Нейропсихология восприятия 9 страница
Мы наблюдали эти нарушения при опухолях гипофиза в тех случаях, когда процесс носил пара-селлярный характер и когда он косвенно влиял на нейродинамику области гиппокампо-мамиллярного круга. Значительное число больных этой группы было прослежено в нашей лаборатории в исследованиях Н.К.Киященко (1969, 1973).
В случаях наиболее стертых проявлений этого синдрома больные предъявляют жалобы лишь на некоторое снижение памяти («стал все забывать», «вот только что говорили об этом — а я уже забыл», «все приходится записывать»). Никаких нарушений высших корковых функций в этих случаях может не быть. Нарушения памяти могут не проявляться в обычных экспериментально-психологических пробах, например, в пробах кратковременной памяти или в обычных пробах на заучивание. Лишь в специальных пробах, в которых в паузу, отделяющую воспроизведение серии слов от их первоначального запечатления вводится побочная (интерферирующая) деятельность, дефекты памяти выступают достаточно отчетливо. Особенно выраженно они проявляются в опыте, когда больному, который легко запоминал серию из 3—4 простых слов, предъявляется вторая такая же серия слов, после чего ему предлагается сказать, какие слова входили в первую и какие — во вторую серию. В этой пробе, выявляющей влияние на следы «гомогенной интерференции», больные данной группы проявляют особенно отчетливую патологию: успешно повторив слова, входящие в первую серию, а затем и входящие во вторую серию, легко удерживая вторые эти следы после «пустой» паузы, они оказываются совершенно не в состоянии снова вернуться к только что запечатленным словам и припомнить каждую серию слов по отдельности. Нередко они к своему собственному удивлению констатируют, что прежние, только что казалось бы запечатленные следы исчезли из памяти. Иногда они могут воспроизвести каждую из серий лишь частично или смешивают элементы, входившие в первую и во вторую серию, давая их контаминированное воспроизведение. Повторное предъявление обеих серий мало что меняет в воспроизведении, и иногда бывает нужно повторить обе серии слов 5—6 раз, чтобы больной смог припомнить каждую из этих серий, несмотря на тормозящее влияние интерферирующей деятельности.
Характерно, что указанные явления почти одинаково выступают у больных этой группы при воспроизведении как изолированных слов, так и изолированных картинок и изолированных движений, что убедительно указывает на модально-неспецифический характер этого нарушения и дает возможность утверждать, что в его основе лежит повышенная взаимная тормозимость следов, а не их непосредственное угасание.
Следует отметить, что описанные нарушения не проявляются в сериях тогда, когда больной должен удержать след простых сенсорных воздействий. Интерферирующее возбуждение в этих случаях не приводит к торможению более ранних следов. Описанные явления взаимного торможения следов не проявляются также при переходе к более высоким уровням организации материала, например, к фразам или рассказам. Сохранением возможности компенсировать повышенную тормозимость следов смысловой организацией материала объясняется тот факт, что больные этой группы, которые были не в состоянии припомнить серию ранее запечатленных 3—4 слов после повторения второй такой же серии, легко воспроизводят первую фразу после предъявления второй такой же фразы или содержание ранее предъявленного рассказа после прочтения второго такого же рассказа. Возможность воспроизвести ранее запечатленный материал сохраняется в 90—95% случаев, а часто оказывается и вовсе незатронутой.
Сохранность высших корковых процессов, делающая возможной эту компенсацию нестойкости следов их смысловой организацией, выступает у этих больных и в том, что они никогда не проявляют сколько-нибудь заметных расстройств сознания, полностью сохраняют ориентировку в месте и времени, не проявляют дефектов личностной памяти и не дают кон-фабуляций, которые могут ярко выступать у больных следующей группы.
Б. Массивные нарушения общей (неспецифической) памяти.К этой группе относятся нарушения памяти, наблюдаемые у больных с глубокими опухолями мозга, особенно такими, которые, располагаясь по средней линии, существенно нарушая распространение возбуждения по «кругу Пейпеца», воздействуют на образования межуточного мозга (стенки третьего желудочка) и лимбической области (Л.Т.Попова, 1964). Сюда же относятся и варианты нарушений памяти, возникающие в клинике аневризм передней соединительной артерии, вызывающих кровоизлияние в медиобазальных отделах лобной области и стойкий спазм обеих передних мозговых артерий (А.Р.Лурия и др., 1970). Наконец, к этой же группе относятся и те нарушения памяти, которые наблюдаются в случаях острой закрытой травмы черепа, сопровождающейся кровоизлиянием в этих же областях мозга (Н.А.Акбарова, 1971).
С предшествующей группой эти случаи сближают столь же общие (модально-неспецифические) нарушения памяти, как те, о которых уже говорилось. Существенным отличием является лишь массивность этих расстройств, приводящая часто к тому, ;что симптомокомплекс, наблюдаемый у этих больных, в некоторых случаях приближается к корсаков-скому синдрому, иногда протекающему на фоне онейроидного состояния и общей спутанности, иногда сопровождаемому конфабуляциями и псевдореминисценциями, и лишь в некоторых случаях не вызывающему общих нарушений сознания.
Больные этой группы не только жалуются на «потерю памяти», но и проявляют массивные симптомы Этой потери уже при первом клиническом наблюдении. Обычно они очень плохо удерживают текущие Впечатления, хотя хорошо консолидированные следы Прежнего опыта сохраняются, как правило, гораздо лучше, лишь иногда проявляя признаки нечеткости и спутанности. Нередко бывает достаточно нескольких Минут, чтобы больные забывали о посещении только что заходившего к ним врача и заново приветствовали его, как впервые пришедшего. Многие больные с массивными опухолями указанной области проявляли грубые признаки дезориентированности в окружающем: думали, что они у себя на работе, где они лишь ненадолго прилегли на постель, или в поликлинике, или на вокзале, не могли сказать, где были утром или накануне. При этом если больные с расположением патологического процесса в задних отделах по средней линии могли не давать выраженных конфабуляций (нарушения памяти при двустороннем разрушении, описанные Б.Милнер, протекали вообще без конфабуляций), то больные, у которых процесс располагался в передних отделах мозга и вовлекал медиальные отделы лобных долей или захватывал правое полушарие, могли давать богатейшие конфабуляции, говоря, что утром они «ездили домой», «были на работе», «пррводили совещания» или даже «ездили за границу» и т.п.
Было бы, однако, неправильно думать что впечатления от текущих событий вообще не сохранялись у этих больных. После длительного пребывания в клинике они нередко начинали различать ухаживающий за ними персонал, хотя по-прежнему не могли точно отождествить своего врача и нередко продолжали принимать его за родственника или сослуживца. Предположение, что и в этих случаях нарушения памяти связаны не столько со слабостью следов и их быстрым угасанием, сколько с их повышенной тормозимостью побочными (интерферирующими) воздействиями, подтверждается и рядом полученных фактов.
Исходным (и парадоксально звучащим) является то, что больные этой группы даже с выраженным кор-саковским синдромом не обнаруживают сколько-нибудь отчетливых расстройств памяти при обычных методах исследования, направленных на установление удержания следов в кратковременной памяти и на заучивание рядов картинок, слов, цифр. Нередко наблюдались случаи, когда такие больные без труда повторяли ряд в 4, 5 и даже 6 слов и воспроизводили его после незаполненной побочными раздражителями «пустой» паузы длительностью 1 — 1,5 и даже 2 мин. Аналогичные данные можно было видеть при изучении удержания фраз и рассказов.
Совершенно иная картина возникала, как только такая же пауза (между предъявлением и воспроизведением) заполнялась посторонними раздражителями или побочной, интерферирующей деятельностью. В этих случаях достаточно было отвлечь внимание больного такой побочной деятельностью, как счет («гетерогенная интерференция»), или повторение второго аналогичного ряда слов или фразы, или запоминание аналогичного первому ряда картинок («гомогенная интерференция»), чтобы он оказывался полностью не в состоянии возвратиться к припоминанию предшествующего ряда. Контраст с приведенными выше фактами непосредственного удержания следов был разительным.
Общую с предшествующей группой больных особенность составляло то, что и здесь нарушения памяти сохраняли свой модально-неспецифический характер, проявляясь в припоминании как зрительных объектов (фигур, картинок), так и движений или словесного материала (слов, фраз, рассказов). Отличие же от предыдущей группы больных заключалось в том, что здесь нарушения памяти (проявляющиеся в повышенной тормозимости следов интерферирующими воздействиями) охватывали все уровни мнестических процессов, проявляясь как в опытах с с удержанием сенсорных следов и простых действий, так и в опытах с воспроизведением осмысленного, организованного словесного материала. Последний факт, резко отличающий этих больных от предшествующей группы, представляет особенный интерес. Он показывает, что при массивных поражениях глубоких отделов мозга нарушение состояния коры оказывается настолько выраженным, что компенсация мнестических дефектов путем смысловой организации материала становится недоступной (Н.К.Киященко, 1969).
Как мы уже указывали, массивные общие (модаль-но-неспецифические) нарушения памяти, возникающие при глубинных поражениях мозга с медиальным расположением очага, могут варьировать. Если очаг располагается в задних отделах мозга, они отмечаются при сохранном контроле и лишь при ограниченных конфабуляциях. Если же очаг располагается в передних отделах мозга и вовлекает медиальные отделы лобных долей — те же нарушения могут протекать на фоне нарушенной критики. В них наблюдаются отчетливые элементы патологической инертности раз возникших стереотипов, коррекция возникающих дефектов памяти исчезает, а нарушение избирательности всплывающих связей возрастает. Эти нарушения памяти детально описаны в других публикациях (А.Р.Лурия, Е.Д.Хомская, С.М.Блинков, М.Кричли, 1967; А.Р.Лурия, А.Н.Коновалов, А.Я.Подгорная, 1970). Сейчас же отметим лишь, что появление контаминации воспроизводимых связей в условиях специального эксперимента (например, в опытах с влиянием «гомогенной интерференции») может быть ранним симптомом дальнейшего клинического проявления состояний спутанности, что придает этому факту прогностическое значение.
III. частные, модально-специфические НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ
В отличие от только что описанных общих нарушений памяти, частные, модально-специфические нарушения мнестических процессов возникают при очаговых поражениях конвекситальных отделов полушарий и никогда не протекают на фоне нарушений сознания.
Больные с этими нарушениями всегда сохраняют общую ориентированность в окружающем, могут достаточно четко передать свой анамнез, не проявляют никаких затруднений в общей ориентировке в месте, не смешивают окружающих с другими лицами и, как правило — (это не относится к больным с поражением лобных долей мозга), достаточно отчетливо осознают свои дефекты и обычно пытаются их компенсировать.
Отличительной чертой этих больных является то, что нарушения памяти носят у них частичный характер и ограничиваются лишь пределами одной модальности, обычно той, корковый аппарат которой нарушается данным очагом. Поэтому можно с достаточным основанием утверждать, что нарушения памяти, наблюдаемые в этих случаях, являются собственно лишь продолжением тех гностических дефектов, которые наблюдаются при соответствующих очаговых поражениях мозга.
Как правило, в случаях ограниченных очаговых поражений височной области коры, дефекты памяти проявляются в слуховой (при поражениях левого полушария — в слухо-речевой) сфере; при поражении затылочных отделов коры, сопровождающихся оптико-гностическими расстройствами, они ограничиваются нарушением зрительной памяти, а при поражении нижне-теменных или теменно-затылоч-ных отделов коры наблюдаются нарушения пространственной памяти.
Как мы уже имели случай показать в другом месте (А.Р.Лурия, М.И.Рапопорт, 1960), достаточно очагу сместиться на 1—2 см (например, в случаях поражения височной области, располагаться на границе с затылочной корой), чтобы этот модально-специфический тип нарушений памяти становился более сложным и чтобы к нарушениям одного вида памяти присоединялись и нарушения другого вида памяти. Как показали наблюдения (Н.А.Акбарова, 1971; М.Климковский, 1966; Фам Мин Хак, 1973), этот модально специфический характер нарушений памяти может быть очень отчетливо выражен, и если у больных с поражением левой височной области удержание следов зрительно воспринимаемых объектов (геометрических фигур или картин) в 90—100% случаев сохраняется даже в условиях интерференции, то удержание слуховых или слухо-речевых следов в этих же условиях резко снижается (возможность правильно воспроизводить соответствующие следы сохраняется лишь в 30—40% всех проведенных опытов). Обратное имеет место в случаях поражения темен-но-затылочных отделов коры, при которых слухо-речевые следы сохраняются в условиях «пустой» паузы в 100%, а в условиях паузы, заполненной интерферирующей деятельностью, в 70—80 % случаев, в то время как воспроизведение зрительно-пространственных отношений (представляющее значительные трудности у этих больных) сохраняется после «пустой» паузы лишь в 50%, а после паузы, заполненной побочной, интерферирующей деятельностью — лишь в 30% случаев.
Нарушения памяти у больных описываемой группы отличаются от тех расстройств памяти, которые описаны выше еще в одном, но очень существенном отношении. Если дефекты памяти возникали у описанных выше больных лишь при тормозящем влиянии интерферирующих факторов, то в основе модально-специфических нарушений памяти, характерных для очаговых поражений в задних (гностических) зонах конвекситальной поверхности коры, может лежать и непосредственная слабость модально-специфических следов и их быстрое угасание.
Так, достаточно предложить больным с очаговым поражением левой височной области воспроизвести предъявленный им короткий ряд из 2—5 слов после «пустой» паузы в 1,5—2 мин, чтобы увидеть, что один лишь этот фактор приводит к тому, что следы быстро угасают и исчезают без всякого воздействия интерферирующих факторов, что никогда не обнаруживается при исследовании зрительных или кинестетических следов. Эта нестойкость следов заметно возрастает под воздействием интерферирующих факторов, и именно поэтому больные с поражением левой височной области, относительно легко сохраняющие следы одного слова, часто оказываются не в состоянии сохранить следы двух или трех слов (границы доступного для воспроизведения объема варьируют в зависимости от массивности поражения). Обнаруживается тенденция сначала воспроизводить более «свежий» след последнего из предъявленных слов (фактор «recency»), в то время как следы предшествующих слов либо исчезают вовсе, либо же воспроизводятся во вторую очередь. Эта наибольшая сохранность наиболее «свежего» следа часто приводит к изменению порядка, «перевертыванию» воспроизводимой серии, и не обнаруживается при переходе к припоминанию зрительно предъявленной серии. Данный факт уже был описан нами в другом месте (А.Р.Лурия и др., 1967).
Следует указать и на последнюю особенность частных, модально-специфических нарушений памяти. Именно потому, что мнестические расстройства, наблюдаемые в этих случаях, носят ограниченный, частный характер и по существу представляют собой продолжение гностических нарушений, больные этой группы, обнаруживая нестойкость модально-специфических следов, сохраняют, однако, возможность удерживать общий смысл предлагаемого им материала.
Вот почему такой больной может воспроизвести фразу «на улице выпал глубокий снег» как «на дворе было очень холодно», заменяя одни слова другими, но всегда удерживая ее общий смысл. Аналогичное происходит у этих больных при воспроизведении целых смысловых отрывков (рассказов): отдельные элементы передаваемого рассказа часто оказываются нестойкими и извращенными, одни слова и выражения заменяются другими, но больной, передающий, например, рассказ «Галка и голуби» и называющий галку вороной или сорокой, а голубя синицей или курочкой, всегда сохраняет общий смысл рассказа и нередко после безуспешных попыток воспроизвести нужные детали рассказа, просто говорит: «Не нужно выдавать себя за другого». В этом сохранении общего смысла при нестойкости конкретных словесных значений и состоит важная особенность модально-специфических нарушений памяти.
IV. нарушения памяти при поражении
ЛОБНЫХ ДОЛЕЙ МОЗГА
Совершенно особое место среди частных форм нарушения памяти занимают дефекты мнестичес-кой деятельности, возникающие при поражениях лобных долей мозга.
Когда исследователи поведения животных после экстирпации лобных долей обнаружили у них выраженные нарушения отсроченных реакций (Дже-кобсен, 1935 и др.), им стало казаться, что лобные доли являются важным аппаратом, обеспечивающим удержание следов и что расстройства памяти являются одним из наиболее существенных результатов этих поражений. Полученные в дальнейшем факты подтвердили это предположение. Но оказалось, что нарушение отсроченных реакций после экстирпации лобных долей мозга является не столько результатом нарушения памяти, сколько результатом либо повышенной отвлекаемости животного, либо повышенной инертности его нервных процессов. Вот почему контрольные опыты, проведенные рядом авторов (Р.Б.Малмо, 1942; К.Прибрам, 1961, 1963; Л.Вейзк-ранц и др., 1965 и др.), показали, что достаточно было уменьшить влияние отвлекающих раздражителей, проводя опыт в темноте или на фоне барбитуратов, чтобы возможность выполнять отсроченные реакции восстанавливалась.
Наблюдения над больными с массивными поражениями лобных долей мозга подтверждают это положение. Они дают основание убедиться в том, что первичные нарушения памяти в этих случаях не имеют места и что данные дефекты припоминания являются результатом либо патологической отвлекаемости больных, либо патологической инертности их нервных процессов. Вместе с тем наблюдаемые дефекты носят также специфический характер, но эта специфичность является не столько модальной, сколько результатом специфического нарушения программ деятельности, возникающего в результате только что отмеченных нейродинамичеоких факторов. Мы уже много раз останавливались на нейропсихо-логических нарушениях структуры целенаправленной Деятельности у больных с массивными поражениями лобных долей мозга (А.Р.Лурия, 1962, 1963, 1966, 1%^; А.Р.Лурия, Е.Д.Хомская, 1964, 1966, 1970). Поэтому, не повторяя сейчас сформулированных ранее положений, опишем лишь те нарушения памяти, которые можно наблюдать у «лобных» больных.
При поражении конвекситальных отделов лобных долей больные никогда не проявляют признаков общих нарушений памяти и не дают картины спутанности сознания, нарушения ориентировки в окружающем, характерного для больных с поражением глубинных отделов мозга. Вместе с тем, в отличие от больных с поражением задних отделов полушария, они не проявляют и описанных выше модально-специфических нарушений памяти. Они полностью сохраняют возможность удерживать следы предъявленных им раздражений и легко могут воспроизводить материал после «пустой» паузы.
Существенная особенность мнестической деятельности этих больных состоит, с одной стороны, в том, что они никогда не создают прочного намерения что-нибудь запомнить и не работают над активным запоминанием, запечатлевая лишь тот объем информации, который непосредственно оседает у них; она состоит в том, что они легко замещают программу запечатленных следов патологически инертным стереотипом, что неизбежно приводит к нарушению избирательного припоминания раз предложенного материала.
Первая из этих особенностей проявляется в «кривой заучивания» (числа удержанных членов ряда после каждого повторения), которая, в отличие от нормы, носит здесь характер «плато» на уровне четырех — пяти элементов, запечатлеваемых непосредственно, без применения каких-либо специальных усилий.
Вторая особенность выступает в ряде симптомов, и на ней следует остановиться специально.
Больной с массивным поражением конвекси-тальных отделов лобных долей мозга может без труда повторить короткий ряд слов, фразу и даже передать смысл Краткого рассказа. Однако, если ему предложить припомнить первый ряд из 3 слов после того, как он только что повторил такой же ряд слов, он оказывается не в состоянии сделать это и вместо возвращения к следам первого ряда слов продолжает инертно воспроизводить последний ряд слов, не осознавая допущенной ошибки и не делая никаких попыток ее коррекции. Причиной этого является патологическая инертность раз возникших следов, невозможность оторваться от них и перейти к активному припоминанию прежних следов путем соответствующих активных поисков.
Такие же дефекты зыступают и в опытах с повторением фразы или с передачей содержания только что прочитанного рассказа. Больной с массивным поражением лобных долей мозга легко может повторить фразу или передать содержание первого рассказа, однако если после .этого ему предъявляется вторая фраза или второй рассказ и затем предлагается воспроизвести первую фразу или припомнить содержание первого рассказа, он оказывается не в состоянии это сделать. Он либо продолжает инертно повторять последнюю фразу (рассказ), либо же воспроизводит фразу (рассказ), состоящий из различных элементов: частично из первой, частично же из второй фразы (рассказа). Это инертное повторение последнего ряда следов или контаминация следов обеих групп не вызывает у больного критического отношения и не ведет ни к каким попыткам коррекции. Легко видеть, что и за этими дефектами лежит патологическая инертность раз возникших следов, проявляющаяся на фоне общего распада активной целенаправленной деятельности больного.
Аналогичные факты проявляются и в опытах с воспроизведением картин, рисунков или движений. Все они указывают на то, что массивные поражения лобной области и особенно конвекситальных отделов левой лобной доли приводят к нарушениям памяти, существенно отличающимся от тех, которые возникают при поражениях задних отделов полушарий.
Модальная специфичность нарушений памяти в данных случаях отсутствует, если не говорить о том, что сейчас особенно отчетливо выступают нарушения в воспроизведении движений и действий. Наблюдаемые дефекты памяти носят вторичный характер, являются регулятором общего распада активной целенаправленной деятельности и выражаются в легкой утере заданной программы с ее заменой инертными стереотипами.
V. системно-специфические
НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ
Эта форма нарушений памяти при локальных поражениях мозга может выступить при анализе влияния очага на любую системно-построенную деятельность (гнозис, праксис), но наиболее отчетливо она выражается в нарушении речевой памяти, возникающем при поражениях задних отделов «речевой зоны» левого (доминантного) полушария.
Совершенно естественно, что некоторые из очаговых поражений мозга и прежде всего те, которые располагаются в третичных зонах коры, лишь в незначительной степени связаны с определенной модальностью, но зато обнаруживают значительную связь со сложными системами деятельности (такими как комплексное восприятие, речь, мышление). Поэтому совершенно естественно, что они прежде всего вызывают распад этих систем и нарушения памяти, наблюдаемые в этих случаях, приобретают «системно-специфический» характер, резко отличаясь как от общих (неспецифических), так и от частных (модально-специфических) нарушений мне-стических процессов.
Известно, что процесс запоминания у человека не исчерпывается простым запечатлением образов, но очень близок к процессу кодирования, чем нос-, тигается введение запоминаемого в известную систему (Дж.Миллер, 1969; Д.А.Норман, 1970; П.Линдсей, Д.А.Норман, 1972; В.Кинч, 1970 и др.). Одной из таких систем, принимающих самое непосредственное участие в кодировании непосредственных впечатлений, является речь, выделяющая в воспринимаемом образе определенные признаки и вводящая их в . сложную иерархическую систему.
Современной психолингвистике хорошо известно, что слово представляет сеть связей: оно имеет свою звуковую характеристику (по которой слово «скрипка» сближается с словом «скрепка»), свою морфологическую характеристику (по которой слово «пепельница» сближается с словом «сахарница» или «мыльница»); оно обладает «предметной отнесенностью», выделяя в предмете определенный признак; наконец, оно вводит предмет в систему категорий, обобщая его с другими, входящими в ту же категорию, предметами или, иначе говоря, имеет соответствующее значение.
Вся эта иерархически построенная система связей работает строго избирательно: каждый раз, в зависимости от задачи или контекста, одни связи этой многомерной системы становятся доминирующими, другие тормозятся, оттесняются. Человек, желающий назвать пепельницу, естественно затормозит все побочные слова, близкие как по звучанию или морфологии (такие, как «перечница»), так и по ситуации («папироса», «дым», «курить») и выделит нужное слово, следы которого будут доми 204
нировать над следами всех иных, побочных связей. Только такая четкая избирательность системы связей и может обеспечить нормальное функционирование речевой памяти и мышления.
Однако подобная избирательность предполагает известные физиологические условия и не обеспечивается при их нарушении.
Одним из условий четкой, избирательной работы мозга является хорошо известный в павловской нейрофизиологии «закон силы», соответственно которому каждое сильное раздражение (или его след) вызывает сильную, а каждое слабое раздражение (или его след) — слабую реакцию. Только при таком прочном сохранении «закона силы» существенная система связей может стать доминирующей, а побочные связи оттесняются и становится возможной строгая селективность (избирательность) речевой деятельности. Однако именно эти условия нарушаются при патологических или тормозных («фазовых») состояниях коры, которые мы уже упоминали в начале этой статьи.
Известно, что при первом из таких «фазовых» состояний сильные раздражители (или их следы) уравниваются по силе со слабыми и мозг начинает реагировать на них одинаково, независимо от их силы или актуальности; при дальнейшем углублении «фазовых» состояний эти отношения еще больше меняются и слабые раздражители могут вызывать даже более сильную реакцию, чем сильные («парадоксальная фаза»). Естественно, что такое изменение «закона силы» не может пройти бесследно для речевой деятельности. Оно приводит к тому, что организованное, избирательное протекание мнестических процессов нарушается: более слабые, побочные следы начинают уравниваться по силе с актуальными, более сильными следами, и в речевой памяти такого больного начинают всплывать те системы связей, которые раньше тормозились и не доходили до сознания. Именно это и имеет место при поражении третичных (височно-теменных) отделов левого полушария; именно это и создает основу для тех явлений амнестической афазии, которые являются типичным примером системно-специфических нарушений памяти. Больные этой группы могут хорошо удерживать серии простых сенсорных (зрительных или слуховых) следов, которые остаются достаточно прочными даже в условиях интерференции. Однако стоит им попытаться припомнить нужное словесное обозначение, например, назвать предложенный предмет (а в некоторых случаях и удержать это название и воспроизвести его в усложненных условиях), как выявляются отчетливые затруднения, связанные с тем, что у больных начинают всплывать любые побочные связи и избирательное воспроизведение нужного слова становится недоступным. Так, желая припомнить слово «больница», такой больной может сказать «милиция» (близкое к суффиксу «-ца»), или слово «школа» (близкое по семантическому признаку «учреждение», где воспитывают — лечат), или «Красная Армия» (по близости с обозначением «Красный Крест») и т.д.; вместо слова «учительница» больной может сказать «подавальщица» или «врач», или «школьница» и т.д.
Если очаг расположен ближе к височной области, то это нарушение избирательности может проявиться в звуковой сфере и больной начинает искать нужные звуки для повторения слова «окно», говоря «секно» (контаминация искомого «окно» с побочным «стекло») или «жекно» (контаминация слов «железка» и «окно») или повторяет слово «белка» как «леска» (контаминация слов «лес» и «белка») и т.п. Явления, которые описывались как «амнести-ческая» или как «проводниковая» афазия, могут с успехом объясняться только что описанными патофизиологическими механизмами.
Проблема системно-специфических нарушений памяти находится лишь в самом начале своей разработки, и мы не можем сейчас выйти за пределы лишь самой общей ее характеристики. Однако есть основания думать, что эта форма нарушений памяти еще займет свое место в будущих исследованиях патологии мнестических процессов.
Выводы
Мы остановились на основных явлениях нарушения памяти при локальных поражениях мозга, на их главнейших факторах и на их формах и выявили всю сложность этих расстройств и всю важность динамического подхода к ним, в частности указания на ту роль, которую в «забывании» играет интерферирующее торможение. Мы рассмотрели основные уровни и формы нарушений памяти, возникающие при очаговых поражениях мозга, и установили роль в этих сложных процессах различных аппаратов большого мозга. Мы выявили те интимные связи, в которых явления памяти состоят с явлениями сознания, с одной стороны, и с познавательными процессами, с другой стороны, что указывает на сложную архитектонику мнестических процессов, которая очень часто игнорируется многими современными исследователями, но все богатство которой более ясно выступает при нейропсихологическом анализе фактов. Этим определяется значение анализа нарушений памяти при локальных поражениях мозга для теории мнестических процессов, с одной стороны, и для практики клинической диагностики очаговых поражений — с другой стороны.