Классификация процессов воображения

Ощущения.

  1. Ощущение – важнейшее проявление общебиологического свойства живой материи – чувствительности.
  2. Ощущение – отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Физиологические основы ощущений

Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств.

Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецептором.

Органы чувств:

1) слух

2) зрение

3) обоняние

4) вкус

5) осязание

Свойства ощущений:

1) адаптация

2) контраст

3) пороги

4) сенсибилизация

5) последовательные образы

Виды ощущений:

1. Экстерорецептивные

а) зрительные

б) слуховые

в) обонятельные

г) вкусовые

д) тактильные

е) температурные

2. Интерорецептивные

а) ощущение времени

б) боль

в) равновесие

г) мышечно-двигательные

3. Проприоцептивные

пороги ощущений

а) абсолютный (сильный раздражитель)

б) относительный (индивидуальный)

Низкий порог ощущений – минимальная величина, при которой раздражитель вызывает ощущение

Верхний порог – максимальный диапазон чувствительности между min и max.

Дифференциальный порог – наименьшая величина между раздражителями

Оперативный порог – величина различий между сигналами, при которых точность и скорость различий достигает максимума.

Временной порог – минимум, который необходим для того, чтобы ощущение возникло.

Латентный период – период времени необходимый для организма, чтобы воспринять ощущение.

Инерция – время, которое необходимо после окончания воздействия на анализаторы, чтобы ощущение прошло.

Сенсибилизация – повышение чувствительности.

Синестезия – воздействие на один анализатор.

Память.

  1. Память – психический познавательный процесс, который заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении опыта индивидуума.
  2. Память – отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

По продолжительности закрепления и сохранения память может быть:

  1. Кратковременная (сохраняющая небольшой объем информации до 30 секунд)
  2. Сенсорная/оперативная (удерживает точную картину восприятия до 0,5 (в некоторых источниках) до 2 секунд)
  3. Долговременная

Объем памяти 7+-2 предмета

Физический ресурс памяти каждого человека ограничен врожденными особенностями головного мозга, поэтому здоровый человек может развить память только с помощью специальных методов, таких как структурирование информации, семантические вставки, целенаправленное воображение, мнемотехника.

Память представляет собой деятельность по усвоению, хранению и извлечению информации.

Виды памяти:

  1. двигательная
  2. эмоциональная
  3. образная
  4. словесная

По Павлову ассоциации – ни что иное, как временная связь, возникшая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.

Группы теорий памяти

1. Психологическая теория

Направления:

1) Ассоциативная

Ассоциативная теория – предметом является действие запечатления и воспроизведения не изолированных друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению Сеченова: «группами или рядами».

Воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизводство другого, что обуславливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их взаимодействием возникают временные связи в коре головного мозга, служащие физической основой запоминания и воспроизведения информации.

В психологии эти связи рассматриваются как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно временных отношений предмета и явления(по смежности), другие отражают их сходство(по сходству), третьи – противоположности(по контрасту), следующие по причинно-следственным отношениям(по каузальности).

2) гештальт-теория

Принцип первичности целого. Главным образом целостная организация, несводимую к составляющим его частей.
Поэтому основным образом материал организуется по принципу изоморфизма(подобия по форме) аналогичному структуре следов в мозгу человека.

3) смысловая

Ассоциативная + гештальт

Два вида памяти:

- механическая

- логическая

Бине, Бюлер

4) деятельности

- деятельность личности, как фактор детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессы памяти.

Образование связей между различными представлениями определяются не тем, каков сам по себе материал запоминается, а прежде всего тем, что с ним делал субъект.

Жане, Леонтьев, Зинченко, Смирнов.

2. Биохимические теории:

Направления:

1) химическая теория

Специфичные и химические изменения происходят в нервных клетках под действием внешних раздражителей и лежат в основе механизмов, процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов, т.е. различных чередующихся белковых молекул нейронов, прежде всего нуклеиновых кислот, ДНК, РНК.

2) физиологическая теория

Связана с учением Павлова об образовании условных временных связей – теория механизма формирования индивидуального опыта субъекта, т.е. теория «запоминания на физическом уровне».

Подкрепление – стимул мотивации действия. Оно знаменует собой совпадение вновь образной связи с достижением цели действия, а «как только связь совпадает с достижением цели она осталась и укрепилась»(Павлов).

Все характеристики этой связи обуславливаются характером подкрепления как мерой жизненной или биологической целесообразности данного действия. -> Условный рефлекс.

3) физическая теория

Физическая материализация выражается в электрических и механических изменениях синапсов. (теория нейронных моделей)

4) информационно-кибернетическая теория

Данная теория связана с появлением вычислительной техники и с необходимостью разработки программ для этой техники.

Законы памяти:

1) осмысление

2) интерес

3) установка

4) край

5) торможение

6) повторение

7) контекст

8) объем

Кратковременная памятьреверберирующее возбуждение (гипотеза) – циркуляция возбуждения по замкнутым цепочкам нейронов => информация сохраняется в виде последовательности импульсов, передающихся от нейрона к нейрону.

Промежуточная память – процесс перевода кратковременной памяти в долговременную (консолидация памяти). Продолжается несколько часов.

Электрофизиологияеские процессы + вторые посредники (цАМФ, ИФ, ДАГ, NO и др.) => биохимические реакции => активация синтеза медиаторов, рецепторов ионных каналов === нейрохимическая память.

Долговременная память – формируется с помощью кратковременной и промежуточной памяти + важная роль синаптических процессов.

Синаптические процессы: обучение => новые синапсы в ЦНС (увеличение их размеров, количество; количество медиаторов, разрастаются дендриты, увеличивается число шипиков на них, коллатералей аксонов) – все эти явления в теченние месяца исчезают.

Разные медиаторымогут оказывать разные эффектыв процессах усвоения и хранения информации (серотонин – ускоряет обучение и удлиняет сохранение навыков при «+» эмоциональном подкреплении; норадреналин – ускоряет обучение в условиях применения отрицательного подкрепления).

Ретроградная амнезия – человек полностью забывает о событиях, предшествовавших электрическому или механическому воздействию на мозг.

Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением[источник не указан 369 дней].

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.[1]

Классификация процессов воображения

По результатам:

  • Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение:
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
  • пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

  • конкретное;
  • абстрактное.

По приёмам воображения:

  • агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

  • преднамеренное;
  • непреднамеренное.

Функции воображения

Наши рекомендации