Классификация процессов воображения
Ощущения.
- Ощущение – важнейшее проявление общебиологического свойства живой материи – чувствительности.
- Ощущение – отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Физиологические основы ощущений
Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств.
Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецептором.
Органы чувств:
1) слух
2) зрение
3) обоняние
4) вкус
5) осязание
Свойства ощущений:
1) адаптация
2) контраст
3) пороги
4) сенсибилизация
5) последовательные образы
Виды ощущений:
1. Экстерорецептивные
а) зрительные
б) слуховые
в) обонятельные
г) вкусовые
д) тактильные
е) температурные
2. Интерорецептивные
а) ощущение времени
б) боль
в) равновесие
г) мышечно-двигательные
3. Проприоцептивные
пороги ощущений
а) абсолютный (сильный раздражитель)
б) относительный (индивидуальный)
Низкий порог ощущений – минимальная величина, при которой раздражитель вызывает ощущение
Верхний порог – максимальный диапазон чувствительности между min и max.
Дифференциальный порог – наименьшая величина между раздражителями
Оперативный порог – величина различий между сигналами, при которых точность и скорость различий достигает максимума.
Временной порог – минимум, который необходим для того, чтобы ощущение возникло.
Латентный период – период времени необходимый для организма, чтобы воспринять ощущение.
Инерция – время, которое необходимо после окончания воздействия на анализаторы, чтобы ощущение прошло.
Сенсибилизация – повышение чувствительности.
Синестезия – воздействие на один анализатор.
Память.
- Память – психический познавательный процесс, который заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении опыта индивидуума.
- Память – отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
По продолжительности закрепления и сохранения память может быть:
- Кратковременная (сохраняющая небольшой объем информации до 30 секунд)
- Сенсорная/оперативная (удерживает точную картину восприятия до 0,5 (в некоторых источниках) до 2 секунд)
- Долговременная
Объем памяти 7+-2 предмета
Физический ресурс памяти каждого человека ограничен врожденными особенностями головного мозга, поэтому здоровый человек может развить память только с помощью специальных методов, таких как структурирование информации, семантические вставки, целенаправленное воображение, мнемотехника.
Память представляет собой деятельность по усвоению, хранению и извлечению информации.
Виды памяти:
- двигательная
- эмоциональная
- образная
- словесная
По Павлову ассоциации – ни что иное, как временная связь, возникшая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.
Группы теорий памяти
1. Психологическая теория
Направления:
1) Ассоциативная
Ассоциативная теория – предметом является действие запечатления и воспроизведения не изолированных друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению Сеченова: «группами или рядами».
Воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизводство другого, что обуславливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их взаимодействием возникают временные связи в коре головного мозга, служащие физической основой запоминания и воспроизведения информации.
В психологии эти связи рассматриваются как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно временных отношений предмета и явления(по смежности), другие отражают их сходство(по сходству), третьи – противоположности(по контрасту), следующие по причинно-следственным отношениям(по каузальности).
2) гештальт-теория
Принцип первичности целого. Главным образом целостная организация, несводимую к составляющим его частей.
Поэтому основным образом материал организуется по принципу изоморфизма(подобия по форме) аналогичному структуре следов в мозгу человека.
3) смысловая
Ассоциативная + гештальт
Два вида памяти:
- механическая
- логическая
Бине, Бюлер
4) деятельности
- деятельность личности, как фактор детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессы памяти.
Образование связей между различными представлениями определяются не тем, каков сам по себе материал запоминается, а прежде всего тем, что с ним делал субъект.
Жане, Леонтьев, Зинченко, Смирнов.
2. Биохимические теории:
Направления:
1) химическая теория
Специфичные и химические изменения происходят в нервных клетках под действием внешних раздражителей и лежат в основе механизмов, процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов, т.е. различных чередующихся белковых молекул нейронов, прежде всего нуклеиновых кислот, ДНК, РНК.
2) физиологическая теория
Связана с учением Павлова об образовании условных временных связей – теория механизма формирования индивидуального опыта субъекта, т.е. теория «запоминания на физическом уровне».
Подкрепление – стимул мотивации действия. Оно знаменует собой совпадение вновь образной связи с достижением цели действия, а «как только связь совпадает с достижением цели она осталась и укрепилась»(Павлов).
Все характеристики этой связи обуславливаются характером подкрепления как мерой жизненной или биологической целесообразности данного действия. -> Условный рефлекс.
3) физическая теория
Физическая материализация выражается в электрических и механических изменениях синапсов. (теория нейронных моделей)
4) информационно-кибернетическая теория
Данная теория связана с появлением вычислительной техники и с необходимостью разработки программ для этой техники.
Законы памяти:
1) осмысление
2) интерес
3) установка
4) край
5) торможение
6) повторение
7) контекст
8) объем
Кратковременная память – реверберирующее возбуждение (гипотеза) – циркуляция возбуждения по замкнутым цепочкам нейронов => информация сохраняется в виде последовательности импульсов, передающихся от нейрона к нейрону.
Промежуточная память – процесс перевода кратковременной памяти в долговременную (консолидация памяти). Продолжается несколько часов.
Электрофизиологияеские процессы + вторые посредники (цАМФ, ИФ, ДАГ, NO и др.) => биохимические реакции => активация синтеза медиаторов, рецепторов ионных каналов === нейрохимическая память.
Долговременная память – формируется с помощью кратковременной и промежуточной памяти + важная роль синаптических процессов.
Синаптические процессы: обучение => новые синапсы в ЦНС (увеличение их размеров, количество; количество медиаторов, разрастаются дендриты, увеличивается число шипиков на них, коллатералей аксонов) – все эти явления в теченние месяца исчезают.
Разные медиаторымогут оказывать разные эффектыв процессах усвоения и хранения информации (серотонин – ускоряет обучение и удлиняет сохранение навыков при «+» эмоциональном подкреплении; норадреналин – ускоряет обучение в условиях применения отрицательного подкрепления).
Ретроградная амнезия – человек полностью забывает о событиях, предшествовавших электрическому или механическому воздействию на мозг.
Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением[источник не указан 369 дней].
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.[1]
Классификация процессов воображения
По результатам:
- Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
- Продуктивное (творческое) воображение:
- с относительной новизной образов;
- с абсолютной новизной образов.
По степени целенаправленности:
- активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
- пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
По виду образов:
- конкретное;
- абстрактное.
По приёмам воображения:
- агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
- гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
- схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
- типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
По степени волевых усилий:
- преднамеренное;
- непреднамеренное.
Функции воображения