Различное в морали и праве 11 страница

Кроме того, всячески пропагандируются династические тради­ции семей, которые свою трудовую биографию связали с благород­ным делом обеспечения правопорядка и безопасности граждан страны. Это один из путей укрепления, развития и повышения ав­торитета органов внутренних дел.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

В добавление к сказанному приведем такой пример. 27 мая 1998 г. в Санкт-Петербурге на ул. Малая Конюшенная по проекту заслу­женного художника Российской Федерации А. С. Маркина установ­лена скульптура «Городовой».

Прообраз городового — хозяина города появился в Санкт-Петербурге 280 лет назад по высочайшему указу Петра Великого. Градские стражники в красивой небесно-голубой форме вышли на улицы северной столицы 27 мая 1718 г. для поддержания порядка и благочиния. В любое время суток, в любую погоду городовые всегда находились на посту, готовые прийти на помощь человеку, попавшему в беду.

Сегодня по Невскому проспекту патрулируют молодые, подтяну­тые парни в новой форме — городовые новой формации. 250 лучших сотрудников из всех районных управлений внутренних дел, прошед­шие хорошую специальную и физическую подготовку, составляют элитную часть патрульно-постовой службы ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области — службу городовых.

Возвращение к историческим формам охраны общественного порядка — инсти­туту городовых — стало связующим зве­ном на пути сохранения и приумножения нравственных традиций сотрудников пра­воохранительных органов России прош­лого и настоящего.

Однако, к сожалению, бывает и так, что в клубах гаснут люстры, приспускаются бое­вые знамена. Сотрудники провожают в по­следний путь своих погибших товарищей.

Погибнуть в мирное время. Что может быть трагичнее этого? Но если жизнь от­дана за людей твоей Родины, ради уничтожения зла, которое мешает спокойно 'жить и трудиться, растить детей, — честь и слава этим сотрудникам. Вот почему в Пьета. Барельеф к памятнику Москве на Трубной площади открыт па-«Благодарная Россия — мятник «Благодарная Россия — солдатам солдатам правопорядка, правопорядка, погибшим при исполнении погибшим при исполнении служебного долга». Величественную ко-служебного долга» (1994) лонну венчает образ Георгия Победонос­ца — символ борьбы добра со злом. Автор памятника — народный художник России, скульптор А.А. Бичуков.

Сооружение памятника стало всенародным признанием заслуг сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутрен­них войск, которые ценой своей жизни подтвердили беззаветную преданность Отечеству, верность Присяге и закону.

3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности 125

Одним из важнейших субъектов нравственного воспитания личного состава, бесспорно, являются Советы ветеранов органов, учреждений, подразделений внутренних дел. Обладая колоссальным служебным и жизненным опытом, к тому же нередко приобретен­ным в боевых условиях и чрезвычайных ситуациях, ветераны несут в ряды молодых сотрудников слова правды, верности Присяге и служебному долгу, любви к Отечеству и заботы о человеке. Участие ветеранов в служебной деятельности, в роли кураторов или настав­ников, в массовых торжествах, посвященных государственным или ведомственным праздникам, в различных ритуалах делает их особо значимыми и запоминающимися. Погоны или табельное оружие, полученные из рук ветерана родного учреждения, подразделения или органа внутренних дел с его напутствием и рукопожатием при­обретают особый смысл. Участие ветеранов в «уроках мужества», работе различных комиссий, в Советах наставников, судах чести и т.д. наполняет их нравственным содержанием, благотворно влияет на моральное состояние личного состава.

Новый импульс к активизации роли ветеранов в нравственном воспитании молодых сотрудников дал Приказ МВД Российской Федерации «О дальнейшем совершенствовании взаимодействия органов и подразделений системы МВД России с ветеранскими организациями органов внутренних дел и внутренних войск МВД России» от 3 ноября 2006 г. № 875. Данным Приказом существен­но повышен статус руководителей ветеранских организаций. Они включаются в состав коллегий, членов оперативных совещаний и ученых советов. Их стали назначать помощниками крупных руко­водителей по работе с ветеранами. Рекомендовано включать вете­ранов в состав групп, выезжающих на места для контроля и ока­зания помощи.

3.3. Уважение закона — понятие нравственное

Особое внимание следует обратить на нерушимое соблюдение за­конности, высокую культуру в работе. Это важнейшие параметры, высокие критерии оценки воспитания. Весь стиль и содержание работы в каждом звене правоохранительных органов должны быть пронизаны высочайшим уважением к человеку, неустанной заботой об охране интересов общества и государства, законных прав труже­ника. Точное и неуклонное осуществление законов всеми и повсе­местно — именно так ставится вопрос. Ни один виновный не дол­жен уйти от ответственности, ни один невиновный не должен быть ущемлен в правах. Это старое правило никто не должен забывать.

Абсолютное большинство сотрудников служит образцом дисци­плины, добросовестности, принципиальности и высокого долга в

126 I. Теоретические вопросы профессиональной этики

отстаивании требований законов, простоты и скромности в личной жизни. И люди воспринимают это как должное. Но малейшее заб­вение чести и долга, злоупотребление властью, непомерные амби­ции, неуместное и показное служебное рвение вызывают резко не­гативное отношение, порождают серьезные эксцессы, пятнают честь и доброе имя правоохранительного органа.

Правоохранительные органы наделены большой властью, и силу этой власти они черпают в законе, в преданности долгу и справедливости. Именно это укрепляет поддержку и уважение населения. Но чело­век не простит бестактности, хамства, злоупотреблений властью, грубости и произвола. Кто этого не хочет или не может понять, тот не работник для правопорядка.

Укрепление законности, повышение служебной культуры — это первейшая забота каждого руководителя, воспитательного и кадро­вого аппарата. Идеологическая, воспитательная работа повсеместно должна подкрепляться вниманием к людям, условиям их труда и быта. Если ради производства или под любыми служебными пред­логами отодвигать на второй план заботу о нуждах людей, то в ито­ге пострадают не только люди, но и само дело.

Независимо от личных политических пристрастий каждый со­трудник должен быть сторонником политики, которую проводит власть через закон. Он служит закону — закону о безопасности, закону об общественном порядке, закону об обороне, закону о не­прикосновенности наших границ, закону о правах личности наших граждан и т.д. Это тоже одна из граней нашего патриотизма — слу­жение закону, уважение закона.

К сожалению, в обществе наблюдаются и иные настроения. За­кон нередко попросту игнорируют на любых уровнях. А вот англи­чане, например, до сих пор считают своим основным законом Великую хартию вольностей 1215 г. Если это и консерватизм, то не мешало бы нам поучиться подобному консерватизму.

Поскольку уважение закона — основа государственности во все времена, было бы уместным обратить внимание на взгляды выдаю­щегося русского философа B.C. Соловьева, который, в частности, отмечал: «В самом существе безусловного нравственного начала как заповеди или требования совершенства, еще не достигнутого, уже заключается признание относительного элемента нравственности — именно необходимых реальных условий достижения. Сравнитель­ное преобладание этой относительной стороны образует правовую область отношений, а сравнительное преобладание стороны безус­ловной — собственно нравственную область...

Общее определение: право есть принудительное требование реа­лизации определенного минимального добра или порядка, не до­пускающего известных проявлений зла. Основание для этого в

3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности 127

нравственности. Нравственный интерес требует личной свободы как условия для человеческого достоинства и нравственного совер­шенствования; но человек не может существовать и, следовательно, иметь возможность свободы и совершенствования иначе, как в об­ществе; итак, нравственный интерес требует, чтобы внешние про­явления личной свободы сообразовались с условиями существова­ния общества, то есть не с идеальным совершенством некоторых, а с реальной безопасностью всех. Эта безопасность, не обеспеченная безусловным законом, нравственным самим по себе, как не суще­ствующим для людей безнравственных, ограждается принудитель­ным законом юридическим, имеющим силу и для них»1.

Уважение к праву — явление, формирующееся в процессе развития общественных отношений, правовой культуры общества. Об уважении к праву говорилось с момента его зарождения. И сегодня проблема знания законов и воспитания граждан в духе уважения их остается одной из актуальных.

«Почтительное», «уважительное» отношение — это связь между людьми. Всякая такая связь проявляется в соответствующем пове­дении. А поведение, основанное на уважении, обязательно предпо­лагает удовлетворение притязаний уважаемого. Именно такой смысл следует вкладывать в понятие «уважение к закону».

Понимая уважение как «почтительное отношение», как «чувст­во», необходимо заметить, что задача воспитания и уважения к за­кону состоит не только в том, чтобы воздействовать на чувства че­ловека, но и в том, чтобы влиять на поведение, соответствующее этим чувствам.

Термин «уважение» в русском языке не однозначен. Он распро­страняется как на сферу чувств, так и на сферу поведения, в кото­рой под уважением понимается совершение требуемых кем-либо определенных действий. Обратившись к «Словарю русского языка», читаем: «Уважить — 1. Исполнить, признав основательным (разг.). Уважить чью-нибудь просьбу. 2. Оказать кому-нибудь уважение, выполнив его желание» (прост.)2.

Наиболее полная характеристика понятия «уважение» дана в философской литературе. В частности, в «Словаре по этике» гово­рится: «Уважение — одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных усло­виях жизни общества) признается достоинство личности. Уважение предполагает: справедливость, равенство прав, возможно более пол-

Соловьев B.C. Нравственность и право // Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С 72-73. 132. 2 Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1978. С. 754.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

ное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, уст­ремлениям; чуткость, вежливость, деликатность, скромность»1.

Таким образом, уважение к закону предполагает поведение, со­ответствующее его нормам, и проявляется в готовности сознатель­ного исполнения его требований. Но для того чтобы достичь в этом деле положительных результатов у населения, необходимо ком­плексно решать задачу, связанную с его правовым воспитанием. И здесь первостепенная роль принадлежит сотрудникам правоохра­нительных органов. В этих целях они активно используют печатную пропаганду, телевизионные передачи, правовое обучение, художествен­ные средства правового воздействия и т.д.

Правовая пропаганда представляет собой определенный вид массо­вой идеологической работы, в ходе которой сотрудниками правоох­ранительных органов на основе научной информации о правовой деятельности вырабатывается у людей прежде всего эмоциональное восприятие процесса правового регулирования общественных от­ношений и формируется готовность беспрекословно выполнять со­держащиеся в законе правила поведения. Она понимается в единст­ве трех основных функций: изучать, пропагандировать, организовы­вать правовое бытие2.

Передавать кому-либо любые знания нельзя, не объясняя их. Отсюда выходит, что пропаганда и обучение — родственные поня­тия. Именно здесь заложены известные резервы углубления знаний о государстве, демократии и праве. Не случайно в нашей стране получили широкий размах соответствующие классы в общеобразо­вательных школах, специализированные колледжи, где учащиеся изучают азы правовых знаний; на курсах повышения квалификации инженерных, хозяйственных специалистов стали правилом выступ­ления сотрудников правоохранительных органов.

Воспитание уважения к закону должно начинаться с детства. Оглядываясь в прошлое, вспомним, что еще Ф.Э. Дзержинский уделял этой острейшей проблеме наипервейшее значение. Именно тогда была заложена традиция гуманного, благородного отношения к детям, оставшимся без родителей или попечительства.

Задача ставилась так: работники правоохранительных органов должны идти в места, где деформируется психика, уродуется физи­ческое и нравственное здоровье детей. Взрослых преступников — к ответу, а детей — под защиту закона, воспитывая у них уважение к нему и исполнение его. Здесь все может сыграть свою роль: и лек-

'■ Словарь по этике. 5-е изд. М., 1983. С. 367.

2 См.: Сальников В.IT. Уважение к праву в деятельности органов внутренних дел.

Л., 1987. С. 74. 134.

3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности 129

ции профессионалов правоохранительных органов, тематические дис­куссии, вечера вопросов и ответов, и индивидуально-воспитательная работа с каждым молодым человеком, пропаганда по радио и в газетах ярких положительных примеров уважительного отношения детей к за­кону, и работа с трудновоспитуемыми подростками. В деле правовой пропаганды особенно велика роль династий сотрудников правоохранительных органов и наставников. «Имен­но в династиях замечательно соединяются не только родственные узы, но и наставничество», — отмечал выдающийся русский педа­гог К.Д. Ушинский1.

Наставники олицетворяют собой совесть коллективов, дают пу­
тевку в большую жизнь десяткам и сотням бойцов правопорядка.
Каких наставников предпочитает молодежь? Что ценят молодые
сотрудники в своих наставниках? Результаты
анкетирования показали, что их привлекают
в наставнике внимательность, чуткость,
стремление и способность быть старшим
другом. В числе желаемых качеств опрошен­
ными неизменно называются жизнерадост­
ность, приветливость, доброжелательность.
Большое значение имеет способность на­
ставника заслужить доверие и авторитет у
воспитанников, своим трудом и отношением
к делу показывать им личный пример, а
также владеть искусством доверительных К.Д. Ушинский

отношений с молодежью2.

Следует обратить внимание, что все вышеперечисленные каче­ства — нравственного порядка, т.е. наставничество есть действен­ная форма нравственного воспитания молодых сотрудников. Вместе с тем важно понять, что происходящие в настоящее время социаль­ные преобразования ставят перед правоохранительными органами все новые проблемы и одна из них — профилактика преступлений среди несовершеннолетних. Главную роль здесь призваны сыграть руководители всех ступеней и рангов, воспитатели, сотрудники всех правоохранительных органов — их юридический профессионализм, нравственные устои.

Например, принятый 5 декабря 1866 г. Закон об исправительных приютах дал основание для создания уставов конкретных исправи­тельных учреждений, а дальнейшее развитие этого направления прослеживается в Законе о воспитательно-исправительных заведе­ниях для несовершеннолетних (19 апреля 1909 г.). В этих докумен-

1 Ушинский К.Д. Былое. М, 1999. С. 122.

Наставничество в правоохранительных органах // Право и правопорядок. Ма­териалы II Всероссийской конференции. Тамбов, 2010. С. 23.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

тах была определена конечная цель воспитательно-исправительных заведений — формирование нравственного, грамотного, знающего ремесло, честного работника. Ко всем без исключения специали­стам уже тогда предъявлялись требования: быть высоконравствен­ным человеком, интеллектуально развитым, иметь педагогическую подготовку, постоянно изучать личные особенности и характер воспитанников, быть с детьми как можно чаще. С этим прямо свя­зывались результаты их деятельности: будут хорошие воспитатели, будут и хорошие школы, и хорошие воспитанники, а впоследствии — законопослушные граждане.

Работа в системе правоохранительных органов выковывает сильные и благородные характеры, достойные всеобщего уважения. В отличие от человека, который или позволяет себе «не замечать» ничего дурного, или ограничивается внутренним негодованием, настоящий солдат правопорядка при любых обстоятельствах вступает в схватку со злом, поскольку служебные обязанности органически сливаются у него с нравственным требованием, жизненной установкой, которую можно было бы кратко сформулировать такими словами: «смелость, инициатива, великодушие».

Нельзя забывать, что сотрудникам нередко приходится действо­вать в сложных, а иногда и экстремальных ситуациях, требующих от них таких черт, как личная храбрость, мужество, беззаветная преданность служебному долгу, готовность в любой момент прийти на помощь людям.

Опытом доказано, что основные теоретические положения пре­вращаются в личные убеждения, в жизненную позицию человека только в процессе практики, в процессе выполнения своего долга. Эта практическая сторона трудовой деятельности играет колоссаль­ную роль в формировании нравственных устоев и характера сотруд­ников, что, в свою очередь, содействует их влиянию на граждан.

Приходится, к сожалению, констатировать, что сегодня престиж правоохранительных органов явно недостаточен. Это осложняет на­лаживание эффективного взаимодействия с другими государствен­ными органами, общественными институтами, населением в деле укрепления духовно-нравственных основ, правопорядка, противо­действия преступности.

К факторам, снижающим авторитет правоохранительных орга­нов, следует отнести:

• недостаточное ресурсное обеспечение;

• низкий уровень культуры общения с гражданами;

• слабый профессионализм;

• бюрократизм и волокиту;

• поборы и коррупцию;

• использование служебного положения в корыстных целях.

3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности 131

Поэтому эффективной деятельности органов законодательной, ис­полнительной и судебной власти, всех общественных институтов по укреплению нравственных основ правопорядка, преодолению духовно­го кризиса в обществе способствует выработка правовых, материаль­ных, моральных и иных стимулов обеспечения законопослушного поведения граждан, поддержка общественных институтов, деятельность которых направлена на духовно-нравственное правовое воспитание населения.

Необходимость усиления правового воспитания населения обу­словливается сегодня возрастанием роли права в регулировании обще­ственных отношений, повышением активности народа в сфере госу­дарственно-правового строительства. Сотрудники правоохранительных органов должны проводить широкое информирование граждан о дей­ствующем законодательстве, обеспечивать воспитание у них убежден­ности в целесообразности и социальной справедливости законов, в необходимости сознательного их исполнения как главной предпосыл­ки искоренения правонарушений, укрепления законности и правопо­рядка. Эффективность работы по правовому воспитанию, уважитель­ному отношению к закону во многом определяются наличием систе­мы, охватывающей различные категории населения с учетом их возрастных, образовательных, профессиональных и других особенно­стей и предусматривающей целеустремленность и последовательность в изучении основ законодательства и конкретных правовых норм.

Особое внимание надлежит уделять при правовом воспитании подрастающего поколения, налаживанию работы в условиях учеб­ного и трудового коллективов, повышению правовой подготовки должностных лиц, хозяйственных руководителей, руководителей раз­личных коммерческих структур.

В работе по формированию правосознания населения громад­ная роль отводится средствам массовой информации — печати, те­левидению, радио, а также литературе и искусству.

В деятельности по воспитанию высокой правовой культуры тру­дящихся, их уважительного отношения к закону особая ответствен­ность ложится не только на юридические органы и учреждения — суды, прокуратуру, милицию, адвокатуру, но и правовую службу различных банковских, коммерческих и иных формирований.

Строжайшее соблюдение законности в деятельности юридических учреждений, всемерное усиление профилактической направленности в их работе, повышение профессиональной культуры и воспитательного значения судопроизводства, улучшение приема граждан, рассмотрение их жалоб и заявлений — важная предпосылка укрепления правосозна­ния граждан, их уважительного отношения к закону.

Личный состав правоохранительных органов в работе по укрепле­нию правопорядка и усилению борьбы с преступностью должен опи-



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

раться на исторические традиции верного служения отечеству, нравст­венные и духовные устои общества, быть достойным представителем своего народа, твердо стоять на страже законности, Конституции Российской Федерации, неуклонно выполнять свой служебный долг.

3.4. Профессиональная этика в учебном процессе

Давно известно, что есть особый круг профессий, в компетенции которых находятся жизнь и судьба человека. К ним можно отнести профессию врача, учителя, судьи, адвоката и, разумеется, сотрудника органов внутренних дел. Именно к ним общество всегда предъявляло наиболее высокие нравственные критерии.

В нынешнее непростое время одной из важнейших задач стано­вится укрепление правопорядка и законности. В свою очередь, авто­ритет закона напрямую зависит от людей, олицетворяющих собой справедливость и безопасность. Надев форму сотрудника органов внутренних дел, человек становится своеобразным символом госу­дарства и закона, поэтому его, казалось бы, глубоко личные пред­ставления о добре и зле, благородстве и подлости, верности и пре­дательстве становятся делом государственной важности.

Изучение профессиональной этики и служебного этикета помо­гает курсантам и слушателям овладеть знаниями о нравственной сущности милицейского труда, моральных требованиях к его пред­ставителям, как в профессиональном, так и в общечеловеческом смыслах. Есть и практическая направленность — воспитание устойчи­вых убеждений, навыков и умений соблюдения норм морали и права сотрудниками органов внутренних дел, как на службе, так и в быту.

В то же время, постижение этической теории, честно признаем­ся, вряд ли «сделает» из эгоиста — альтруиста, из грешника — пра­ведника, а из нравственно юродивого — благопристойного и поря­дочного. Человеческая история со всей очевидностью подтверждает это. Но того, кто сознательно посвятил свою жизнь противоборству со злом, прикосновение к этике или нравственной философии (по меткому выражению B.C. Соловьева) может серьезно предостеречь от опасного компромисса, наконец, просто поможет быть порядоч­ным, честным человеком.

Вместе с тем, криминальная ситуация в стране продолжает серьезно осложняться и уже прочно заняла свое место в ряду про­блем национальной безопасности. Никакими материальными бла­гами, никакими карательными, устрашающими мерами невозможно заставить человека быть добрым, честным, порядочным, не за страх, а за совесть исполнять законы государства и моральные принципы общества. Именно поэтому сегодня профессионально-этическое и

3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности 133

духовно-нравственное воспитание личного состава рассматриваются как моральная и духовная основы эффективности оперативно-слу­жебной деятельности органов внутренних дел.

В органы МВД приходят работать люди, как правило, с обост­ренным чувством социальной справедливости и с достаточно кон­кретными представлениями о добре и зле, благородстве и подлости. Однако это чувство и эти представления необходимо умело поддер­живать и грамотно развивать. Не секрет, что многие сотрудники органов внутренних дел остро нуждаются в подтверждении пра­вильности выбранной ими ценностной ориентации, в нравственном оправдании сделанного ими профессионального выбора.

Далеко не всегда от нас зависит принятие важного государст­венного решения, однако вопросы чести и достоинства, совести и долга находятся в нашей полной власти. Несмотря на то, что мы живем в обществе, взаимосвязаны и взаимозависимы, на самом де­ле живем мы только так, как сами себе позволили.

Основную задачу курса можно сформулировать двояко: во-первых, научить наших курсантов и слушателей распознавать Добро и Зло, в какие бы «одежды» одно и другое ни рядились; во-вторых, воспиты­вать у них потребность — этически мыслить и нравственно поступать.

Что касается методологической задачи, то она состоит в том, чтобы рассмотрение реальных духовно-нравственных и эстетиче­ских проблем, возникающих в профессиональной деятельности со­трудников ОВД, осуществлять в широком контексте подходов и решений, содержащихся в этике классической.

Целевая направленность педагогической работы состоит в фор­мировании, развитии и закреплении у курсантов и слушателей цен­ностного отношения к миру, знания основных вех исторического развития морали, представления об основных этических теориях, а также любви к своей профессии, профессионального отношения к избранному делу, профессиональной чести и профессионального долга, умения объяснить нравственную престижность труда в орга­нах внутренних дел и находить пути предотвращения профессио­нальной нравственной деформации.

Преподавание учебной дисциплины призвано обеспечить:

• глубокое изучение курсантами и слушателями этических кате­горий и понятий, лежащих в основе профессиональной мора­ли сотрудников органов внутренних дел;

• уяснение курсантами и слушателями нравственных ценностей службы в органах внутренних дел и особенностей их прояв­ления в деятельности различных служб и подразделений;

• обучение курсантов и слушателей правилам обхождения с людьми, элементам межличностного повседневного общения, в том числе с разными категориями граждан;



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

• формирование у курсантов и слушателей устойчивых умений
и первоначальных навыков соблюдения служебного этикета в
конкретных жизненных ситуациях.

В результате изучения дисциплины курсанты и слушатели должны знать:

• на достижение каких целей (задач), как ближайших, так и стра­тегических, направлена деятельность органов правопорядка и связанные с этим трудности и лишения в службе и личной жизни сотрудников;

• содержание и особенности профессиональной этики сотруд­ников органов внутренних дел;

• содержание и смысл каждого положения Кодекса профессио­нальной этики сотрудника органов внутренних дел Россий­ской Федерации;

• этические аспекты (нравственную специфику) деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел;

• основные международные и российские нормативно-право­вые акты, составляющие правовой (юридический) фундамент профессиональной морали сотрудников;

• соотношение моральных, правовых и организационно-управ­ленческих норм в деятельности сотрудников;

• сущность профессиональной нравственной деформации и пу­ти ее предупреждения и преодоления;

• возможные пути (способы) разрешения нравственных кон­фликтных ситуаций в профессиональной деятельности;

• основные требования этики служебных отношений, а также служебного и общегражданского этикета;

уметь:

• относиться к каждому человеку — с уважением и признанием его личного достоинства, относиться как к высшей ценности;

• осуществлять выбор с точки зрения этики и морали, соотно­шения целей, средств и методов профессиональной деятель­ности, норм поведения в конкретных ситуациях;

• оценивать факты и явления профессиональной деятельности не только с правовой, но и с нравственной точек зрения;

обладать:

• обостренным чувством долга, нравственной чистоплотности, патриотизма;

• способностью принимать ответственные решения в экстре­мальных ситуациях;

иметь представление:

• об основных этических закономерностях и категориях морали;

• о происхождении, структуре, закономерностях развития и зна­чении морали;

3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности 135

• о содержании основных деонтологических документов поли­
ции крупнейших мировых держав.

В сентябре 2001 г. Советом Европы был принят Европейский Кодекс полицейской этики, положения которого носят рекоменда­тельный характер. Кстати, в мае этого года Советом Европы совме­стно с российским МВД на базе Московской Академии МВД Рос­сии был проведен двухдневный международный семинар по про­блемам полицейской этики.

В результате изучения дисциплин курсанты и слушатели долж­ны приобрести навыки:

Наши рекомендации