Характеристика основных подходов к диагностическому исследованию личности

Психодиагностика личности всегда связана с теоретическими представлениями о сущности личности и эти теоретические представления сильно различаются у разных авторов. В связи с этим в психодиагностике существует несколько подходов к исследованию личности, и каждый подход связан с определенной теорией личности. Если за тестом не стоит какая-либо теория, то в нем страдает конструктная валидность.

Методические подходы к исследованию личности:

1) Системный подход

2) Универсальный подход

3) Проективный подход

Системный подход связан с последовательным изучением системы свойств каждого уровня психической регуляции. Для каждого уровня существует свой набор методик, который отвечает содержанию того уровня. В психологии выделяют 3 уровня:

Личные качества

Социальный

Биологический

Биологический уровень связан с понятиями, которые основаны на генетических, врожденных и приобретенных в опыте физиологических особенностях. Сюда относятся: темперамент, исследования асимметрии головного мозга, исследования темпа деятельности, скорости реакции. Для каждого свойства есть отдельная методика. Этот уровень является самым широким и является фундаментом для следующего уровня – социального.

На соц.уровне: характер, эмоции, отношения, интересы, склонности, успешность овладения знаниями, все то, что образуется в результате обучения и воспитания. На том уровне формирования личностных черт участвует все то, что окружает человека в соц.среде. личностные качества: волевые, ценности, мировоззрение, альтруистические, чувство ответственности, любви к родине, долга. Для каждого из качеств существует отдельные методики, которые основаны на технике диагностирования, собирающей знания человека по всем 3 уровням, начиная с биологических, и затем систематизирует качества в единый личностный портрет.

Системный подход является очень гибким, позволяет выбрать методики, которые являются более надежными и валидными, позволяет подстроиться под любую диагностическую задачу и получать достоверные данные.

Недостатки: временные затраты.

Универсальный подход. Он связан с применением многофакторных методик, которые позволяют получить максимальное количество личностных черт, характеризующих человека в целом (несколько методик в одной). Внутри универсального подхода 3 направления:

1) Тесты, основанные на изучении черт личности. У них базовой основой является теория личностных черт.

2) Типологический подход – он основан на понятии типа личности.

3) Психосемантический подход, который связан с диагностикой личности на основе языка.

Проективный подход применяется для исследования неосознаваемых процессов личности. Его преимущество в том, что он может выявить скрытые и глубинные свойства личности. Недостаток: низкая валидность, требуется индивидуальный подход. Проективные методы служат дополнением к другой методике. Использовать их как самостоятельный вид тестирования, на котором ставится диагноз, является ошибкой.

Основная особенность психодиагностики – измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого психического явления.

Выделяют три основных психодиагностических подхода, которые охватывают все множество имеющихся диагностических методик.

1. “Объективный” подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. Объективный подход к диагностике проявлений индивидуальности привел к появлению тестов личности, тестов интеллекта, тестов специальных достижений и тестов способностей.

2. “Субъективный” подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Подход представлен опросниками, которые могут быть подразделены на опросники личностные (опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники установок, опросники интересов, опросники ценностей), опросники состояния и настроения и опросники-анкеты.

3. “Проективный” подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным, материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции. Различают следующие группы проективных методик:

конститутивные – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);

конструктивные – создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Мира);

интерпретативные – истолкование события, ситуации (тест Тематической апперцепции, ТАТ);

катартические – осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама);

экспрессивные – рисование на свободную или заданную тему

(“Дом – дерево – человек”);

импрессивные – предпочтение одних стимулов другим (тест Сонди, тест Люшера)

Наши рекомендации