Третьякова Г.А. О психологической сущности ценностных ориентаций личности
Третьякова Г.А. О психологической сущности ценностных ориентаций личности // Философия образования. – 2009. - №2 (27). – С.169-175
…В отечественной психологии можно выделить целый ряд школ и направлений, в которых подходы к пониманию ценностей определяются исходя из различных аспектов изучения свойств личности. Одним из первых к проблеме ценностей в отечественной науке обратился В. П. Тугаринов, предложивший систему основных категорий ценностного подхода и показавший их связующую роль между теорией и практикой. Как отмечал В. П. Тугаринов, «отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностными ориентациями, которые имеются в обществе. Поэтому ценностные ориентации отдельного человека в основе своей есть суть ценности окружающей его общественной жизни». Б. Г. Ананьев рассматривал ценностные ориентации как одно из центральных понятий в комплексном изучении личности и закономерностей ее развития. Б. Ф. Ломов писал о системности в изучении направленности личности. С. Л. Рубинштейн отмечает, что ценности производны от соотношения мира и Человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, что значимо для человека. По мнению А. Г. Здравомыслова, ценностные ориентации суть установки личности на ценности материальной и духовной культуры.
Оценка личностью своей социальной полноценности осуществляется благодаря ценностям, которые выступают как «один из присущих личности шаблонов для оценки, для осознанного или неосознанного «измерения», допустимых в конкретных обстоятельствах образцов социального поведения» - такова трактовка ценностей в интерпретации И. Ю. Истошина.
В. Б. Ольшанский сравнивает ценности со своеобразными маяками, помогающими «заметить в потоке информации то, что наиболее важно (в позитивном или негативном смысле) для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых, человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения».
В. Н. Мясищев предложил трактовку субъективных ценностей как осуществленного в субъект-объектном и субъектс-убъектном взаимодействиях плана личностных отношений, что позволяет расширить реализацию ценностных отношений, включая и человеческое общение. Концепция субъект-объектных взаимодействий в определении ценностных ориентаций нашла отражение в работах следующих исследователей: Н. Леонтьева (связь ценностных ориентаций с эмоционально-мотивационной сферой человека; В. Ф. Сержантова (выделившего следующие свойства ценностных ориентации - значение и личностный смысл); Е. А Климова (охарактеризовавшего субъекта в его среде); М. И. Бобневой (показавшей, что ценностные ориентации выступают в качестве основных регуляторов и посредников социального воздействия при социальной регуляции поведения личности).
Таким образом, хотя в современной науке существует множество определений и научных теорий относительно ценностных ориентаций личности, их можно охарактеризовать следующим образом: ценностные ориентации - это система материальных или идеальных предметов, имеющих значимость для отдельного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов, а также с опорой на существующие нормы в обществе. В. Ф. Анурин полагает, что ценностные ориентации оказывают влияние на формирование потребностей индивида, то есть ценностная ориентация, играя роль обратной связи между личностью и обществом, определяет место этой потребности в общей систему потребностей личности. Н. Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания, которые ориентируют человека в окружающей социальной среде, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для данного человека значение картину мира. Будучи элементом структуры личности, ценностные ориентации представляют собой единство общего, особенного и индивидуального, мыслей, чувств и практического поведения человека. Так, Ш. А. Надирашвили и Д. Н. Узнадзе отмечают зависимость между ценностными ориентациями и установками личности, предложив идею о трех качественно различных уровнях регуляции психической активности человека (высший уровень - это волевая активность, которая регулируется всецело ценностными ориентациями индивида). Вывод о решающей роли ценностных ориентаций в саморегуляции поведения подтвержден и социологическими исследованиями, проведенными под руководством В. А Ядова. Н. С. Розов дает следующее определение понятия «ценности»: ценности - это предельные рациональные нормативные основания актов сознания и поведения людей.
Г. Алексеева говорит о том, что ценностные ориентации индивида представляют собой основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей. Исследования ценностных ориентаций личности, проводившиеся как в зарубежной, так и в отечественной науке, показали, что ценностные ориентации являются важнейшим социально-психологическим образованием личности, проявляющимся во всех сферах человеческой деятельности.