Глава 3. Анализ потребностей, проблем и интересов студенческой молодёжи в контексте семейно-брачных отношений

3.1. Исследование: «Молодая семья: статус, основные проблемы и тенденции развития»

Очевидно, что успешное реформирование общества возможно лишь при активном участии в его осуществлении молодежи. Это требует новых концептуальных подходов к разработке и осуществлению молодежной политики, что обуславливает необходимость достоверной информации о жизни молодых людей, оперативного, систематического обследования их потребностей и интересов.

Местом проведения социологических исследований состояния и проблем молодой семьи был выбран ЯрГУ им.П.Г.Демидова.

Исследование «Молодая семья: статус, основные проблемы и тенденции развития» было проведено с целью уточнения мнения студенчества о молодой семье. Основным методом сбора данных является анкетный опрос.

Анкета

1) Сколько вам полных лет?

2) Укажите ваш пол

3) Укажите ваше семейное положение

4) Что для вас является общепризнанной ценностью?

a) Семья

b) Материальное благополучие

c) Хорошо оплачиваемая работа

d) Здоровье

e) Материальные блага

5) Есть ли отличия между молодой и старой семьями?

a) Да

b) Нет

6) Если да, то каковы эти отличия?

a) у молодожёнов нет семейного и жизненного опыта, и потому их семья подвержена распаду в большей степени, чем зрелая

b) молодожёны имеют идеалы, ценности, отличные от родительских

c) молодожёны живут больше для себя, чем для других

d) положение молодой семьи в обществе менее стабильно, устойчиво

7) Является ли молодая семья сегодня определяющим показателем будущего российской семьи?

a) Да

b) Нет, молодые перенимают традиции старших поколений, оставаясь в их русле в собственной семейной жизни

8) С какими проблемами чаще всего сталкивается молодая семья(укажите подходящее)?

a) Материальные трудности

b) Сложности с притиркой характеров, адаптацией в браке

c) Жилищная проблема

d) Неопытность ухода за детьми

e) Ухудшение успехов в учёбе и работе

f) Ухудшение отношений с родителями

9) Почему состояние молодой семьи считается более трудным?

a) Государство не поддерживает молодую семью

b) В начале семейной жизни нет материальной и жилищной обеспеченности

c) Период студенчества молодой семьи

d) Вмешательство родственников в дела семьи

e) Не хватает семейного опыта

f) Не устоялись нормы и правила семейной жизни

10) Какой модели уклада семейной жизни вы придерживаетесь?

a) современную модель семьи, в рамках которой оба супруга имеют возможность совмещать профессиональную деятельность с семейными обязанностями

b) Модель с более жестким распределением ролей

11) Сколько детей должно быть в молодой семье?

a) один ребенок

b) двое детей

c) трое

d) затрудняюсь ответить

e) молодой семье дети не нужны

12) Каковы меры, которые могут повлиять на преодоление кризиса семьи и увеличение рождаемости детей?

a) доступность высшего образования

b) трудовая занятость и достойная оплата труда, позволяющая обеспечить независимость молодежи в материальном отношении

c) правовые гарантии доступа к социальным благам

d) условия для досуговой деятельности

e) социальная защита молодой семьи

f) улучшение условий жизни

g) предоставление кредитов на приобретение жилья

h) борьба с преступностью

i) борьба с алкоголизмом и наркоманией

j) увеличение пособия молодой семье на рождение ребенка до прожиточного уровня идеологическая поддержка молодой семьи со стороны государства

Заключение

Молодая семья – особая социальная группа, являющаяся индикатором отражающим все процессы и являния происходящие в политической, экономической, социальной и духовной сфере государственного образования.

Студенческая cемья является одним из видов молодой cемьи, иcходя из этого, такие семьи иcпытывают те же cамые трудноcти, однако имея cвои особенности, такие как обучение в вузе и материaльная неcоcтоятельность, накладывaют отпечаток нa жизнь и функционирование cтуденческой cемьи в обществе. Специфика студенческой семьи определяется и тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими новых социальных ролей. Особенности также связаны с объективнплдо недостаточным уровнем материальной и финалнсовой обеспечеплнности, поскольку в своем большинстве молодые супруги еще не добпдлились высокой квалификации и получают сравнительно низкую зарплату, а также не имеют соответствующего опыта в планировании бюджета семейной жизни. По этим причинам, очевидно, среднедушевые доходы молодых семей в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране, а 69 % молодых семей живут за чертой бедности, среди которых 34 % с трудом сводят концы с концами, что делает невозможной выполнение в полной мере ими социальных функций.

Таким образом, студенческая семья сталкивается с такими же материально-бытовыми проблемами, как и любая другая молодая семья, но жилищный вопрос стоит в этом случае особенно остро: далеко не всем желающим учебные заведения могут предоставить комнату в общежитии. Администрации вуза, профсоюзной организации, советам молодежи и студенческим советам следует поддерживать инициативу студентов в создании семьи, уделять этому вопросу должное внимание в воспитательной работе со студентами. Члены общественных организаций (Союз молодежи, Студенческий совет, профсоюзная организация) должны отстаивать права молодой студенческой семьи, выступать в качестве экспертов, определять формы допустимого компетентного вмешательства в решение ее проблем.

Для решения своих проблем студенческая семья вынуждена прибегать к помощи специалистов: психологов консультантов, социальных работников, юристов и т.д. Функция помощи ложиться на плечи государства, а в частности его учреждений социальной защиты населения, атак же родителей супругов и учебного заведения, где они обучаются.

В обязанности специалиста социальной работы при работе с молодыми семьями входит:

− подготовка молодежи к вступлению в брак;

− консультирование вступающих в брак по вопросам их совместимости в будущей семейной жизни;

− проведение социологического исследования молодых семей в Российской Федерации;

− организация мониторинга деятельности региональных и муниципальных общественных объединений и клубов;

− разработка методических рекомендаций по организации работы с молодой семьей в субъектах РФ;

− разработка методических рекомендаций для специалистов органов по делам молодежи по работе с молодыми семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;

− участие в организации и проведение семинаров, конференций по вопросам молодой семьи и фестивалей молодых семей в субъектах РФ;

− разработка и распространение информационных материалов в помощь молодой семьёй.

Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы: малообеспеченность, дезадаптированность, трудности при трудоустройстве, а также трудности многодетных и инвалидов и т.д. При этом социальный работник должен помнить, что существуют разные типы как молодых так и студенческих семей, от пути развития и становления которых зависит будущее страны.

Наши рекомендации