Еще примеры из переписки с В
> Сколько боли я причиняю ближним! И чем ближе ко мне человек, тем ему больнее.
Так ЭТО - очевидно!!!
Такова Твоя Роль... Не нравится - не делай!
А понимаешь, что у каждого есть Огонь, подходи к Костру правильно.
> Радует то, что делаю я это не умышленно и удовольствия при этом не испытываю.
И это не оправдывает.
Но осознавать ЭТО - обязательно всегда! То есть - прописная мысль -
прежде чем сделать - подумай! Не спеши причинять добро!
> Прости меня за провяленное хамство в виде "провокаций".
Нууу – в этом +ы не самый крутой Учитель... А провокации полезны как тест на чистоту. «Прости» - приглашение поиграть… во что? В какую Игру? (Я принимаю любую Игру, если Игрок может рассказать свои Правила Игры. А для этого необходима осознанность своих действий в Жанре - Игра.)
> Впервые я столкнулась с этим качеством в себе и осознала его корни, они произрастают из глубин иллюзии,
> заблуждения, всевозможных вариантов проекций.
Осознавать - мало. Надо устранять причины - если они найдены точно - то
изменить Программу можно.
> Хамство - болезнь, передающаяся воздушнокапельным путем, излечима, но временно лишает остроты зрения
> и чистоты восприятия.
Ага - продолжаешь Играть в Больницу... И это что - осознается??? Каковы тут Правила? До чего мы сможем Доиграться?
А хамство - это результат сравнения, уходящее в стереотипы прошлого. Так
рассуждает Прокурор. Игра в Правосудие и Закон по людским
правилам. Желательно увидеть в этом мой ход рассуждений - на что
опирается мой ум так, что в моем лексиконе таких слов не появляется??? Как сменить Игру так, чтобы "хамство" исчезло, «прости» - стало неуместным, а заменилось на... что???
У вас не возникал вопрос - в чем причины таких бурных эмоций???
С одной стороны - мы можем договориться о культуре общения и не причинять боль тем, кто или очень чувствителен, или ... по иным причинам. Вообще-то этот процесс двусторонний, а точнее - это процесс обратных связей, где мы действуем друг на друга так, что взаимные уступки приводят к прогрессу, что и есть норма.
Предлагаю исследовать причины таких реакций на жизнь с позиций гештальт терапии, которая очень эффективна в умелых руках. Необходим ликбез по гештальту - тем, кто не читал, и тем - кто "читал", но не смог это применить в своей жизни. (Почему - читай-вспоминай-понимай ниже.)
Наблюдая за людьми, все чаще встает вопрос о... как бы помягче сказать, о его норме, психическом здоровье, об осознании человеком его неадекватных реакций на обычные сообщения, принимая всё на свой адрес.
Поэтому - профилактика, и самоанализ - стоит предложить, и мягко показывать людям способы самодиагностики. Аберрация личности - очень сложный и тонкий момент. А так как ум - главный инструмент в нашем общении, то содержать его в чистоте и остроте - основная задача.
Итак - начнем такой самоанализ с самого детства. Будем по шагам исследовать процесс формирования "коробочек", рамок, решеток, в которые нас втискивает окружение. Освобождение собственного Узника - это ЕГО личная задача и цель. Так вырастает Воин.
(Нет худа без добра: один из вариантов спасения узника описан у Дж. Лондона в "Смирительная рубашка")
В семье рождается ребенок. Давайте рассмотрим ребенка, как одну из частей пресловутой "коробочки".
Что чувствуют родители, что они считают своим долгом, что они должны сделать?
* Вырастить ребенка в физическом смысле (обеспечить ему питание, место для роста, одежду и т.д.)
* Воспитать его - т.к. правило, под этим подразумевают некоторый бытовой набор умений приспосабливаться и выживать в обществе. Если посмотреть подробней - то фундаментом этих умений является способность различать, что в моей группе считается правильным и неправильным.
* "Дать" ему образование - т.е. поместить его в учреждение, в котором его снабдят знаниями, которыми должен обладать любой успешный член группы.
Все. Это на осознанном уровне.
Теперь посмотрим на дополнительный набор, который также дается ребенку, но при этом родители в общей массе своей не осознают, ни этого процесса, ни того, что они ребенку дают.
* Жизненный опыт и понимание того, что нельзя, что не реально сделать или чего невозможно достичь. Здесь не осознается навязывание и невозможность отказа от навязанного. (Интроект в классическом проявлении. Определение термина - ниже).
* Желание самореализоваться. Реализация происходит через сам факт рождения ребенка и его "воспитание" и через неосознанное навязывание тех целей, которые родители не смогли сами реализовать. (К примеру, если мне не удалось стать музыкантом, я неосознанно буду прикладывать все усилия, чтобы мой ребенок стал музыкантом, и, тем самым, реализовал мою несбывшуюся мечту. Я не смог сам выбрать "дело жизни", значит ребенок мой должен это смочь.)
* Необходимость соответствовать ярлыку "Это мой ребенок, которым я могу гордится" В этом ключе проходят сравнения типа "вот посмотри на Машеньку - аккуратная девочка, а ты - оболтус" и т.д.
В результате формируется достаточно жесткая система обучения со своей четко прописанной программой, системой поощрения и наказания (все, я тебя не люблю, ты плохой). Очевидно, что родители не могут дать ребенку ничего, кроме того, что они имеют сами. Даже если они отдают ребенка в "хорошую" школу, перед этим они проверят, соответствует ли эта школа их пониманию "хорошести".
Основания для этого утверждения?
Вспоминается не шедевр, но все же, неплохой фильм "Общество мертвых поэтов" - никакой подросток не может противостоять давлению родительского авторитета. Еще можно посмотреть фильм группы "Догма" "Семейное торжество", совсем уж клинический случай. Но лучше наблюдать явление "взрослый человек" в его естественной среде обитания. Послушайте: "Стой спокойно! Не ходи туда! Это бяка! Там грязь! Положи руки поверх одеяла! Не позорь меня! Хорошие мальчики так не поступают! Как тебе не стыдно!?". Тысячи родителей в данную секунду произносят слова, превращающиеся через мгновение в кирпич в стене коробки, ограничивающей мир.
Теперь посмотрим на мир глазами родившегося ребенка. Его основные потребности:
* Пища
* Телесный контакт
* Безопасность среды, в которой он сможет развиваться
* Безусловное принятие.
Также ему хочется:
* Исследовать мир
* Исследовать себя
* Исследовать взаимодействие себя с миром
Его поиск направлен во все стороны и не ограничен понятиями "хорошо" - "плохо", "опасно" - "безопасно", "полезно" - "вредно". Его потребность в безопасности до некоторого момента не может реализовываться собственными силами. Также не может он самостоятельно получать пищу и телесный контакт. С его точки зрения родители - это как раз источник реализации его потребностей, обеспечивающих удовлетворение его желаний.
Теперь посмотрим на эти два мира - ребенок и родители - в соприкосновении.
Безусловно, родители имеют возможность влиять на ребенка тотально. До некоторого возраста он вообще не в состоянии им противостоять. Основная причина в том, что он просто не знает, что бывает по-другому. Таким образом, ребенку навязывается восприятие мира через родительскую призму: хорошо - плохо, опасно - безопасно, полезно - вредно.
Мы с вами уже выяснили, что у взрослого члена любой группы есть достаточно жесткие представления о "хорошо - плохо", от которых он не может отойти. И, что самое ужасное, в разряд "плохо - опасно - вредно" попадают и те вещи, которые просто не укладываются в "правильный мир" родителя, хотя являются абсолютно безопасными. И единственное, что совершенно точно родители не могут дать ребенку (исключение, скорее, подтверждает правило) - это безусловное принятие. Т.е. любовь не потому, что ты вынес ведро или отличник, а просто потому, что ты есть.
Что мы получаем на выходе, по истечении лет эдак 18-20 в лучшем случае, а то и всех сорока, если мама забеременела в 18 лет?
Мы получаем некоторую искаженную копию родителей. Искажения наблюдаются двух типов:
* Искажения при собственной интерпретации заложенной программы, но не противоречащие глобальным установкам "хорошо - плохо"
* Искажения, возникшие при анализе полученного от родителей "наследства" и переработанного по принципу "плюс на минус, минус на плюс". Т.е. если мой папа бил маму, то я говорю - я не буду бить свою жену.
Родительский авторитет настолько силен, что мы не задумываемся о возможности других взглядов и подходов. Вы скажете: "Ну как же! Я же могу делать свои выводы, анализировать!" Да, безусловно. Вы можете делать выводы, анализировать, но механизмы, которые при этом вы используете, получены от родителей либо прямо, либо косвенно. Ведь положение "То, что считается обществом правильным - правильно" вам дали родители. И, отказавшись от одного авторитета, вы попадаете под влияние другого.
Теперь нам предстоит длительное погружение в гештальт-терапию (Весьма рекомендую "Практикум по гештальт-терапии" Ф. Перлз, П. Гудмен, Р. Хефферлин, Москва 2001, Институт психотерапии, серия "Золотой фонд психотерапии").
В данной концепции человек не рассматривается в отрыве от среды.
Поле "организм - окружающая среда"
Прежде всего, исходя из того факта, что определение животного и самого его существования включает его окружающую среду (не существует организма без окружающей среды), поэтому определение организма будет скорее определением того, что мы называем "полем", полем "организм - среда", сущностью этого поля "организм - среда" является целостность. Именно исходя из этого неразделимого характера поля, теория, как основа метода гештальт-терапии, должна будет осмысливаться и развиваться. Эта среда, о которой идет речь, не представляет из себя мира с неопределенными расплывчатыми контурами, это не просто МИР, это МОЙ мир.
(Жан-Мари Робин "ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ" Москва, "Эйдос", 1996 г.)
Процесс восприятия/осознания делится на законченные циклы - гештальт. Процесс восприятия - это постоянное выделение фигуры из фона.
"...мы определили, что понимаем под гештальтом: гештальт обозначает фигуру, которую субъект создает при своем контакте с окружающей его средой. Фигура главным образом определяется тем, что человек организует в зависимости от своих потребностей, желаний, "аппетитов" или незавершенных ситуаций в данный момент..." (Там же)
Очевидны три типа нарушений:
Нарушение понимания своих потребностей, нарушение и искажение представлений о себе и о мире и, нарушение ЭГО - неспособность, адекватно учитывая контекст совершить действие.
Нарушения ЭГО рассмотрим подробнее.
Явления, которые мы будем рассматривать, могут быть здоровыми явлениями; но когда они связаны с потерей функционирования "Эго", перед нами явления "нездоровые", дисфункциональные. Их четыре. Некоторые авторы добавляют еще другие, но главные механизмы следующие: слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия. Эти технические термины требуют разъяснения.