностью применения полученных знаний на практике в настоящей и будущей деятельности.
При выборе темы работы и оценке ее значимости очень важно понимание студентом и научным руководителем возможностей внедрения каких–либо элементов работы или ее результатов непосредственно в практику конкретного предприятия, организации социальной группы. На старших курсах подобный «задел» заметно увеличивает возможность распределения выпускника в эффективную фирму или компанию. Также желательно при определении темы предусмотреть возможность продолжения ее разработки в рамках будущей итоговой аттестационной работы. Для консультации студента определяется руководитель, который осуществляет ее текущее руководство, включающее оказание организационной и научно-методической помощи студенту в форме систематических консультаций в объеме 3 учебных часов; контроль за выполнением работы в соответствии с планом; проверку содержания и оформления завершенной работы.
Теоретическая разработка темы
Изучение состояния вопроса в научной литературе
Для понимания темы полезно познакомиться с соответствующими главами учебника по психологии, статьями психологического словаря, а затем перейти к изучению рекомендованной литературы, поискам дополнительных источников, статей из психологических журналов и других периодических изданий, к изучению и накоплению научной информации по теме.
Некоторые правила работы с литературой:
· не отвергать работы только потому, что их названия не полностью соответствуют изучаемой теме;
· внимательно просматривать все подбираемые источники;
· раскрывать незнакомые психологические термины;
· заканчивая изучение источника следует ставить себе контрольные вопросы: какую главную мысль проводит автор? каковы его аргументы? какие положения он стремится обосновать? как можно возразить автору? что отсюда следует? как согласуется данная работа с другими источниками? какие теоретические и прикладные вопросы особенно значимы для моего исследования?
Изучение литературы не может быть сведено к механическому восприятию информации, а представляет собой целеустремленный активный процесс ее творческого освоения; изучение нескольких источников, демонстрирующих возможность разноречивой и разноаспектной трактовки темы, столкновение с исключающими друг друга суждениями будет стимулировать выработку собственной точки зрения. При изучении публикаций разных авторов надлежит вычленить и сопоставить точки зрения, найти сходное и различное как в трактовке отдельных положений, так и в доказательстве их. Если студент работает над научной публикацией экспериментального характера, то следует обратить внимание на формулирование задач и использованную исследователем методику.
Подготовка научного обзора по выбранной теме
Собранную научную информацию необходимо проанализировать, систематизировать, подготовить научный обзор по выбранной теме, обсудить его с руководителем. Научный обзор по проблеме может быть построен в виде изложения истории изучения проблемы (какие этапы прошло исследование вопроса? что нового внесли те или иные исследователи?); в виде анализа современного состояния проблемы (рассматриваемые работы группируются по признаку общности; делается краткий обзор разных взглядов). Обзор должен представлять собой не компиляцию, а анализ работ; выявление данных, подтверждающих друг друга или противоречащих друг другу. При сопоставлении работ необходимо учитывать, какие конкретные факты получены и в каких экспериментах. Обзор нужно заканчивать краткими выводами, содержащими: перечисление исследованных аспектов проблемы; результаты исследований; суть дискуссионных вопросов и новых аспектов, подлежащих изучению и др.