Винникотт - педиатр, взрослый и детский аналитик
Он не внес систематического вклада в построение теории, однако сделал ряд комментариев с клинической стороны, оказавшихся исключительно полезными аналитикам для понимания факторов раннего развития.
Например, его хорошо известный афоризм (1952):"Нет такой вещи, как "младенец" - говорит о том, что любые теоретические высказывания о младенце должны быть высказываниями о матери, поскольку, по его мнению, диадные отношения более важны, чем роль каждого из партнеров; тем самым подчеркивается, что привязанность младенца должна рассматриваться наряду с рассмотрением эмоционального вклада в него "достаточно хорошей матери".
Его концепция "истинного я" и "ложного я" (1960) отразила его убежденность, что младенец с самого начала настроен на объект и что обычная старательная мать наверняка не оправдает его ожиданий. Он в конце концов просто подчинится ее желаниям, пожертвовав своим потенциалом истинного я.
Концепция отзеркаливания при описании динамик ранних отношений матери и младенца. Винникотт полагал, что наилучшее развитие самооценки связано со способностью матери аффективно "зеркалить" (1967); если мать подавлена депрессией или почему-либо еще не может выражать младенцу свой восторг и удовольствие от него, его развитие может пострадать разнообразными путями.
Исследуя то, как младенец использует мать для достижения независимого функционирования, Винникотт (1953), ввел представление о транзиторных феноменах. Он увидел, например, что любимое одеяло, будучи ассоциировано с приятным взаимодействием с матерью, помогает успокоить младенца. Он предположил, что транзиторный объект является символом, помогающим установить связь "Я" и "не Я", тогда, когда младенец достигает сознания сепарации.
Рене Спитц
Рене Спитц был пионером исследовательского наблюдения за младенцами, направленного на улучшение понимания ранних объектных отношений и того, как взаимодействие с другими влияет на происхождение и функционирование психических структур. Вскоре после 2 Мировой Войны Спитц провел ряд наблюдений за младенцами в детских домах и приютах, где они получали достаточную физическую заботу от постоянно обслуживающего их лица, но мало стимуляции и любви. Съемки Спитца (1974) эмоционально не питаемых, отстающих в развитии малышей, пустым взглядом смотрящих в камеру, драматически иллюстрируют разрушительные последствия лишения младенцев матери. Кроме нарушения объектных отношений, Спитц документально продемонстрировал у этих младенцев дефекты инстинктивной жизни, Эго, когнитивного и моторного развития и показал, что в экстремальных случаях лишения матери ведет к смерти ребенка.
Спитц развил свои идеи с помощью лабораторных экспериментов, посвященных прежде всего роли аффекта и диалога. Аффективная реципрокность между матерью и младенцем стимулирует младенца и позволяет ему исследовать окружающий мир, способствуя развитию моторной активности, когнитивных процессов и мышления, интеграции и формированию навыков. Он понимал реципрокность матери и младенца как сложный многозначный невербальный процесс, аффективный диалог, который является большим, чем просто привязанность младенца к матери и связь матери с младенцем.
Спитц сформулировал три стадии формирования либидинозного объекта:
1. преобъектная или безобъектная стадия, предшествующая психологическим отношениям;
2. стадия предшественников объекта, начинающаяся с социальной улыбки в два или три месяца и связанная с началом психологических отношений;
3. стадия собственно либидинозного объекта.
Его особо интересовали факторы здорового развития Эго, заключенные в этих последовательных достижениях.
Маргарет Малер
Малер выдвинула целостную теорию преэдиповых объектных отношений, которая дополняет теории эдипова комплекса и позволяет построить концепцию развития объектных отношений, согласуемую и интегрируемую с теорией инстинктивных побуждений и с теориями возникновения психической структуры.
Явилась пионером лонгитюдного исследования детей в естественной обстановке, -- очень мало кто из психоаналитиков осуществлял подобные проекты, - чем дала образец и стимул последующим исследовательским работам в области развития младенцев. Маргарет Малер и ее коллеги лонгитюдно изучали нормальных младенцев и нормальных матерей в естественной обстановке игровой комнаты, наблюдая возникновение объектных отношений в первые три года жизни.
Малер особенно интересовал процесс формирования интрапсихических структур на основе нормальных отношений матери и младенца. Она занялась этим исследованием после того, как работала с глубоко нарушенными младенцами и маленькими детьми; поэтому, изучая нормальных детей, она стремилась раскрыть, с одной стороны, что способствует формированию интрапсихических структур, которые в итоге позволяют ребенку функционировать независимо от объекта, с другой что способствует патологии этих структур (Mahler & Gosliner,1955).
Рассмотрела этапы развития в терминах того, что она назвала процессом разделения-индивидуации. В этом процессе, который стал фундаментом теории развития объектных отношений Малер выделено две различных, но переплетенных между собой линии.
Разделение (сепарация) - это процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию себя, отличную и отделенную от репрезентации его матери; имеется в виду не физическое, пространственное отдаление от родителя или распад межличностных отношений, а развитие интрапсихического чувства возможности функционировать независимо от матери.
Индивидуация означает попытки младенца построить свою уникальную идентичность, воспринять свои собственные индивидуальные характеристики.
Оптимально сепарация и индивидуация идут вместе, но могут и расходиться в результате задержки или ускоренного развития того или другого.
Теория преэдиповых объектных отношений:
1) «Аутистическая фаза» - в течение первого месяца жизни. Является безобъектной физиологической фазой. Ее основная функция состоит в поддержании гомеостатического равновесия. Новорожденный живет в замкнутой монадической системе, напоминающей первичное внутриутробное состояние.
2)«Симбиотическая фаза" - от второго месяца до четырех-пяти месяцев. Эта фаза является предобъектной. Мать выступает частичным объектом удовлетворения потребностей для ребенка. Границы между ними размыты, и ребенок как бы галлюцинаторно слит с матерью. Различий между внешними и внутренними воздействиями не проводится, все переживания ребенка относятся им к симбиотической структуре.
3) Фаза сепарации-индивидуации соотносится Малер с феноменом "психического рождения" ребенка. Она длится от 5 до 30 месяцев и разделена на подфазы (четыре предсказуемых, наблюдаемых, накладывающихся друг на друга фазы):
· Подфаза осознания отдельного существования и развития образа тела (5-9 месяцев). В этот период ребенок пытается дистанцироваться от матери, прибегая к различным моторным действиям (отклонению назад, отталкиванию руками и проч.). Дети активно исследуют окружающие их предметы. К восьми месяцам возникает тревога, вызванная, по Малер, недостаточной надежностью матери, либо резким осознанием процесса сепарации от нее.
· Подфаза упражнения (9-12 месяцев). В ней выделяют период раннего упражнения и позднего упражнения. В период раннего упражнения ребенок экспериментирует, отдаляясь от матери, а в более поздние периоды может доходить чуть ли не до полного ее исключения. Возвращение к матери бывает обусловлено необходимостью "эмоциональной подзарядки" ребенка посредством физического контакта. Собственно фаза упражнения (12-15 месяцев) характеризуется переходом к вертикальному положению тела, способностью быстро передвигаться, развитием автономных функций Я. Это фаза исследования, самостоятельного освоения мира.
· Подфаза нового сближения (15-24 месяца) сопровождается возрастающей когнитивной, моторной и эмоциональной дифференциацией. Процесс осознания отделения от матери, "психическое рождение" ребенка создают условия для нового сближения. В возрасте 21 месяца кризис воссоединения с матерью преодолевается.
· На подфазе консолидации индивидуальности и развития постоянства объектов (24-30 месяцев) у ребенка формируются внутренние репрезентации объектов и он способен, опираясь на эти внутренние образы, принять временную разлуку с матерью и оставаться спокойным.
Малер показала: адекватная эмоциональная открытость матери или того, что выполняет ее функции, и аффективный контакт младенца с этим человеком -- критический фактор благоприятных условий для формирования психических структур, которые в конечном счете способствуют независимому эмоциональному функционированию.