Тема 11. Этические аспекты письменного делового общения (2часа)
Вопросы
1.Этикет письменного делового общения и обмена деловой информацией по факсу.
2.Основные разновидности делового письма и требования к их оформлению.
3.Новые виды коммуникации: телеконференции, дискуссионные группы,
чаты.
Контрольные вопросы для выявления коммуникативной
Компетентности
1. Каковы принципы и этические требования к деловой переписке?
2. Какие существуют виды письменного делового общения, и каковы этические требования к ним?
3. Какие формы и виды деловых писем Вы можете предложить в дополнение к перечисленным?
4. Каковы, по Вашему мнению, перспективы развития письменного делового общения?
5. В каком случае деловое письмо, согласно требованиям этики, должно быть написано от руки?
6. Есть ли отличия в требованиях к переписке внешней и внутриорганизационной?
Задание для СРС (1,5 часа)
1. Выполните тесты:
1. Какие письменные документы относятся к внутренней информационно-справочной, методической документации:
а) методическое указание;
б) методическое разъяснение;
в) устав учреждения;
г) объяснительная записка;
д) приказ об увольнении.
2. Ниже приведены некоторые этапы работы с документами. Расположите их по порядку:
а) утверждение и подписание;
б) регистрация;
в) согласование;
г) регистрация;
д) составление;
е) визирование.
3.Какие реквизиты обязательны для делового письма?
а) номер счета в банке;
б) отметка о наличии приложений;
в) индекс документа.
4. Какие реквизиты отсутствуют на общих бланках?
а) индекс предприятия связи;
б) почтовый адрес;
в) текст.
5. Где на документе размещается подпись?
а) справа под текстом;
б) слева под текстом.
6. Когда документ подготовлен несколькими организациями, подписывают его соответственно их руководители. Как следует расположить подписи лиц, занимающих одинаковые должности?
а) на одном уровне;
б) одна под другой, в алфавитном порядке;
в) не имеет значения.
7. «… она, в свою очередь, подразделяется на внутреннюю и внешнюю». О какой деловой корреспонденции идет речь?
а) входящей;
б) исходящей.
8. Верно ли утверждение: «Телефонограмма – это официальные сообщения, переданные по телефону, факсовые и телетайпные материалы»?
а) да;
б) верно отчасти.
9. Что из нижеперечисленного отсутствует в журнале исходящей корреспонденции?
а) краткое содержание документа;
б) кому адресовано;
в) подпись отправителя.
10. Каким является приведенное ниже письмо?
Уважаемый Федор Петрович!
Районный Дом культуры готов принять Вас на работу, на должность аккомпаниатора. Ваша жена может рассчитывать на работу по специальности в нашем городе.
Директор РДК __________ Н.Н. Носенко
а) письмо-просьба;
б) гарантийное;
в) сопроводительное;
г) договорное;
д) письмо-приглашение.
11. Где определены функции отдельных сотрудников?
а) в Уставе организации;
б) в должностных инструкциях;
в) как в Уставе, так и в должностных инструкциях.
12. Какие документы из нижеперечисленных не являются внутренними организационно-распорядительными?
а) приказ;
б) положение;
в) указ;
г) акт;
д) приказ об увольнении.
13. Где на документе ставится гриф утверждения?
а) в верхнем правом углу;
б) в левом верхнем углу;
в) в нижнем правом углу;
г) в нижнем левом углу.
2. Задание. Внесите в глоссарий и выучите основные понятия и термины темы: «чаты», «управленческая документация», «протокол», «деловые и коммерческие письма»: «резюме», «рекомендательное письмо», «письмо-отказ», «письмо-просьба», «письмо-напоминание», «письмо-извещение», «письмо-претензия», «гарантийное письмо», «циркулярное письмо», « телеконференция», «дискуссионные группы».
3. В чем заключается языковое своеобразие деловой переписки? Раскройте особенности речевого этикета письменной деловой речи.
4. Какие психологические аспекты необходимо учитывать при составлении коммерческих писем?
5. Напишите образцы 2-3, выбранных Вами, видов деловых писем.
II МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Цель и задачи реферата
Важнейшим методом организации и проверки самостоятельной работы студентов является написание реферата. Реферат (от лат. referre – докладывать, сообщать) это краткое изложение какого-либо вопроса или темы. Он выполняется на основе творческого обобщения изученных источников и литературы, содержит теоретическое обоснование и конкретный фактический материал.
Целью написания реферата является повышение уровня и качества усвоения студентами учебного материала по « Деловому общению».
Для достижения поставленной цели намечаются следующие задачи:
– приобретение и развитие навыков работы дополнительной литературы для полноты раскрытия темы;
– формирование умения письменно излагать свое видение проблемы и концепции других исследователей;
– углубление и закрепление знаний в изучаемой области;
– накопление опыта проведения публичных выступлений с докладами и защиты собственного мнения по исследуемой проблеме.
Выбор темы реферата
Работа над рефератом начинается с выбора темы. Это первый и очень важный шаг к подготовке реферата с точки зрения успешности составления текста. Тему реферата студент, как правило, выбирает самостоятельно из указанных в данном методическом пособии. Однако это не исключает возможности предложить ему свою тему, исходя из собственных научных интересов и изысканий, предварительно согласовав ее с преподавателем.
Выбор темы реферата может быть напрямую связан с перспективой использования ее в НИР и при подготовке дипломной работы.