Характеристика основных подходов к диагностическому исследованию личности
Психодиагностика личности всегда связана с теоретическими представлениями о сущности личности и эти теоретические представления сильно различаются у разных авторов. В связи с этим в психодиагностике существует несколько подходов к исследованию личности, и каждый подход связан с определенной теорией личности. Если за тестом не стоит какая-либо теория, то в нем страдает конструктная валидность.
Методические подходы к исследованию личности:
1) Системный подход
2) Универсальный подход
3) Проективный подход
Системный подход связан с последовательным изучением системы свойств каждого уровня психической регуляции. Для каждого уровня существует свой набор методик, который отвечает содержанию того уровня. В психологии выделяют 3 уровня:
Личные качества
Социальный
Биологический
Биологический уровень связан с понятиями, которые основаны на генетических, врожденных и приобретенных в опыте физиологических особенностях. Сюда относятся: темперамент, исследования асимметрии головного мозга, исследования темпа деятельности, скорости реакции. Для каждого свойства есть отдельная методика. Этот уровень является самым широким и является фундаментом для следующего уровня – социального.
На соц.уровне: характер, эмоции, отношения, интересы, склонности, успешность овладения знаниями, все то, что образуется в результате обучения и воспитания. На том уровне формирования личностных черт участвует все то, что окружает человека в соц.среде. личностные качества: волевые, ценности, мировоззрение, альтруистические, чувство ответственности, любви к родине, долга. Для каждого из качеств существует отдельные методики, которые основаны на технике диагностирования, собирающей знания человека по всем 3 уровням, начиная с биологических, и затем систематизирует качества в единый личностный портрет.
Системный подход является очень гибким, позволяет выбрать методики, которые являются более надежными и валидными, позволяет подстроиться под любую диагностическую задачу и получать достоверные данные.
Недостатки: временные затраты.
Универсальный подход. Он связан с применением многофакторных методик, которые позволяют получить максимальное количество личностных черт, характеризующих человека в целом (несколько методик в одной). Внутри универсального подхода 3 направления:
1) Тесты, основанные на изучении черт личности. У них базовой основой является теория личностных черт.
2) Типологический подход – он основан на понятии типа личности.
3) Психосемантический подход, который связан с диагностикой личности на основе языка.
Проективный подход применяется для исследования неосознаваемых процессов личности. Его преимущество в том, что он может выявить скрытые и глубинные свойства личности. Недостаток: низкая валидность, требуется индивидуальный подход. Проективные методы служат дополнением к другой методике. Использовать их как самостоятельный вид тестирования, на котором ставится диагноз, является ошибкой.
Основная особенность психодиагностики – измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого психического явления.
Выделяют три основных психодиагностических подхода, которые охватывают все множество имеющихся диагностических методик.
1. “Объективный” подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. Объективный подход к диагностике проявлений индивидуальности привел к появлению тестов личности, тестов интеллекта, тестов специальных достижений и тестов способностей.
2. “Субъективный” подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Подход представлен опросниками, которые могут быть подразделены на опросники личностные (опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники установок, опросники интересов, опросники ценностей), опросники состояния и настроения и опросники-анкеты.
3. “Проективный” подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным, материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции. Различают следующие группы проективных методик:
конститутивные – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);
конструктивные – создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Мира);
интерпретативные – истолкование события, ситуации (тест Тематической апперцепции, ТАТ);
катартические – осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама);
экспрессивные – рисование на свободную или заданную тему
(“Дом – дерево – человек”);
импрессивные – предпочтение одних стимулов другим (тест Сонди, тест Люшера)