Так можно объяснить движения без участия воли

è Критерий разделения того, что принадлежит душе или телу – субъективный.
«то, что мы испытываем в себе таким образом, что сможем допустить это и в телах неодушевленных, должно приписать только нашему телу (например, теплым может быть и огонь), наоборот, все то, что, по нашему мнению, никоим образом не может относиться к телу, должно быть приписано нашей душе (например, мысли)»

è У животных нет сознания, все их действия – автоматизмы àнарушение преемственности между животными и человеком à к идее бога как порождающей человеческий разум (Д писал об этом, но нигде не доказывал)

è Размышления Декарта о душе как самостоятельной субстанции не подкрепляются материалом положительного описания такого существования, ибо, хотя по природе душа и может существовать отдельно от тела, в действительности она существует в связи с телом, но не с любым, а только с телом человека.

О связи души и тела свидетельствует опыт, собственное самонаблюдение.

o Страсти – продукты соединения души и тела: голод, жажда и т. п., восприятия света, цветов, звуков, запахов, вкусов, тепла, твердости и пр.

o Собственные проявления души — это желания и воля + внутренние эмоции души, направленные на «нематериальные предметы» (интеллектуальная радость от размышления о нечто, только умопостигаемом).

è Где находится душа? - в очень маленькой железе, находящейся в середине мозга. Она улавливает движения духов и сама может влиять на их движения à механизм сознательных движений.

ПРОТИВОРЕЧИЯ (душа и тело)

1. С одной стороны - душа имеет отличную и независимую от тела природу (тут Д рассуждает как философ)

2. С другой — тесно с ним связана; душа непротяженна — и помещается в маленькой железе мозга (а тут как ученый, разрешающий психофизическую проблему)

Так, в системе Декарта метафизические гипотезы и опытные наблюдения вступают в противоречие друг с другом (вот откуда противоречия)

Раздел «психика» и есть картезианская концепция человека

*Это было в лекциях, знать надо!После Декарта проблему взаимодействия души и тела пытались решить окказионалисты — А. Гейлинкс (1625— 1669) и Н. Мальбранш (1638—1715): настоящее взаимодействие невозможно, видимость же его производится простым вмешательством бога. Тело считается случайной или кажущейся причиной происходящих в душе изменений и обратно. Это лишь оказия (cause per occasionem) — повод для деятельности истинной причины, которая в боге.

ВЫВОДЫ:

· Учение Декарта о душе и теле и об их субстанциональном различии породили философскую психофизическую проблему: хотя различие между духовным и телесным признавалось и до Декарта, но четкого критерия выделено не было.

· Единственным средством познания души, по Декарту, является внутреннее сознание. Это познание яснее и достовернее, чем познание тела.

· Декарт намечает непосредственный путь познания сознания: сознание есть то, как оно выступает в самонаблюдении.

· Психология Декарта идеалистична.

Учение о страстях

Рационалистическое учение о страстях, которые определял как «восприятия, или чувства, или душевные движения, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением «духов».

Природа страстей двойственная: они включают телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять ими и воспитывать страсти.

Причина страстей: движение животных духов, под влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения à физиологические компоненты страстей (изменения пульса, дыхания и др.).

Источники страстей: воздействия внешних предметов à Чувства предметны

1. Первичные страсти появляются в душе при ее соединении с телом. Их назначение — сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Они обеспечивают единство тела и души, «...приучают душу желать признанного природой полезным».

a. удивление,

b. желание,

c. любовь,

d. ненависть,

e. радость,

f. печаль.

2. Все прочие страсти вторичны и образуются при жизни

Зачем страсти? Они обеспечивают единство тела и души, «...приучают душу желать признанного природой полезным».

Недостатки страстей? Иногда хочется вредного, а полезное нам совсем не нравится. Плюс страсти преувеличивают добро и зло, «они побуждают нас домогаться одного и избегать другого с большим, чем следует, рвением» à Страсти надо воспитывать

Как воспитывать страсти? Разум и воля

· От разума зависит знание жизни, на котором основывается оценка предметов для нас,

· от воли — возможность отделить мысль о предмете от движений животных духов, возникших от этого предмета, и связать их с другой мыслью о нем.

Воля может не подчиниться страсти и не допускать движений, к которым страсть располагает тело.

Совет от Ждан и Декарта: Лучшим средством овладения страстями является опыт. Следует воспитывать у себя привычку поступать в жизни согласно определенным правилам. Практика обдумывания своих поступков в конце концов позволит и в неожиданных ситуациях действовать вполне однозначно.

Интересный факт про Декарта:родился в год выхода в свет книги Кеплера «Космографическая тайна».

Наши рекомендации