Пути и методы оказания влияния па трудовую этику и мораль подчиненных
В арсенале руководителя имеетсяцелым ряд средств,способных оказать влияние на трудовую этику и мораль его подчиненных.
- Наказания, запреты, угрозы. Руководитель может воздействовать на подчиненных, применяя определенные санкции по отношению к нежелательным образцам поведения. Например, выговор или лишение премии за неслужебные междугородние переговоры по рабочему телефону или увольнение за намеренный обман или сокрытие важной информации.
Но следует иметь в виду, что этот метод имеет ограниченную эффективность: наказывая работников за нежелательное поведение, руководитель при этом не закрепляет положительных образцов поведения, часто провоцируя подчиненных к высокой изворотливости и хитрости, что может привести к еще большему ухудшению морального климата в организации.
- Личный пример. Личный пример руководителя оказывает, по всеобщему мнению, даже большее влияние на трудовую этику и мораль подчиненных, чем письменно изложенные инструкции, правила и запреты. Так, в тех случаях, когда руководитель весь рабочий день занят телефонными разговорами по поводу обмена квартиры, трудно ожидать от его подчиненных стремления к проявлению их лучших моральных качеств и особого рвения в работе.
- Система информирования работников. Этические устремления организации должны сопровождаться соответствующей информационной поддержкой. Цель информирования – доведение до сведения работников стандартов, норм, правил, желательных образцов поведения, а также пропаганда живых примеров желательного поведения. Для информирования работников могут использоваться самые разные каналы: личные встречи руководителей с подчиненными, собрания, передачи местного радио, стенная печать и многотиражная газета, ежемесячные информационные бюллетени и др.
- Система поощрения работников. Поощрение работников, демонстрирующих лучшие образцы поведения на работе, – одно из наиболее эффективных средств воздействия, имеющихся в распоряжении руководителя. Конечно, далеко не всегда можно отметить работника премией лишь за то, что он, к примеру, всегда помогает товарищам по работе или всегда приветлив с клиентами, однако, не стоит недооценивать роль обычной похвалы или устной благодарности. Искренняя похвала или благодарность со стороны руководителя способны решить задачу поощрения желательного поведения.
В недавнем прошлом многие предприятия нашей страны имели практику проведения торжественных процедур по награждению лучших работников и трудовых коллективов (лучшие по профессии, победители соцсоревнования, лучшие рационализаторы и т.д.). Политический и экономический кризис 90-х годов вынудил российские предприятия почти полностью отказаться от этой практики
Создание рабочей среды, оказывающей благоприятное воздействие на моральный климат в коллективе.Для того, чтобы повысить доверие и лояльность работников, руководители должны создавать такую среду, в которой могут быть реализованы важнейшие потребности подчиненных: чувствовать себя частью одной команды; иметь возможность принимать участие в постановке целей и подготовке решений, затрагивающих интересы работников; иметь возможность проявления самостоятельности и инициативы в работе. Люди хотят чувствовать заботу и внимание к себе, хотят иметь возможности для самореализации на работе, хотят, чтобы их рабочие достижения были по достоинству оценены руководством. Работник, ориентирующийся на высокие этические стандарты в своей работе, предъявляет к себе даже более высокие требования, чем те, которые предъявляет к нему руководитель.
Уровень трудовой этики подчиненных является очень точным индикатором эффективности руководства, он показывает, насколько хорошо реагируют работники на требования, установленные администрацией. Моральные стандарты, которых придерживаются работники, в основном не являются отражением их индивидуальных особенностей, это скорее отражение качества руководства, устанавливающего стандарты деятельности и поведения работников в организации.
Способность руководителя создавать рабочую среду, повышающую уровень мотивации и трудовой этики работников, является не менее важной, чем его способность налаживать работу на вверенном ему участке, планировать, организовывать и решать производственные проблемы.
Руководителям, которые хотели бы максимально использовать потенциал своих работников, стоит задуматься о той трудовой этике, о том моральном климате, которые сложились в их организации. Если не уделять этим проблемам должного внимания, то негативные последствия такого пренебрежения к человеческой психологии и закономерностям, определяющим отношение к работе и к организации, не замедлят проявиться. Ухудшение взаимоотношений в коллективе, конфликты, снижение качества работы и производительности – естественные негативные последствия, возникающие в организациях с низким уровнем трудовой морали.