Основные модели Социальной работы (СР) сгруппой
Динамика развития социальной групповой работы такова, что не представляется возможным дать объемную классификацию используемых подходов. Можно отметить, что первая классификация социальной групповой работы была предложена в 1960-е г. Дж. Клейном. Его классификация основана на изучении и систематизации реальных направлений групповой работы, характерных для данного времени. Основные положения классификации сводятся к следующему.
1. Группы досуга.
2. Образовательные группы: группы семейного образования; группы профессиональной ориентации; группы свободного выбора.
3. Социальные группы:
* нацеленные на сохранение адаптивных моделей поведения;
* нацеленные на изменение адаптивных моделей поведения.
4. Терапевтические группы Папелл (Papell) и Ротман (Rothman) предложили другой подход к классификации соц гр р-ты и из всего многообразия гр работы они выделили следующие модели:
Модель социальных целейпредставляет собой традиционную парадигму деятельности, принятую в практике добровольных помощников, однако она уточнялась в соответствии с уровнем развития практики социальной работы.
Клиническая модельгрупповой соц р-ты базир-ся на 2 доминантах-средствах и контексте. Технологический подход, включает в себя такие эл-ты, как контракт, план, лечение, формирование группы, развитие группы, оценка и завершение.
Модель взаимодействия (взаимопомощи)состоит из элементов взаимной помощи, оказываемой членами группы в процессе групповой динамики.
Основные виды СР с группой Группы восстановления - организуются в микросоциуме (коммьюните) в местах проживания клиентов. Коммьюните — сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, разделяющих единые конфессиональные взгляды и проживаю-щих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на одной террито-рии. Основная цель — совместное рациональное проведение свободного времени. В осно-ве групповой динамики лежит спонтанная активность группы, добровольное приобщение членов группы к различным видам комнатных игр и обсуждению информационных тем (о политике, экономике, культуре и т.д.). Группы восстановления умений - основная цель— помочь К. восстановить утра-ченные умения или приобрести их. Группы имеют достаточно широкий спектр деятель-ностных форм: от различных спортивных игр, таких как баскетбол, теннис и т.д., до занятий эстетической прикладной направленности (гончарное дело, керамика и т.д.). Образовательные группы - СР строится на основе взаимонаправленных интере-сов К. к той или иной проблеме. Эти проблемы, как правило, фокусируются вокруг реаль-ных потр-тей отдельных индивидов или их семьи. Р-та строится на основе соц. запросов К. Такими запросами могут быть: правильная организация семейного бюджета, воспитание детей или вопросы внутренней и внешней политики.
Посредничество - в основе - теория соц.систем, групповая теория и теория малых групп, фокус на индивидууме во взаимод-ствии с группой. Процесс помощи включает в себя: настрой, приготовление соц работника к встрече с К. в группе, переходы от стадии к стадии и окончание. Цели - гармонизация потребностей л-ти и о-ва. Соц работник, высту-пая в роли посредника и вдохновителя, помогает К. добиться того, в чем он нуждается, через лечебные возможности группового процесса. В процессе группового взаимод-я проясняются истинные мотивы проблемы К. Метод направлен на оказание практической помощи в преодолении неблагоприятной среды.
Группы самопомощи - помощь в группе, строится на взаимной поддержке ее членов. Соц работник, организуя процесс, передает свои функции группе. Участник группы презентует свой случай, находя поддержку, помогает себе рационально осознать сущность проблемы, в процессе групповой работы проблема клиента снимается. Дрейкфорд (Drakeford) выделяет пять критериев стресса, на основе которых происходит объединение клиентов в группы самопомощи: 1) ответственность; 2) стандарты; 3) конфессия; 4) непрофессионализм; 5) программа действий.
В основе групп. процесса лежат принципы самоусовершенствования через развитие самосознания, которое должно привести к улучшению соц. функционирования и принятию необходимых общественных норм.
В качестве примеров можно привести группы анонимных алкоголиков (клиенты, страдающие от алкогольной зависимости), анонимных депрессантов (индивиды, страдающие от депрессии), анонимной семьи (родители, имеющие детей-инвалидов), группы американской диабетической организации (клуб диабетических больных), национальной организации женщин (женщин, борющихся за свои права).
Терапевтические группыОсновная цель данного подхода — на основе групповой динамики регулировать развитие и компетентность индивидов и окружающей среды. Групповая терапия имеет свои цели, она помогает (развивает): 1) интерперсональные умения; 2) основные этапы личностного роста; 3) корректировать хронические проблемы со здоровьем; 4) улучшает проблемы индивидуальных различий.
Индивидуальные и групповые цели получают развитие в период групповых сессий, встреч. В группе происходит обсуждение ее ф-ций, дискутир-ся ролевые позиции лидеров и помощников, поощряется взаимопомощь, осущ-ся содействие в решении индивидуальн. проблем. В процессе группового обсуждения проектируются модели оптимального соц функционирования, происходит стабилизация эмоц напряжения. Руководитель, терапевт, фиксирует взаимод-я в группе, предлагает и разъясняет модели помощи, интерпретирует групповое поведение. В процессе анализа индивидуального и группового поведения вырабатываются новые продуктивные модели пов-я, взаимодействия, соц обмена. В р-те исп-ся психоаналитические подходы, поведенческие, клиент-центрированные подходы.
Принципиальные параметры, которые служат критериями для выявления как различий, так и общих черт в практике р-ты в гр-х психотерапевтов и соц работников.
Направление помощи. Для обоих видов д-ти групповая р-та является м-дом р-ты с К в группах. Для психотерапевтической р-тыдинамика группы выступает как лечебное средство; для социальной групповой работы она выступает в качестве соц формы, где основными подходами могут быть: терапия в группе, терапия группы, терапия посредством группы либо сочетание всех данных подходов.
Цель. Для психотерапевтич. групп — преодоление неконструктивной фиксации на болезненном состоянии. В социальной работе основные цели: облегчение коммуникации и снятие барьеров социальной изоляции, решение проблем с соц окружением.
Роли в процессе групповой р-ты. В психотерапевт групповой работе централь-ной фигурой яв-ся терапевт, выступающий в отцовско-материнских ролях. В группах соц работы руководитель может играть как центральную, так и вспомогательную роль.
Направление деятельности. В аспектах социальной групповой и психотерапев-тической работы, где рассматривают различные типы и виды групп, конечная цель групповой деятельности — эффективное личностное и групповое функционирование в общине и социуме. Поэтому групповая терапия в социальной работе раскрывается как обучающая деятельность по приобретению социально необходимых навыков и умений