Различное в морали и праве 11 страница
Кроме того, всячески пропагандируются династические традиции семей, которые свою трудовую биографию связали с благородным делом обеспечения правопорядка и безопасности граждан страны. Это один из путей укрепления, развития и повышения авторитета органов внутренних дел.
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
В добавление к сказанному приведем такой пример. 27 мая 1998 г. в Санкт-Петербурге на ул. Малая Конюшенная по проекту заслуженного художника Российской Федерации А. С. Маркина установлена скульптура «Городовой».
Прообраз городового — хозяина города появился в Санкт-Петербурге 280 лет назад по высочайшему указу Петра Великого. Градские стражники в красивой небесно-голубой форме вышли на улицы северной столицы 27 мая 1718 г. для поддержания порядка и благочиния. В любое время суток, в любую погоду городовые всегда находились на посту, готовые прийти на помощь человеку, попавшему в беду.
Сегодня по Невскому проспекту патрулируют молодые, подтянутые парни в новой форме — городовые новой формации. 250 лучших сотрудников из всех районных управлений внутренних дел, прошедшие хорошую специальную и физическую подготовку, составляют элитную часть патрульно-постовой службы ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области — службу городовых.
Возвращение к историческим формам охраны общественного порядка — институту городовых — стало связующим звеном на пути сохранения и приумножения нравственных традиций сотрудников правоохранительных органов России прошлого и настоящего.
Однако, к сожалению, бывает и так, что в клубах гаснут люстры, приспускаются боевые знамена. Сотрудники провожают в последний путь своих погибших товарищей.
Погибнуть в мирное время. Что может быть трагичнее этого? Но если жизнь отдана за людей твоей Родины, ради уничтожения зла, которое мешает спокойно 'жить и трудиться, растить детей, — честь и слава этим сотрудникам. Вот почему в Пьета. Барельеф к памятнику Москве на Трубной площади открыт па-«Благодарная Россия — мятник «Благодарная Россия — солдатам солдатам правопорядка, правопорядка, погибшим при исполнении погибшим при исполнении служебного долга». Величественную ко-служебного долга» (1994) лонну венчает образ Георгия Победоносца — символ борьбы добра со злом. Автор памятника — народный художник России, скульптор А.А. Бичуков.
Сооружение памятника стало всенародным признанием заслуг сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, которые ценой своей жизни подтвердили беззаветную преданность Отечеству, верность Присяге и закону.
3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности 125
Одним из важнейших субъектов нравственного воспитания личного состава, бесспорно, являются Советы ветеранов органов, учреждений, подразделений внутренних дел. Обладая колоссальным служебным и жизненным опытом, к тому же нередко приобретенным в боевых условиях и чрезвычайных ситуациях, ветераны несут в ряды молодых сотрудников слова правды, верности Присяге и служебному долгу, любви к Отечеству и заботы о человеке. Участие ветеранов в служебной деятельности, в роли кураторов или наставников, в массовых торжествах, посвященных государственным или ведомственным праздникам, в различных ритуалах делает их особо значимыми и запоминающимися. Погоны или табельное оружие, полученные из рук ветерана родного учреждения, подразделения или органа внутренних дел с его напутствием и рукопожатием приобретают особый смысл. Участие ветеранов в «уроках мужества», работе различных комиссий, в Советах наставников, судах чести и т.д. наполняет их нравственным содержанием, благотворно влияет на моральное состояние личного состава.
Новый импульс к активизации роли ветеранов в нравственном воспитании молодых сотрудников дал Приказ МВД Российской Федерации «О дальнейшем совершенствовании взаимодействия органов и подразделений системы МВД России с ветеранскими организациями органов внутренних дел и внутренних войск МВД России» от 3 ноября 2006 г. № 875. Данным Приказом существенно повышен статус руководителей ветеранских организаций. Они включаются в состав коллегий, членов оперативных совещаний и ученых советов. Их стали назначать помощниками крупных руководителей по работе с ветеранами. Рекомендовано включать ветеранов в состав групп, выезжающих на места для контроля и оказания помощи.
3.3. Уважение закона — понятие нравственное
Особое внимание следует обратить на нерушимое соблюдение законности, высокую культуру в работе. Это важнейшие параметры, высокие критерии оценки воспитания. Весь стиль и содержание работы в каждом звене правоохранительных органов должны быть пронизаны высочайшим уважением к человеку, неустанной заботой об охране интересов общества и государства, законных прав труженика. Точное и неуклонное осуществление законов всеми и повсеместно — именно так ставится вопрос. Ни один виновный не должен уйти от ответственности, ни один невиновный не должен быть ущемлен в правах. Это старое правило никто не должен забывать.
Абсолютное большинство сотрудников служит образцом дисциплины, добросовестности, принципиальности и высокого долга в
126 I. Теоретические вопросы профессиональной этики
отстаивании требований законов, простоты и скромности в личной жизни. И люди воспринимают это как должное. Но малейшее забвение чести и долга, злоупотребление властью, непомерные амбиции, неуместное и показное служебное рвение вызывают резко негативное отношение, порождают серьезные эксцессы, пятнают честь и доброе имя правоохранительного органа.
Правоохранительные органы наделены большой властью, и силу этой власти они черпают в законе, в преданности долгу и справедливости. Именно это укрепляет поддержку и уважение населения. Но человек не простит бестактности, хамства, злоупотреблений властью, грубости и произвола. Кто этого не хочет или не может понять, тот не работник для правопорядка.
Укрепление законности, повышение служебной культуры — это первейшая забота каждого руководителя, воспитательного и кадрового аппарата. Идеологическая, воспитательная работа повсеместно должна подкрепляться вниманием к людям, условиям их труда и быта. Если ради производства или под любыми служебными предлогами отодвигать на второй план заботу о нуждах людей, то в итоге пострадают не только люди, но и само дело.
Независимо от личных политических пристрастий каждый сотрудник должен быть сторонником политики, которую проводит власть через закон. Он служит закону — закону о безопасности, закону об общественном порядке, закону об обороне, закону о неприкосновенности наших границ, закону о правах личности наших граждан и т.д. Это тоже одна из граней нашего патриотизма — служение закону, уважение закона.
К сожалению, в обществе наблюдаются и иные настроения. Закон нередко попросту игнорируют на любых уровнях. А вот англичане, например, до сих пор считают своим основным законом Великую хартию вольностей 1215 г. Если это и консерватизм, то не мешало бы нам поучиться подобному консерватизму.
Поскольку уважение закона — основа государственности во все времена, было бы уместным обратить внимание на взгляды выдающегося русского философа B.C. Соловьева, который, в частности, отмечал: «В самом существе безусловного нравственного начала как заповеди или требования совершенства, еще не достигнутого, уже заключается признание относительного элемента нравственности — именно необходимых реальных условий достижения. Сравнительное преобладание этой относительной стороны образует правовую область отношений, а сравнительное преобладание стороны безусловной — собственно нравственную область...
Общее определение: право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла. Основание для этого в
3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности 127
нравственности. Нравственный интерес требует личной свободы как условия для человеческого достоинства и нравственного совершенствования; но человек не может существовать и, следовательно, иметь возможность свободы и совершенствования иначе, как в обществе; итак, нравственный интерес требует, чтобы внешние проявления личной свободы сообразовались с условиями существования общества, то есть не с идеальным совершенством некоторых, а с реальной безопасностью всех. Эта безопасность, не обеспеченная безусловным законом, нравственным самим по себе, как не существующим для людей безнравственных, ограждается принудительным законом юридическим, имеющим силу и для них»1.
Уважение к праву — явление, формирующееся в процессе развития общественных отношений, правовой культуры общества. Об уважении к праву говорилось с момента его зарождения. И сегодня проблема знания законов и воспитания граждан в духе уважения их остается одной из актуальных.
«Почтительное», «уважительное» отношение — это связь между людьми. Всякая такая связь проявляется в соответствующем поведении. А поведение, основанное на уважении, обязательно предполагает удовлетворение притязаний уважаемого. Именно такой смысл следует вкладывать в понятие «уважение к закону».
Понимая уважение как «почтительное отношение», как «чувство», необходимо заметить, что задача воспитания и уважения к закону состоит не только в том, чтобы воздействовать на чувства человека, но и в том, чтобы влиять на поведение, соответствующее этим чувствам.
Термин «уважение» в русском языке не однозначен. Он распространяется как на сферу чувств, так и на сферу поведения, в которой под уважением понимается совершение требуемых кем-либо определенных действий. Обратившись к «Словарю русского языка», читаем: «Уважить — 1. Исполнить, признав основательным (разг.). Уважить чью-нибудь просьбу. 2. Оказать кому-нибудь уважение, выполнив его желание» (прост.)2.
Наиболее полная характеристика понятия «уважение» дана в философской литературе. В частности, в «Словаре по этике» говорится: «Уважение — одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных условиях жизни общества) признается достоинство личности. Уважение предполагает: справедливость, равенство прав, возможно более пол-
Соловьев B.C. Нравственность и право // Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С 72-73. 132. 2 Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1978. С. 754.
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, устремлениям; чуткость, вежливость, деликатность, скромность»1.
Таким образом, уважение к закону предполагает поведение, соответствующее его нормам, и проявляется в готовности сознательного исполнения его требований. Но для того чтобы достичь в этом деле положительных результатов у населения, необходимо комплексно решать задачу, связанную с его правовым воспитанием. И здесь первостепенная роль принадлежит сотрудникам правоохранительных органов. В этих целях они активно используют печатную пропаганду, телевизионные передачи, правовое обучение, художественные средства правового воздействия и т.д.
Правовая пропаганда представляет собой определенный вид массовой идеологической работы, в ходе которой сотрудниками правоохранительных органов на основе научной информации о правовой деятельности вырабатывается у людей прежде всего эмоциональное восприятие процесса правового регулирования общественных отношений и формируется готовность беспрекословно выполнять содержащиеся в законе правила поведения. Она понимается в единстве трех основных функций: изучать, пропагандировать, организовывать правовое бытие2.
Передавать кому-либо любые знания нельзя, не объясняя их. Отсюда выходит, что пропаганда и обучение — родственные понятия. Именно здесь заложены известные резервы углубления знаний о государстве, демократии и праве. Не случайно в нашей стране получили широкий размах соответствующие классы в общеобразовательных школах, специализированные колледжи, где учащиеся изучают азы правовых знаний; на курсах повышения квалификации инженерных, хозяйственных специалистов стали правилом выступления сотрудников правоохранительных органов.
Воспитание уважения к закону должно начинаться с детства. Оглядываясь в прошлое, вспомним, что еще Ф.Э. Дзержинский уделял этой острейшей проблеме наипервейшее значение. Именно тогда была заложена традиция гуманного, благородного отношения к детям, оставшимся без родителей или попечительства.
Задача ставилась так: работники правоохранительных органов должны идти в места, где деформируется психика, уродуется физическое и нравственное здоровье детей. Взрослых преступников — к ответу, а детей — под защиту закона, воспитывая у них уважение к нему и исполнение его. Здесь все может сыграть свою роль: и лек-
'■ Словарь по этике. 5-е изд. М., 1983. С. 367.
2 См.: Сальников В.IT. Уважение к праву в деятельности органов внутренних дел.
Л., 1987. С. 74. 134.
3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности 129
ции профессионалов правоохранительных органов, тематические дискуссии, вечера вопросов и ответов, и индивидуально-воспитательная работа с каждым молодым человеком, пропаганда по радио и в газетах ярких положительных примеров уважительного отношения детей к закону, и работа с трудновоспитуемыми подростками. В деле правовой пропаганды особенно велика роль династий сотрудников правоохранительных органов и наставников. «Именно в династиях замечательно соединяются не только родственные узы, но и наставничество», — отмечал выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский1.
Наставники олицетворяют собой совесть коллективов, дают пу
тевку в большую жизнь десяткам и сотням бойцов правопорядка.
Каких наставников предпочитает молодежь? Что ценят молодые
сотрудники в своих наставниках? Результаты
анкетирования показали, что их привлекают
в наставнике внимательность, чуткость,
стремление и способность быть старшим
другом. В числе желаемых качеств опрошен
ными неизменно называются жизнерадост
ность, приветливость, доброжелательность.
Большое значение имеет способность на
ставника заслужить доверие и авторитет у
воспитанников, своим трудом и отношением
к делу показывать им личный пример, а
также владеть искусством доверительных К.Д. Ушинский
отношений с молодежью2.
Следует обратить внимание, что все вышеперечисленные качества — нравственного порядка, т.е. наставничество есть действенная форма нравственного воспитания молодых сотрудников. Вместе с тем важно понять, что происходящие в настоящее время социальные преобразования ставят перед правоохранительными органами все новые проблемы и одна из них — профилактика преступлений среди несовершеннолетних. Главную роль здесь призваны сыграть руководители всех ступеней и рангов, воспитатели, сотрудники всех правоохранительных органов — их юридический профессионализм, нравственные устои.
Например, принятый 5 декабря 1866 г. Закон об исправительных приютах дал основание для создания уставов конкретных исправительных учреждений, а дальнейшее развитие этого направления прослеживается в Законе о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних (19 апреля 1909 г.). В этих докумен-
1 Ушинский К.Д. Былое. М, 1999. С. 122.
Наставничество в правоохранительных органах // Право и правопорядок. Материалы II Всероссийской конференции. Тамбов, 2010. С. 23.
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
тах была определена конечная цель воспитательно-исправительных заведений — формирование нравственного, грамотного, знающего ремесло, честного работника. Ко всем без исключения специалистам уже тогда предъявлялись требования: быть высоконравственным человеком, интеллектуально развитым, иметь педагогическую подготовку, постоянно изучать личные особенности и характер воспитанников, быть с детьми как можно чаще. С этим прямо связывались результаты их деятельности: будут хорошие воспитатели, будут и хорошие школы, и хорошие воспитанники, а впоследствии — законопослушные граждане.
Работа в системе правоохранительных органов выковывает сильные и благородные характеры, достойные всеобщего уважения. В отличие от человека, который или позволяет себе «не замечать» ничего дурного, или ограничивается внутренним негодованием, настоящий солдат правопорядка при любых обстоятельствах вступает в схватку со злом, поскольку служебные обязанности органически сливаются у него с нравственным требованием, жизненной установкой, которую можно было бы кратко сформулировать такими словами: «смелость, инициатива, великодушие».
Нельзя забывать, что сотрудникам нередко приходится действовать в сложных, а иногда и экстремальных ситуациях, требующих от них таких черт, как личная храбрость, мужество, беззаветная преданность служебному долгу, готовность в любой момент прийти на помощь людям.
Опытом доказано, что основные теоретические положения превращаются в личные убеждения, в жизненную позицию человека только в процессе практики, в процессе выполнения своего долга. Эта практическая сторона трудовой деятельности играет колоссальную роль в формировании нравственных устоев и характера сотрудников, что, в свою очередь, содействует их влиянию на граждан.
Приходится, к сожалению, констатировать, что сегодня престиж правоохранительных органов явно недостаточен. Это осложняет налаживание эффективного взаимодействия с другими государственными органами, общественными институтами, населением в деле укрепления духовно-нравственных основ, правопорядка, противодействия преступности.
К факторам, снижающим авторитет правоохранительных органов, следует отнести:
• недостаточное ресурсное обеспечение;
• низкий уровень культуры общения с гражданами;
• слабый профессионализм;
• бюрократизм и волокиту;
• поборы и коррупцию;
• использование служебного положения в корыстных целях.
3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности 131
Поэтому эффективной деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, всех общественных институтов по укреплению нравственных основ правопорядка, преодолению духовного кризиса в обществе способствует выработка правовых, материальных, моральных и иных стимулов обеспечения законопослушного поведения граждан, поддержка общественных институтов, деятельность которых направлена на духовно-нравственное правовое воспитание населения.
Необходимость усиления правового воспитания населения обусловливается сегодня возрастанием роли права в регулировании общественных отношений, повышением активности народа в сфере государственно-правового строительства. Сотрудники правоохранительных органов должны проводить широкое информирование граждан о действующем законодательстве, обеспечивать воспитание у них убежденности в целесообразности и социальной справедливости законов, в необходимости сознательного их исполнения как главной предпосылки искоренения правонарушений, укрепления законности и правопорядка. Эффективность работы по правовому воспитанию, уважительному отношению к закону во многом определяются наличием системы, охватывающей различные категории населения с учетом их возрастных, образовательных, профессиональных и других особенностей и предусматривающей целеустремленность и последовательность в изучении основ законодательства и конкретных правовых норм.
Особое внимание надлежит уделять при правовом воспитании подрастающего поколения, налаживанию работы в условиях учебного и трудового коллективов, повышению правовой подготовки должностных лиц, хозяйственных руководителей, руководителей различных коммерческих структур.
В работе по формированию правосознания населения громадная роль отводится средствам массовой информации — печати, телевидению, радио, а также литературе и искусству.
В деятельности по воспитанию высокой правовой культуры трудящихся, их уважительного отношения к закону особая ответственность ложится не только на юридические органы и учреждения — суды, прокуратуру, милицию, адвокатуру, но и правовую службу различных банковских, коммерческих и иных формирований.
Строжайшее соблюдение законности в деятельности юридических учреждений, всемерное усиление профилактической направленности в их работе, повышение профессиональной культуры и воспитательного значения судопроизводства, улучшение приема граждан, рассмотрение их жалоб и заявлений — важная предпосылка укрепления правосознания граждан, их уважительного отношения к закону.
Личный состав правоохранительных органов в работе по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью должен опи-
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
раться на исторические традиции верного служения отечеству, нравственные и духовные устои общества, быть достойным представителем своего народа, твердо стоять на страже законности, Конституции Российской Федерации, неуклонно выполнять свой служебный долг.
3.4. Профессиональная этика в учебном процессе
Давно известно, что есть особый круг профессий, в компетенции которых находятся жизнь и судьба человека. К ним можно отнести профессию врача, учителя, судьи, адвоката и, разумеется, сотрудника органов внутренних дел. Именно к ним общество всегда предъявляло наиболее высокие нравственные критерии.
В нынешнее непростое время одной из важнейших задач становится укрепление правопорядка и законности. В свою очередь, авторитет закона напрямую зависит от людей, олицетворяющих собой справедливость и безопасность. Надев форму сотрудника органов внутренних дел, человек становится своеобразным символом государства и закона, поэтому его, казалось бы, глубоко личные представления о добре и зле, благородстве и подлости, верности и предательстве становятся делом государственной важности.
Изучение профессиональной этики и служебного этикета помогает курсантам и слушателям овладеть знаниями о нравственной сущности милицейского труда, моральных требованиях к его представителям, как в профессиональном, так и в общечеловеческом смыслах. Есть и практическая направленность — воспитание устойчивых убеждений, навыков и умений соблюдения норм морали и права сотрудниками органов внутренних дел, как на службе, так и в быту.
В то же время, постижение этической теории, честно признаемся, вряд ли «сделает» из эгоиста — альтруиста, из грешника — праведника, а из нравственно юродивого — благопристойного и порядочного. Человеческая история со всей очевидностью подтверждает это. Но того, кто сознательно посвятил свою жизнь противоборству со злом, прикосновение к этике или нравственной философии (по меткому выражению B.C. Соловьева) может серьезно предостеречь от опасного компромисса, наконец, просто поможет быть порядочным, честным человеком.
Вместе с тем, криминальная ситуация в стране продолжает серьезно осложняться и уже прочно заняла свое место в ряду проблем национальной безопасности. Никакими материальными благами, никакими карательными, устрашающими мерами невозможно заставить человека быть добрым, честным, порядочным, не за страх, а за совесть исполнять законы государства и моральные принципы общества. Именно поэтому сегодня профессионально-этическое и
3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности 133
духовно-нравственное воспитание личного состава рассматриваются как моральная и духовная основы эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.
В органы МВД приходят работать люди, как правило, с обостренным чувством социальной справедливости и с достаточно конкретными представлениями о добре и зле, благородстве и подлости. Однако это чувство и эти представления необходимо умело поддерживать и грамотно развивать. Не секрет, что многие сотрудники органов внутренних дел остро нуждаются в подтверждении правильности выбранной ими ценностной ориентации, в нравственном оправдании сделанного ими профессионального выбора.
Далеко не всегда от нас зависит принятие важного государственного решения, однако вопросы чести и достоинства, совести и долга находятся в нашей полной власти. Несмотря на то, что мы живем в обществе, взаимосвязаны и взаимозависимы, на самом деле живем мы только так, как сами себе позволили.
Основную задачу курса можно сформулировать двояко: во-первых, научить наших курсантов и слушателей распознавать Добро и Зло, в какие бы «одежды» одно и другое ни рядились; во-вторых, воспитывать у них потребность — этически мыслить и нравственно поступать.
Что касается методологической задачи, то она состоит в том, чтобы рассмотрение реальных духовно-нравственных и эстетических проблем, возникающих в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, осуществлять в широком контексте подходов и решений, содержащихся в этике классической.
Целевая направленность педагогической работы состоит в формировании, развитии и закреплении у курсантов и слушателей ценностного отношения к миру, знания основных вех исторического развития морали, представления об основных этических теориях, а также любви к своей профессии, профессионального отношения к избранному делу, профессиональной чести и профессионального долга, умения объяснить нравственную престижность труда в органах внутренних дел и находить пути предотвращения профессиональной нравственной деформации.
Преподавание учебной дисциплины призвано обеспечить:
• глубокое изучение курсантами и слушателями этических категорий и понятий, лежащих в основе профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел;
• уяснение курсантами и слушателями нравственных ценностей службы в органах внутренних дел и особенностей их проявления в деятельности различных служб и подразделений;
• обучение курсантов и слушателей правилам обхождения с людьми, элементам межличностного повседневного общения, в том числе с разными категориями граждан;
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
• формирование у курсантов и слушателей устойчивых умений
и первоначальных навыков соблюдения служебного этикета в
конкретных жизненных ситуациях.
В результате изучения дисциплины курсанты и слушатели должны знать:
• на достижение каких целей (задач), как ближайших, так и стратегических, направлена деятельность органов правопорядка и связанные с этим трудности и лишения в службе и личной жизни сотрудников;
• содержание и особенности профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел;
• содержание и смысл каждого положения Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;
• этические аспекты (нравственную специфику) деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел;
• основные международные и российские нормативно-правовые акты, составляющие правовой (юридический) фундамент профессиональной морали сотрудников;
• соотношение моральных, правовых и организационно-управленческих норм в деятельности сотрудников;
• сущность профессиональной нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления;
• возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности;
• основные требования этики служебных отношений, а также служебного и общегражданского этикета;
уметь:
• относиться к каждому человеку — с уважением и признанием его личного достоинства, относиться как к высшей ценности;
• осуществлять выбор с точки зрения этики и морали, соотношения целей, средств и методов профессиональной деятельности, норм поведения в конкретных ситуациях;
• оценивать факты и явления профессиональной деятельности не только с правовой, но и с нравственной точек зрения;
обладать:
• обостренным чувством долга, нравственной чистоплотности, патриотизма;
• способностью принимать ответственные решения в экстремальных ситуациях;
иметь представление:
• об основных этических закономерностях и категориях морали;
• о происхождении, структуре, закономерностях развития и значении морали;
3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности 135
• о содержании основных деонтологических документов поли
ции крупнейших мировых держав.
В сентябре 2001 г. Советом Европы был принят Европейский Кодекс полицейской этики, положения которого носят рекомендательный характер. Кстати, в мае этого года Советом Европы совместно с российским МВД на базе Московской Академии МВД России был проведен двухдневный международный семинар по проблемам полицейской этики.
В результате изучения дисциплин курсанты и слушатели должны приобрести навыки: