Ш.3.2. исторический экскурс

Логопсихология является одной из наименее разработанных отраслей специальной психологии. Традиционно речевые наруше­ния являлись предметом изучения логопедии.

Начало изучения детей с речевой патологией относится к кон­цу XIX — началу XX в. Терминологически оформление данной патологии неоднозначно: так, если в отечественной литературе в 1920 году для обозначения тяжелого речевого недоразвития вслед­ствие органического поражения различных участков головного мозга в период до появления речи у ребенка был введен термин «алалия» (Д. В. Фельдбергер), то за рубежом эта же патология обо­значается как «афазия развития», «конституциональная задержка речи», «врожденная афазия» (А.Л. Бентон, Ф.Жияр, Ф. Кохер и др.). С точки зрения оказания адекватной системы коррекционно-педагогической помощи и социализации детей данной категории важным является решение вопроса о влиянии первичного речевого недоразвития на интеллектуальное развитие ребенка.

В истории данного вопроса существовали диаметрально проти­воположные точки зрения: так, А.Куссмауль, П.Мари, М.В.Бог­данов-Березовский (1909), а также современные исследователи — Р. А. Белова-Давид, Е. А. Кириченко (1977) доказывают, что веду­щей в данных нарушениях является «общеорганическая интеллек­туальная дефектность». Авторы считали, что ведущая роль в недо­развитии речевых и других психических процессов у неговорящих и плохо говорящих детей принадлежит глубоким первичным на­рушениям в их интеллектуальной сфере, в связи с чем при недо­развитии речи может наблюдаться умственная отсталость или задер­жка психического развития. В этом направлении исследований до­минировал описательный принцип рассмотрения недоразвития пси­хических процессов без выявления внутренних закономерностей речевых нарушений.

Другая точка зрения состоит в том, что первичный речевой дефект, проявляющийся в выраженном недоразвитии речевой пункции вплоть до ее полного отсутствия не означает, что уро­вень психического развития детей с данной патологией позволяет отнести их к категории умственно отсталых. Одни из первых ис­следований речевой и психической недостаточности у детей с на­рушениями речи принадлежат Р. Е.Левиной (1936). Автор описала четыре группы неговорящих детей — алаликов школьного возрас-та (1951), выделенные в зависимости от того, какие психические функции преимущественно нарушались у них наряду с речью и определяли особенности в развитии всей познавательной деятель­ности. Это дети, у которых:

1) нарушения развития речи сочетались с нарушениями фоне­
матического восприятия;

2) помимо речи были нарушены пространственные представ­
ления;

3) отмечались нарушения зрительного восприятия;

4) были речевые нарушения и преимущественные нарушения
мотивационно-потребностной сферы (психической активности).

Р.Е.Левина рассматривала отклонения в развитии познава­тельной деятельности при выраженных нарушениях речи как вто­ричную задержку, структура которой зависит от характера пер­вичного речевого дефекта. Эта точка зрения нашла отражение в работах многих отечественных исследователей (Т.А.Власова, 1972; В.И.Лубовский, 1975; Л.С.Цветкова, 1985; И.Т.Власенко, 1990; и др.).

Третий подход в оценке соотношения недоразвития речевых и познавательных процессов при нарушениях речи принадлежит Е. М. Мастюковой, которая считает, что этот вопрос должен ре­шаться дифференцированно, так как группа детей с нарушения­ми речи достаточно полиморфна и отличается многообразием форм. Каждой из них может соответствовать своя картина несформиро-ванности познавательной сферы, что зависит от выраженности и локализации органической и функциональной недостаточности Центральной нервной системы.

Наши рекомендации