Развитие мотивационной сферы.
В отечественной психологии формирование и развитие мотивационной сферы у человека рассматривается в рамках психологической теории деятельности, предложенной А. Н. Леонтьевым. Вопрос об образовании новых мотивов и развитии мотивационной сферы является одним из самых сложных и до конца не изученным. Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (другой вариант названия данного механизма — механизм превращения цели в мотив). Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой, т. е. мотивом.
Центральный момент данной теории заключается в том, что мотив, из-за которого мы стремимся к достижению цели, связан с удовлетворением определенных потребностей. Но со временем цель, которой мы стремились достичь, может превратиться в насущную потребность. Например, часто родители, для того чтобы стимулировать интерес ребенка к чтению книг, обещают ему купить какую-нибудь игрушку, если он прочитает книгу. Однако в процессе чтения у ребенка возникает интерес к самой книге, и постепенно чтение книг может стать одной из основных его потребностей. Этот пример поясняет механизм развития мотивационной сферы человека за счет расширения количества потребностей. При этом самым существенным является то, что расширение количества потребностей, т. е. расширение перечня того, в чем нуждается человек, происходит в процессе его деятельности, в процессе его контакта с окружающей средой.
Исторически сложилось так, что в отечественной психологии формирование мотивационной сферы человека в процессе его онтогенеза рассматривается в рамках формирования интересов человека как основных причин, побуждающих его к развитию и деятельности. Как вы помните, интересы отражают прежде всего познавательные потребности человека. Поэтому в отечественной психологии развитие мотивационной сферы, как правило, рассматривается в единстве с общим развитием психики человека, особенно его познавательной сферы.
Проводимые научные исследования показали, что первые проявления интереса наблюдаются у детей уже на первом году жизни, как только ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире. На этом этапе развития ребенка чаще всего интересуют яркие, красочные предметы, незнакомые вещи, издаваемые предметами звуки. Ребенок не только испытывает удовольствие, воспринимая все это, но и требует, чтобы ему вновь и вновь показывали заинтересовавший его предмет, снова дали услышать вызвавшие у него интерес звуки. Он плачет и негодует, если его лишают возможности продолжать воспринимать то, что вызвало интерес.
Характерной чертой первых интересов ребенка является их крайняя неустойчивость и прикованность к наличному восприятию. Ребенок интересуется тем, что он воспринимает в данный момент. Он сердится и плачет, если что-либо заинтересовавшее его исчезло из поля зрения. Успокоить ребенка в этих случаях не представляет большого труда, — достаточно привлечь его внимание к чему-либо другому, как интерес к тому, что воспринималось им до этого, гаснет и заменяется новым.
По мере развития двигательной деятельности у ребенка все больше и больше проявляется интерес к самостоятельному выполнению действий, которыми он постепенно овладевает. Уже на первом году жизни ребенок обнаруживает, например, склонность многократно бросать на пол вещи, находящиеся у него в руке, — бросив взятую вещь, он требует, чтобы ее подняли и дали ему, но затем вновь бросает ее, снова требует ее возвращения к себе, снова бросает и т. д. Овладевая более сложными действиями, он также проявляет интерес к многократному их выполнению и может, например, подолгу вкладывать одну вещь в другую и вновь вынимать ее.
С развитием речи и общения с окружающими, а также с расширением круга предметов и действий, с которыми знакомится ребенок, значительно расширяются его познавательные интересы. Ярким выражением их являются самые разнообразные вопросы, задаваемые детьми взрослым, начиная с вопроса: «Что это такое?» и кончая вопросами, относящимися к объяснению того, что воспринимается ребенком: «Почему у коровы рога?», «Почему луна не падает на землю?», «Почему трава зеленая?», «Куда девается молоко, когда мы его пьем?», «Откуда ветер прилетает?», «Почему птицы поют?» — все эти вопросы, и многие им подобные, живо интересуют ребенка, и в возрасте трех-пяти лет он настолько «засыпает» ими взрослого, что весь этот период его жизни справедливо называют периодом вопросов.
Конец преддошкольного и начало дошкольного возраста характеризуются возникновением интереса к игре, все более и более расширяющегося в течение всего дошкольного детства. Игра является ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте, в ней развиваются разнообразные стороны его психической жизни, формируются многие важнейшие психологические качества его личности. Вместе с тем игра — это деятельность, наиболее привлекающая к себе ребенка, наиболее захватывающая его. Она стоит в центре его интересов, сама интересует его и, в свою очередь, отражает все другие интересы ребенка. Все, что интересует детей в окружающем их мире, в развертывающейся вокруг них жизни, обычно находит то или иное отражение в их играх.
Следует отметить, что познавательные интересы дошкольников, направленные на познание реальной действительности, весьма широки. Ребенок-дошкольник подолгу наблюдает за тем, что привлекло его внимание из окружающего мира, много расспрашивает о том, что замечает вокруг себя. Однако, так же как и в более раннем возрасте, его интересует все яркое, красочное, звучное. Особенно живой интерес вызывает у него все динамичное, движущееся, действующее, обнаруживающее заметные, ясно выраженные и в особенности неожиданные изменения. С большим интересом следит он за изменениями в природе, охотно наблюдает за ростом растений в «живом уголке», за переменами, связанными со сменой времен года, с переменой погоды. Немалый интерес вызывают у него животные, особенно те из них, с которыми он может играть (котята, щенки) или за поведением которых он может наблюдать в течение длительного времени (рыбы в аквариуме, цыплята, суетящиеся возле наседки, и т.д.).
Широко интересуясь реальной действительностью, дети дошкольного возраста обнаруживают большой интерес и к фантастическим рассказам, в особенности к сказкам. Одну и ту же сказку дети-дошкольники готовы слушать по многу раз.
Конец дошкольного периода и начало школьного возраста характеризуются обычно появлением новых интересов у ребенка — интереса к учению, к школе. Как правило, его интересует сам процесс учения, возможность новой деятельности, которой ему предстоит заниматься, новые для него правила школьной жизни, новые обязанности, новые товарищи и школьные учителя. Но этот первоначальный интерес к школе еще носит недифференцированный характер. Начинающего школьника привлекают все виды работы в школе: он одинаково охотно пишет, читает, считает, выполняет поручения. Даже различные отметки, которые он получает, нередко вызывают у него в первые дни одинаковое к себе отношение. Например, известно, что некоторые дети, впервые пришедшие в школу, интересуются сначала не столько тем, какую отметку они получили, сколько их количеством.
С течением времени интерес к школе все более и более дифференцируется. Первоначально выделяются, как более интересные, отдельные учебные предметы. Так, одних школьников больше привлекает чтение или письмо, других — математика и т. д. Наряду с учебными интересами в этом возрасте возникают и некоторые новые, внешкольные интересы. Например, овладение грамотой создает предпосылки для возникновения интереса к внеклассному чтению, поэтому впервые появляются читательские интересы ребенка. В младшем школьном возрасте значителен интерес к «бытовой» литературе, к рассказам из жизни детей. Сказки все более и более теряют свою прелесть для ребенка. Часто школьник младших классов уже отказывается от них, подчеркивая, что он желает читать о том, что было «на самом деле». К концу этого периода все больше выдвигается на передний план литература о путешествиях и приключениях, которая в подростковом возрасте вызывает к себе наибольший интерес, в особенности у мальчиков.
В ходе взросления интерес к играм подвергается значительным изменениям. В жизни школьника игра не занимает уже ведущего места, она уступает учению, которое становится на продолжительный срок ведущей деятельностью ребенка.
Но интерес к игре, все же, остается, в особенности это характерно для младшего школьного возраста. При этом содержание игр существенно изменяется. «Ролевые игры» дошкольника отходят на задний план и вовсе исчезают. Больше всего школьника привлекают, с одной стороны, так называемые «настольные», а с другой — подвижные игры, в которые с течением времени все больше и больше включается момент соревнования и зарождающийся, особенно у мальчиков, интерес к спортивным играм. Как на характерный для конца младшего школьного возраста интерес, который остается и в последующие годы, можно указать на коллекционирование некоторых предметов, в частности почтовых марок.
В подростковом возрасте происходят дальнейшие изменения в интересах школьников. Значительно расширяются и углубляются прежде всего интересы социально-политического плана. Ребенок начинает интересоваться не только текущими событиями, но и проявлять интерес к своему будущему, к тому, какое положение он займет в обществе. Подобное явление сопровождается расширением познавательных интересовподростка. Круг того, что интересует подростка и что он хочет узнать, становится все шире и шире. Причем часто познавательные интересы подростка обусловлены его планами на будущую деятельность.
Подростки, конечно, различаются по своим познавательным интересам, которые в этом возрасте становятся все более дифференцированными.
Юношеский возраст характеризуется дальнейшим развитием интересов, и прежде всего познавательных. Учащиеся старших классов начинают интересоваться уже определенными областями научного познания, стремятся к более глубоким и систематическим знаниям в интересующей их области.
В процессе дальнейшего развития и деятельности формирование интересов, как правило, не прекращается. С возрастом у человека также наблюдается появление новых интересов. Однако этот процесс в значительной степени носит осознанный или даже плановый характер, поскольку эти интересы в значительной мере связаны с совершенствованием профессиональных навыков, развитием семейных отношений, а также с теми увлечениями, которые по той или иной причине не были реализованы в юношеском возрасте.
Особо следует подчеркнуть, что формирование и развитие интересов и мотивов поведения ребенка не должно проходить спонтанно, вне контроля родителей или педагогов. Спонтанное развитие интересов ребенка в большинстве случаев обусловливает возможность появления у него негативных и даже пагубных интересов и привычек, например интереса к алкоголю или наркотикам. Вполне обоснованно возникает вопрос о том, как избежать формирования этих негативных интересов у ребенка. Конечно, единого «рецепта», как этого избежать, нет. В каждом конкретном случае следует искать уникальный вариант. Тем не менее, прослеживается одна общая закономерность, позволяющая говорить об обоснованности сложившихся в отечественной психологии теоретических взглядов на проблему развития мотивационной сферы человека. Эта закономерность заключается в том, что мотивы и интересы не возникают ниоткуда или из ничего. Вероятность возникновения интересов или мотивов поступков ребенка определяется той деятельностью, в которую он вовлечен, а также теми обязанностями, которые на него возложены дома или в школе.
Следует обратить внимание еще на один момент в проблеме формирования и развития мотивационной сферы. Цели, к которым стремится человек, со временем могут стать его мотивами. А став мотивами, они, в свою очередь, могут трансформироваться в личностные характеристики и свойства.
Основные понятия и ключевые слова: направленность личности, влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение, мотив, мотивация, внутренняя и внешняя мотивация, потребность, базовые потребности, производные потребности, высшие потребности, цель, широта, гибкость и иерархированность мотивационной сферы, иррационализм, теория принятия решений, теории автомата, теории инстинктов, теория биологических потребностей, поведенческая теория (бихевиористская), теория ВНД, мотивационная концепция Г.Мюррея и А.Маслоу, деятельностная мотивационная сфера, самооценка, уровень притязания, аффелиация и мотив власти, мотив отвержения, просоциальные мотивы, мотив агрессивности.
Рекомендованная литература:
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976.
2. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учебное поcобие. – М, 1986.
3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. – М., 1986.
4. Загальна психологія : Підручник / О.В.Скрипченко, А.В.Долинська та ін.. – К.: Либідь, 2005.
5. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 1990.
6. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.
7. Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. – М., 1964.
8. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ.высш.учеб.заведений: В 3-х кН. Кн. 1 : Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Владос, 1998.
9. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.
10. Франкл В. Человек в поисках смысла. Сб.; пер. с англ. и нем. – М., 1990.
11. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986. – Т. I и II.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключается сущность и значение направленности личности?
2. Дайте характеристику основным формам направленности.
3. В чем проявляются особенности понятий «мотив» и «мотивация»?
4. Что нужно понимать под направленностью и каковы основные характеристики человеческих потребностей?
5. Раскройте сущность основных психологических теорий мотивации в зарубежной и отечественной психологии?
6. Что нужно понимать под самооценкой и каково ее влияние на личность?
7. В чем проявляется уровень притязания?
8. Как проявляются мотивы аффилиации и власти?
9. Дайте характеристику основным этапам развития мотивационной сферы?
Тестовые задания:
1. Какое утверждение относится к определению направленности личности?
А) возникает тогда, когда в структуру желаний включается волевой аспект;
Б) наиболее примитивная, биологическая по своей сущности форма направленности;
В) совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуация;
Г) осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.
2. Что нужно понимать под влечением?
А) осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному;
Б) наиболее примитивная, биологическая по своей сущности форма направленности;
В) возникает тогда, когда в структуру желаний включается волевой аспект;
Г) совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуация.
3. Что относится к определению желания?
А) наиболее примитивная, биологическая по своей сущности форма направленности;
Б) осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному;
В) совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуация;
Г) возникает тогда, когда в структуру желаний включается волевой аспект.
4. Какое высказывание характеризует стремление?
А) осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному;
Б) совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуация;
В) возникает тогда, когда в структуру желаний включается волевой аспект;
Г) наиболее примитивная, биологическая по своей сущности форма направленности.
5. Что относится к интересу?
А) система взглядов на объективный мир и на самого себя;
Б) конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида;
В) происходит тогда, в интерес включается волевой компонент и характеризует направленность индивида на определенную деятельность;
Г) специфическая форма проявления познавательной потребности, сопровождаемая эмоциональным тоном;
Д) система мотивов личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
6. В чем проявляется склонность?
А) конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида;
Б) система мотивов личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением;
В) специфическая форма проявления познавательной потребности, сопровождаемая эмоциональным тоном;
Г) происходит тогда, в интерес включается волевой компонент и характеризует направленность индивида на определенную деятельность;
Д) система взглядов на объективный мир и на самого себя.
7. Какое убеждение характеризует идеал?
А) конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида;
Б) специфическая форма проявления познавательной потребности, сопровождаемая эмоциональным тоном;
В) система мотивов личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением;
Г) система взглядов на объективный мир и на самого себя;
Д) происходит тогда, в интерес включается волевой компонент и характеризует направленность индивида на определенную деятельность.
8. В каком высказывании дается определение мировоззрению?
А) происходит тогда, в интерес включается волевой компонент и характеризует направленность индивида на определенную деятельность;
Б) система взглядов на объективный мир и на самого себя;
В) система мотивов личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением;
Г) конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида;
Д) специфическая форма проявления познавательной потребности, сопровождаемая эмоциональным тоном.
9. Что нужно отнести к убеждению?
А) специфическая форма проявления познавательной потребности, сопровождаемая эмоциональным тоном;
Б) происходит тогда, в интерес включается волевой компонент и характеризует направленность индивида на определенную деятельность;
В) система мотивов личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением;
Г) система взглядов на объективный мир и на самого себя;
Д) конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида.
10. Что относится к определению мотива?
А) система факторов детерминирующих поведение и процесс, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне;
Б) причина, лежащая в основе выбора действий и поступков;
В) состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах.
11. Что нужно понимать под мотивацией?
А) состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах;
Б) система факторов детерминирующих поведение и процесс, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне;
В) причина, лежащая в основе выбора действий и поступков.
12. Какое утверждение относится к потребности?
А) состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах;
Б) причина, лежащая в основе выбора действий и поступков;
В) система факторов детерминирующих поведение и процесс, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
13. Что относится к базовым потребностям?
А) потребности в творчестве и творческом труде;
Б) эстетические потребности, потребности в знаниях;
В) потребности в материальных условиях и способе жизни, в общении, деятельности и отдыхе.
14. Что относится к производным потребностям?
А) потребности в творчестве и творческом труде;
Б) эстетические потребности, потребности в знаниях;
В) потребности в материальных условиях и способе жизни, в общении, деятельности и отдыхе.
15. Что относится к высшим потребностям?
А) потребности в материальных условиях и способе жизни, в общении, деятельности и отдыхе;
Б) потребности в творчестве и творческом труде;
В) эстетические потребности, потребности в знаниях.
16. Что относится к основным характеристикам человеческих потребностей?
А) одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие – слабее и актуализируются реже;
Б) осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие;
В) качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций, потребностей и целей;
Г) подвижность связей, существующие между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы;
Д) сила периодичности возникновения, способ удовлетворения.
17. Что характеризует цель?
А) сила периодичности возникновения, способ удовлетворения;
Б) качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций, потребностей и целей;
В) одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие – слабее и актуализируются реже;
Г) осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие;
Д) подвижность связей, существующие между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы.
18. В чем проявляется широта мотивационной сферы?
А) качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций, потребностей и целей;
Б) сила периодичности возникновения, способ удовлетворения;
В) подвижность связей, существующие между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы;
Г) осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие;
Д) одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие – слабее и актуализируются реже.
19. В чем выражена гибкость мотивационной сферы?
А) осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие;
Б) сила периодичности возникновения, способ удовлетворения;
В) качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций, потребностей и целей;
Г) одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие – слабее и актуализируются реже;
Д) подвижность связей, существующие между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы.
20. Что означает иерархизированность мотивационной сферы?
А) подвижность связей, существующие между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы;
Б) одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие – слабее и актуализируются реже;
В) осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие;
Г) сила периодичности возникновения, способ удовлетворения;
Д) качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций, потребностей и целей.
21. Что нужно понимать под иррационализмом?
А) попытка объяснить поведение человека по аналогии с поведением животных;
Б) рассматривала проблемы выбора человека в экономике, которые были перенесены на желание человеческих поступков в целом;
В) рефлекс рассматривался как механический врожденный ответ организма на внешние воздействия;
Г) поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными неосознанными силами истоки которых в органических потребностях.
22. В чем заключается сущность теории принятия решений?
А) поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными неосознанными силами истоки которых в органических потребностях;
Б) попытка объяснить поведение человека по аналогии с поведением животных;
В) рефлекс рассматривался как механический врожденный ответ организма на внешние воздействия;
Г) рассматривала проблемы выбора человека в экономике, которые были перенесены на желание человеческих поступков в целом.
23. Что относится к теории автомата?
А) рефлекс рассматривался как механический врожденный ответ организма на внешние воздействия;
Б) поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными неосознанными силами истоки которых в органических потребностях;
В) рассматривала проблемы выбора человека в экономике, которые были перенесены на желание человеческих поступков в целом;
Г) попытка объяснить поведение человека по аналогии с поведением животных.
24. В чем сущность теории инстинктов?
А) рассматривала проблемы выбора человека в экономике, которые были перенесены на желание человеческих поступков в целом;
Б) рефлекс рассматривался как механический врожденный ответ организма на внешние воздействия;
В) попытка объяснить поведение человека по аналогии с поведением животных;
Г) поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными неосознанными силами истоки которых в органических потребностях.
25. В чем заключается концепция биологических потребностей?
А) является логическим продолжением идей основоположника бихевиоризма Уотсона;
Б) психофизиологическая регуляция движений Н.А. Бернштейна; модель функциональной системы П.П.Анохина; ориентировочный рефлекс Е.Н.Соколова;
В) принято считать, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые одинаково воздействуют на поведение.
26. В чем заключается теория высшей нервной деятельности?
А) психофизиологическая регуляция движений Н.А. Бернштейна; модель функциональной системы П.П.Анохина; ориентировочный рефлекс Е.Н.Соколова;
Б) принято считать, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые одинаково воздействуют на поведение;
В) является логическим продолжением идей основоположника бихевиоризма Уотсона.
27. Какое утверждение относится к поведенческой теории мотивации?
А) принято считать, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые одинаково воздействуют на поведение;
Б) является логическим продолжением идей основоположника бихевиоризма Уотсона;
В) психофизиологическая регуляция движений Н.А. Бернштейна; модель функциональной системы П.П.Анохина; ориентировочный рефлекс Е.Н.Соколова.
28. В чем заключается теория органических потребностей животных?
А) предложен список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на основе влечений в результате воспитания и обучения;
Б) ее представители видят свою задачу в том, чтобы объяснить поведение животных с позиций физиологии и биологии;
В) мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности;
Г) у человека с рождения последовательно появляются и и сопровождают его взросление семь классов потребностей.
29. Что относится к мотивационной теории Г.Мюррея?
А) предложен список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на основе влечений в результате воспитания и обучения;
Б) ее представители видят свою задачу в том, чтобы объяснить поведение животных с позиций физиологии и биологии;
В) мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности;
Г) у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей.
30. Какова сущность концепции мотивации поведения человека созданная А.Маслоу?
А) у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей;
Б) ее представители видят свою задачу в том, чтобы объяснить поведение животных с позиций физиологии и биологии;
В) мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности;
Г) предложен список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на основе влечений в результате воспитания и обучения.
31. В чем сущность теории происхождения мотивационной сферы человека, созданная А.Н.Леонтьевым?
А) у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей;
Б) предложен список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на основе влечений в результате воспитания и обучения;
В) ее представители видят свою задачу в том, чтобы объяснить поведение животных с позиций физиологии и биологии;
Г) мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности.
32. Чем определяется уровень самооценки?
А) проявляется в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми, что ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности;
Б) подразумевается результат, которого субъект рассчитывает достичь в ходе деятельности;
В) связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи;
Г) проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми.
33. Что подразумевается под уровнем притязания?
А) подразумевается результат, которого субъект рассчитывает достичь в ходе деятельности;
Б) проявляется в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми, что ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности;
В) проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми;
Г) связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи.
34. В чем проявляется мотив аффилиации?
А) проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми;
Б) подразумевается результат, которого субъект рассчитывает достичь в ходе деятельности;
В) связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи;
Г) проявляется в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми, что ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности.
35. В чем заключается мотив отвержения?
А) связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи;
Б) проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми;
В) подразумевается результат, которого субъект рассчитывает достичь в ходе деятельности;
Г) проявляется в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми, что ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности.
36. Что относится к характеристике мотива власти?
А) понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи;
Б) склонность управлять социальным окружением, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами;
В) действия, наносящее человеку какой-либо ущерб: моральный, материальный или физический.
37.Что относится к просоциальным мотивам?
А) склонность управлять социальным окружением, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами;
Б) действия, наносящее человеку какой-либо ущерб: моральный, материальный или физический;
В) понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи.
38. В чем проявляется мотив агрессивности?
А) действия, наносящее человеку какой-либо ущерб: моральный, материальный или физический;
Б) понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи;
В) склонность управлять социальным окружением, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами.