Талисманы 2 страница
Эта «мифология» оказала большое влияние на последующее поколение сторготицистов, совпавшее по времени с Реформацией в Швеции и превращением страны в мировую державу. Великим реформатором сторготицизма стал Буреус, или Иохан (Иоганн) Буре (1568—1652), наставник и советник короля Густава Адольфа. Сторготицизм к тому времени стал практически религией, в историческом отношении детально разработанной Йоханнесом Мессениусом в его книге «Scondia Illustrata». Однако для нас больший интерес представляет Буреус.
Это был первый выдающийся деятель рунического возрождения. Его научные познания были весьма значительны, и одним из самых важных аспектов его деятельности был сбор рунических надписей по всей территории Швеции. К концу жизни ему удалось прочесть примерно четверть известных на то время надписей. В 1630 году Буреус стал Королевским Антикваром, до этого возглавлял кафедру истории в Уппсальском Университете. В 1620 году было объявлено, что все будущие председатели этой кафедры должны владеть «руническим» наречием (т.е. древним языком, представленным рунами) и уметь понимать рунические знаки. В период между 1599 и 1611 годами Буреус написал три книги, посвященные рунам, включая небольшое иллюстрированное издание надписей, книгу «Runarafst», и вводное пособие по рунам. Хотя академические достижения Буреуса весьма велики, в этом отношении его значительно опережал его же современник, Дан Оле Ворн. Однако научные изыскания представляли только часть интереса Буреуса к рунам.
Вскоре после 1600 г. Буреус начинает разрабатывать систему, названную им Адулруны, — систему, в которой руны находят применение в мистико-магических целях. Хотя говорят, что Буреус научился чтению рун у крестьян отдаленной Даларны, он, тем не менее, не собирался развивать народную традицию, а предпочел приложить руны к тому магическоллу учению, с которым уже был знаком, а именно — к «христианскому каббализму». Система адулрун была просто построена по аналогии к древнееврейской традиции «Сефер Йециры» (которую Буреус, как точно известно, читал). До сих пор не вполне ясно, насколько исконно германские традиции (в частности, руническая) повлияли на формы «популярной» в средние века магии, однако в любом случае для этих времен характерна теоретическая база, которую можно определить как «христианскую», в значительной степени отличная от народных традиций. Основные источники, которыми пользовался Буреус, — это труды Парацельса и подражающих ему авторов (т.е. такие, например, книги, как «Liber Azoth» и «Arbatel»), творчество ранних розенкрейцеров и труды Агриппы Неттесгеймского. Основная применяемая им руническая техника была разновидностью темуры (каббалистической процедуры, включающей перестановку букв в слове для получения нового, «сокровенного» значения). Буреус верил в то, что всё знание некогда было единым, и, поскольку познания готов, представленные рунами, были древнейшими из всех, то использование системы адулрун давало ему доступ к глубинам мудрости. Буреус, однако, не считал себя новым язычником. Напротив, он полагал себя «истинным» христианином, и верил, что почитание Бога и овладение искусством молитвы весьма важны для достижения успеха в его рунической системе.
В 1613 году Буреус еще глубже погрузился в эзотерические аспекты собственных учений, особенно увлекаясь апокалиптическими спекуляциями. К началу 20-х годов столетия местные авторитеты церкви начали косо смотреть на еретические теории Буреуса, но его связи при дворе защитили его от преследования церковью. Он настолько искренне верил в приближение Судного Дня, что раздал все свое имущество бедным в 1647 году — по его расчетам, году Апокалипсиса — и прожил после этого еще пять лет, благодаря королевскому вспомоществованию.
Работы Буреуса важны по двум причинам: во-первых, они положили начало научному изучению рун, а во-вторых, в них руны вновь приобрели значение сложной магической и философской системы. Однако бесплодность результатов его усилий на этом последнем поле деятельности очевидна.
Все движение сторготицизма имело далеко идущие политические следствия. На его националистической волне король Густав Адольф порвал с католической церковью и приступил к реализации собственных национальных программ, духовно подкрепленных идеями сторготицизма. В религиозных же кругах образовалась прослойка элиты, для которой Реформация была прикрытием для создания «готической веры». Центром этой новой национальной религии при поддержке короля стала канцелярия Королевского Антикварного общества с Буреусом во главе.
Руны играли немаловажную роль во внутренней структуре этой религиозной системы, но использовались также и для более практических целей. Буреус разработал скорописный рунический шрифт, которым надеялся заменить латинский алфавит. Во время Тридцатилетней войны шведский генерал Жакоб де ла Гарди вел переписку с полевыми командирами, используя руны в качестве шифра.
Со временем Швеция стала терять статус мировой державы, началась эпоха Просвещения, доктрины сторготицизма и теории людей, подобных Буреусу, потеряли популярность у власть имущих и вновь попрятались по темным углам.
Новый прорыв в рунических исследованиях начался с периодом Романтизма в Европе, почти столетие спустя — на стыке XVIII и XIX столетий. Ярче всего (если говорить о подлинном возрождении традиций) этот прорыв проявился опять-таки в Швеции, где в 1811 году поэты и общественные деятели Эрик Густав Гейер и Пер Хенрик Линг основали Готскую Лигу (Gotiska Fürbundet). Их движение было связано, в основном, с литературой, но, тем не менее, это была серьезная попытка возродить дух древности.
С другой стороны рунические традиции продолжали сохраняться в народе по всему германскому миру и в его колониях. Это было особенно характерно для Скандинавии, где руны и руническое письмо все еще использовались как для повседневных нужд, так и для заговоров.
В Скандинавии и на островах Северной Атлантики рунический алфавит в качестве письменности дожил до двадцатого века. Особенно этим отличались отдаленные районы — Даларна в Швеции и Исландия. Рунический алфавит оставался чисто руническим до середины XVIII столетия, когда отдельные знаки начали замещаться латинскими буквами, и письменность стала смешанной. Помимо этого, руны также использовались при составлении календарей (rim-stocks). «Вечные» календари этого типа появились в Скандинавии в Средние Века; вырезались они всегда из кости или дерева. До XIX века эти календари служили основной системой отсчета времени на Севере.
Рунические знания продолжали жить в народе; древние знания и мастерство сохранялись в обыденных сферах применения рун. В отдаленных уголках Скандинавского полуострова встречались певцы рун, способные совершать магические действия посредством гальдра (galdr), а в Исландии магические практики, использующие руны и гальдраставы (galdrastafir, подобные рунам магические знаки), сущестповали по крайней мере до XVII столетия. И в народной среде, и в научной (как мы только что убедились) элементы «магии власть имущих» (т.е. иудеохристианские) внедрились в руническую систему и стали ее неотъемлемой частью. Но все, кто знаком с книгой Galdrabók, написанной в XVI веке (впрочем, и в XVII веке ею продолжали пользоваться и еще вносили в неё дополнения), знают, что методы, лежащие в основе народной традиции, остались практически неизменными с древнейших времен.
Имеются неоспоримые данные, что и в южной части германского мира сохранялись подобные рунические традиции. В немецком Шварцвальде найдено одно из самых замечательных подтверждений этому — так называемые Heidenhduser («языческие дома»)- Это очень большие деревенские строения, в которых молотильный ток и другие части риги украшены магическими идеограммами, некоторые из которых, несомненно, имеют руническое происхождение. Многие из них представляют собой простые руны, например, . Другие — вязаные руны или сакральные знаки, например . Здания, в которых встречаются эти знаки, датируются в основном концом шестнадцатого — началом восемнадцатого столетий. Возможно, что знаки вырезались определенной группой «посвященных»,все еще сохранявших знание символов и принципов магической работы с ними.
Похожие магические знаки обнаружены также в германском Гарце, и, если верить отдельным исследователям, значительная часть средневековых символов ведет свое происхождение от формы рунических знаков. Сохраняются, однако, не только формы, но также и сопровождающие их идеи. Несмотря на это, как в Германии, так и почти во всей Северной Европе события 1914-1918 и 1939-1945 годов практически уничтожили остатки этой культуры. Это былтот темный час, за которым приходит рассвет.
Реликты подобного рода обнаруживаются не только в Европе, но и в Америке. Здесь речь пойдет не о противоречивых «американских рунических камнях», но о живой магической традиции «голландских» немцев в Пенсильвании. В XVIII веке эти переселенцы привезли с собой значительное магическое наследие, главным инструментом в практиках которого служат «hex-знаки». Термин этот, видимо, возник от неверно понятого в давнем прошлом немецкого Sechszeichen («шестерной знак»), названного так потому, что наиболее древние и самые распространенные знаки этого рода создавались на основе шестиконечной звезды или креста вроде тою, что изображен на рис. 4.1.
Слово Hех, возможно, столь же древнее, поскольку пришло из сакральною языка германцев и исходно связано со «священным окружением» и людьми (особенно женщинами), практиковавшими в его рамках свои искусства[11].
Подобные «Hех-знаки» — это нечто вроде германских янтр, используются они во всевозможных магических целях. Знак рисуется яркими красками на круглом диске (как правило, деревянном), и помещается в важных местах — снаружи амбара, дома, внутри дома — или даже носится на себе, как амулет. И снова мы видим, насколько важным в традиции оказывается социальный аспект. По-настоящему действенные знаки может изготовлять только посвященный — Hexenmeister, а свои действия он сопровождает заклинательной формулой. Одно такое заклинание, известное в Южной Каролине, даже призывает Тора!
В этой части американской истории ещё немало темных мест, заслуживающих большего интереса с нашей стороны. Носители народной традиции нередко остаются в неведении относительно исторических деталей собственного прошлого и постоянно воссоздают систему заново в соответствии со своим окружением и нуждами. Этот процесс естественен и вполне здоров; однако, с проникновением в народную традицию чуждой для нее идеологии он становится всё менее эффективным, а в традиции остается все меньше жизни. В этих обстоятельствах потребовались новые инструменты, с помощью которых можно было бы вернуть утраченную жизнь и мудрость древнего наследия. Духовные силы, необходимые для этой задачи, возродились к жизни с началом XIX столетия в Северной Европе под знаменем литературного романтизма и академической филологии.
Когда в конце девятнадцатого столетия стало известно, что между языками Индии и Европы есть определенное родство, в Северной Европе и в Германии образовалась весьма значимая школа мыслителей, пытавшихся поставить изучение этих языков и культур на научную основу. Так ознаменовалось пришествие века Романтизма. Термин этот во многих отношениях неудачен, поскольку деятели северного Романтизма интересовались, в основном, германским миром, в отрыве от классической античности. Возможно, вернее было бы обозначить это движение как «Германизм». Так или иначе, интерес к явлениям германской культуры, их происхождению и взаимоотношениям с более глобальным индоевропейским миром, быстро рос. Значительный вклад в эту область внес Якоб Гримм, который вместе с братом Вильгельмом изучил множество рукописей и собирал народные сказки. В результате этой их деятельности были практически заложены основы таких дисциплин, как сравнительные религиоведение и мифология, историческая лингвистика и фольклористика. Открытый Якобом Гриммом закон, известный сегодня как закон Гримма, продемонстрировал закономерности, по которым германские корни выводятся из индоевропейских, а также связи германских языков с другими языками индоевропейской группы (с санскритом, латынью, древнегреческим).
Параллельно с лингвистическими изысканиями исследовались и религии, представленные в изучаемых текстах — Эддах, Ведах, произведениях Гомера, ирландских сагах, — и сравнивались имена богов; так развивались школы научной мысли, интерпретирующие различные мифологии. Как и следует ожидать, многие из теорий того времени кажутся сегодня довольно наивными, но путь реконструктора тернист по определению. Детали этого исторического процесса слишком сложны, чтобы вдаваться в них на страницах данной книги, однако следует упомянуть две теории, разработанные ранними исследователями этой области. Для одной из них была характерна тенденция интерпретировать все «натуралистически» и, соответственно, рассматривать мифологию как простое отражение природных явлений, что, по современным представлениям, представляет собой лишь часть функции мифа. Вторая тенденция, противоположная, металась между утверждением, что мифология была созданием античных жрецов или правящего класса, и идеей, что миф — это лишь развитие сказок из более простой народной традиции. Осознание этой дихотомии потребовало определенной проницательности, и впоследствии оно стало важной концепцией.
Значимость этих ранних работ в том, что именно тогда исследования в этих областях впервые были поставлены на научную основу. Непременной составляющей такого подхода является тщательное изучение всех возможных данных. Если относиться к делу объективно, но при этом сохранять интерес к предмету, завеса негативных (христианских) психологических предубеждений спадает, открывая доступ к самым архаичным пластам идеологии.
Возрождение магии
Возрождение рунической магии началось лишь в первые годы XX столетия, но у этого движения были многочисленные истоки, и само оно было многолико. Конец XIX века застал также приход спиритуализма и оккультизма в массовую культуру. Самой влиятельной ветвью этого движения была теософия, разработанная Еленой Петровной Блаватской и пропагандируемая Теософским Обществом. С обновлением интереса к оккультному совпало и возрождение германизма, называемое также неоромантизмом. Одновременно с этим в политике наблюдался рост пан-германистских тенденций, последовавший за объединением Германской империи в 1871 году.
Все эти факторы вступали во взаимодействие с последними теоретическими достижениями в мифологии, религии, науке (особенно дарвинизме) и философии. Из этой гремучей смеси возникло неоднородное Тевтонское Движение (Deutsch-Bewegung). Приверженцы этого течения во всём интересовались практической стороной дела. Далекие от того, чтобы философствовать в Башне из слоновой кости, они надеялись изменить окружающий их мир. Целью их было возвращение общества к дохристианским корням (в их представлении). Даже те из них, кто формально считал себя христианами, отвергали большую часть христианского наследия, заменяя его германской мифологией и народными сказками. Эта ветвь движения обычно выступала под флагом тевтонских христиан (Deutch-Christen). Другие же, в некотором смысле более искренние участники этой социальной революции, открыто отвергли христианские традиции и вернулись к почитанию Всеотца[12].
Самой значительной фигурой этого периода рунического возрождения был Гвидо фон Лист — Мастер, как его называли ученики и последователи. Родился он в обеспеченной венской семье, традиционно занимавшейся торговлей. Юный Гвидо рано начал интересоваться естественными и оккультными науками, хотел стать художником и ученым, но пошел по стопам своего отца, начав карьеру предпринимателя, — возможно, отчасти из чувства долга. Рассказывают, что в четырнадцать лет, стоя перед разрушенным алтарем в катакомбах Венского собора святого Стефана, он заявил: Wenn ich einmal gross bin, werde ich einen Wuotan-Tempel bauen! («Когда я вырасту, я построю храм Вотана!»).
В эти ранние годы в свободное от профессиональных обязанностей время Лист исследовал горные районы от родной Нижней Австрии до Швейцарии. В 1877 году его отец умер, и Лист смог уделять больше времени своей деятельности в качестве художника, мистика, поэта и пророка. Период с 1877 по 1S89 годы был для Листа смутным и нелегким; в конце этого периода вышел в свет его двухтомный роман «Карнунтум». Это историческое повествование изображает столкновение римской и германской культур на Дунае — любимую тему его работ. Роман пользовался успехом как у читателей, так и у критиков.
В следующие несколько лет (1889—1891) Лист целиком уходит в науку и самопознание и к концу этого периода выходит на новый уровень, свидетельствующий о произошедшем инициатическом озарении. В 1891 году он опубликовал двухтомник «Тевтонские мифологические ландшафтные образования»[13], представляющий собой геомантическое исследование мегалитических памятников, курганов, земляных укреплений, замков и других священных мест в Нижней Австрии, а также своего рола катехизис собственной философии — «Непобедимость: очерки германской философии»[14]. В этих работах уже проглядывает изящество и искушенность его будущих систематических трудов.
На германоязычные страны в эти годы идеология теософии оказывала большое влияние, и, хотя отношение самого Листа к Теософскому обществу не вполне ясно, по всей видимости, его философия и космогония оказали на Листа определенное влияние. Следует, однако, признать, что в этих вопросах Мастер был величиной, по крайней мере, равной мадам Блаватской. Известно, что многие выдающиеся теософы того времени были также последователями Листа.
Карьера Листа как писателя между 1891 и 1902 годами подходила к завершению — впереди его ждали дела большей важности — однако, для него это были годы наибольшего литературного успеха. Он опубликовал несколько драм и свой второй большой роман в двух томах — «Пипара».
Год тысяча девятьсот второй стал в духовном развитии Листа переломной точкой. В этом году он перенес хирургическую операцию по удалению катаракты с обоих глаз. В течение одиннадцати месяцев он был практически незрячим. Похоже, что в это время Лист испытал инициатическое переживание, открывшее его внутреннему взору тайны рун, подобно тому, как это описано в Rúnatals tháttr Ódhins в «Речах Высокого» (см. главу 8). С этим обретенным (или раскрытым) даром он погрузился в исследование германского прошлого и ею тайн. Период с 1902 по 1908 год (год, когда вышла первая книга из будущей серии работ, излагающих его стройную систему) был для него полон ярких событий во внешней и внутренней жизни. Лист был тесно связан как с ведущими политиками и идеологами пангерманизма (например, д-ром Карлом Люгером, бургомистром Вены), так и со многими преуспевающими промышленниками, поддерживавшими его работу по исследованию и возрождению древних таинств Германии. В 1905 году для поддержки работы Мастера было образовано Общество Гвидо фон Листа. Помимо этого светского объединения планировалось создать также эзотерическое подразделение под названием «Орден Арманов» для изучения оккультных практик и проведения обрядов посвящения.
В 1908 году вышла в свет первая книга из серии его исследований, озаглавленная «Тайна рун»[15], в которой он утверждает, что первоначально Футарк представлял собой ряд из восемнадцати знаков, с которыми были связаны определенные «ключевые слова». Эти ключевые слова и их варианты могли, следовательно, помочь в толковании любого другого слова — как современного, так и древнего, — возвращая исследователя к их исходному значению в самом «первичном языке» (Ursprache).
Хотя рунические откровения Листа привели к созданию не только описанного восемнадцатичленного рунического ряда, но и разработанной магической системы, до его смерти эта система оставалась тайной для непосвященных — впрочем, значительная часть ее сохраняется в тайне и до сих пор.
За этой книгой в том же году последовал двухтомный труд более общего содержания — «Арманизм арио-германских народов»[16], обрисовывающий социальные структуры и религию древности, а также пути их возрождения. В этом же году вышел и «Священный закон арио-германских народов»[17].
В следующем, 1909 году увидел свет труд «Названия германских племен и их интерпретация»[18], в котором Лист применил на практике свои теории об исследовании скрытых значений названий и слов посредством анализа ключевых слогов.
В 1910 году был опубликован труд «Символическая письменность арио-германцев: арио-германская иероглифика»[19], посвященный исследованию эзотерических значений широкого спектра символов и символических изображений, включая руны, глифы (священные знаки) и, в особенности, гербы. Известный теософ (и член группы Листа) Франц Хартманн, сравнивая эту работу с «Тайной доктриной» Блаватской, писал в своем журнале «Новые цветы лотоса»: «Автору удалось приподнять тяжелую завесу, скрывавшую историю германской древности, и раскрыть перед нами Тайную доктрину древних германцев и значение их символики»[20].
Самой сложной и глубокой книгой в этой серии был труд «Первичный язык арио- герма неких народов и их тайный язык»[21]. Целиком он вышел в свет только в 1915 году, хотя отдельные его части были опубликованы еще десятью годами раньше. Этот объемистый труд содержит созданную Листом систему kala, расшифровки слов в поисках их скрытых значений. Система представляет собой практически научную школу народной Этимологии, весьма действенной в магии, хотя и принципиально игнорирующей все законы исторической лингвистики. Дополнять этот том должна была работа «Арманизм и Каббала», в которой Лист собирался продемонстрировать, в чем эти системы близки, а также то, что Каббала — исходно арио-германские знания, усвоенные иудео-христианской мыслью и эзотерической философией. Однако в 1919 году, прежде чем законченная рукопись попала в типографию для печати, Лист умер, а рукопись была украдена (или же утаена членами Ордена Арманов).
Грандиозные достижения Листа в идеологии и религиозной философии слишком сложны для подробного рассмотрения в этой книге. Однако некоторые сформулированные им идеи прижились в движении рунического возрождения в современном Винланде: 1) «трехраздельно-триединая триада», 2) «двураздельно-двуединая диада» и 3) историческая концепция сохранения древних знаний и даже сакральных систем в мирской или внешне христианской литературе и символике.
Идея двураздельно-двуединой диады нашла применение в концепции равновесия между материей и духом и в представлении, что материя — это сгустившийся дух.
Однако самой замечательной чертой системы Листа остается та важность, которая придается в ней числу «три». Во многом она предвосхищает теорию Ж.Дюмезиля о трёхчастной структуре религии и общества индоевропейцев (см. главу 13). Ключевая концепция этой части философии Листа — архетипический цикл рождения, становления-бытия и перехода к новому циклу (смерть/ возрождение). Эта парадигма находит отражение в ряде концепций, вместе составляющих изящную магико-философскую систему. Прежде всего, она применима к космологическим законам. Но, возможно, самое интересное её применение — система трехуровневой трактовки мифа, а также любого понятия или символа. Согласно этой системе, понятие рассматривается, во-первых, на бытовом уровне — общепринятое понимание; во-вторых, — на уровне экзотерического символизма и, втретьих — на эзотерическом уровне. Этот процесс перемещает любое слово или понятие по спирали семантических превращений, открывающих внутренний смысл и скрытые связи.
Общество Гвидо фон Листа продолжало существовать и после смерти Мастера, как и множество других неогерманских групп (далеко не все из них имели хоть какое-нибудь отношение к руническому возрождению). Другие исследователи, в их числе Фридрих Бернхард Марби и Зигфрид Адольф Куммер, начали преподавать отдельные практические стороны рунического знания, в особенности, использование рунических поз (так называемую «руническую йогу») и магию талисманов.
Для того, чтобы понять, как национал-социалисты относились к руническим знаниям, необходимо прежде осознать, насколько массовым были интерес к подобным предметам в конце XIX — начале XX столетий. Руны и подобные им знаки снова стали символами (хотя нередко вполне обыденными) «немецкости». Рунология стала не только излюбленным предметом академических дискуссий, но и темой, занимающей умы простого народа.
Идея неиудаистского религиозного возрождения также приобретала популярность и процветала во всех формах — от «тевтонских христиан, заменивших Ветхий Завет германскими сказаниями и «арианизированным» Иисусом, до практически языческих организаций, подобных, например, обществу Гвидо фон Листа.
Истоки национал-социализма разнообразны: и мы не будем подробно вдаваться в этот вопрос на страницах этой книги. Мы, тем не менее, можем упомянуть вкратце о практике употребления рун (и злоупотребления ими) в нацистской Германии. Рассказ об этом следует также предварить утверждением, что, как в том, что касается рун, так и в вопросах религии, партийная линия нацистской политики предавала анафеме сущность истинно германских концепций и зачастую отрицала ключевые положения одинической философии и практики. Тем не менее, существовали и тайные ложи в высших эшелонах СС (Schutzstaffel), группировавшиеся вокруг Генриха Гиммлера (в особенности в замке Вевельсбург в Вестфалии), в которых практиковались более широкие опыты.
Несомненно, что некоторые члены этих лож были реально заинтересованы в восстановлении германского религиозного мировоззрения; однако партийное руководство не придавало этому направлению особого значения. В любом случае, как те, так и другие прекрасно владели магическими по сути приемами манипулирования массами, включая активизацию и подпитку образов в массовом сознании и «перекраивание» этих образов с целью проведения в массы своей воли. (Сегодня это назвали бы качественной рекламной кампанией). Один из важнейших моментов в этой технологии — осуществление так называемого сдвига значений (семантического сдвига) в отношении символов. Это особенно действенно в том случае, когда символ значительной архетипической силы (например, крест или свастика) наделяется персональным значением (Христос и Гитлер, соответственно). Некоторые из наиболее употребительных рунических символов национал-социалистского движения приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1. Использование рунических символов национал-социалистами
Вскоре после прихода нацистов к власти в 1933 году разнообразные общества, имеющие отношение к Германскому Возрождению, но не входящие в партийные структуры, были запрещены. Плоды усилий множества организаций и отдельных деятелей либо поглощались официальной доктриной и символикой партии, либо оказывались вне закона. Так, например, Ф.Б.Марби провел девяносто девять месяцев в концлагере Дахау.
То, что уцелело за годы упрочения партийной власти между 1933—1938 годами, уничтожила уже собственно война. В войне не только гибли талантливые люди — по всей Европе социальные структуры были полностью разрушены. Массовые переселения, вызванные бедствиями войны и социоэкономическими революциями, нанесли фатальный удар по остаткам народных традиций, сохранявшихся в сельских районах.
Как всегда, сильнее всего тьма сгущается перед рассветом; это верно и в отношении возрождения наших традиций. После сознательного уничтожения традиций церковью, после их искажения политическими движениями, вернуть в нашу культуру тайны рун непросто — но в этом и состоит героический вызов нашего времени.
Глава 5
Руническое возрождение
Новейшего Времени (с 1945 года до наших дней)
По окончании Второй мировой войны на интерес к германской религии и рунам в самой Германии смотрели косо, даже в академических кругах, также не избежавших «национал-социалистской рунологии». Хотя немецкая эзотерическая рунология в контексте германской религии была практически уничтожена, она нашла новый приют в более эклектических подразделениях западного оккультизма, в том числе — в самой престижной немецкой оккультной ложе — Fraternitas Saturni («Братство Сатурна»). Рунические практики на основе теоретических и прикладных разработок Гвидо фон Листа, Фридриха Бернхарда Марби и Зигфрида Адольфа Куммера стали неотъемлемой частью магического курса «Братства Сатурна» в основном благодаря руководству Брата Эратуса (Карла Шписберга). Труды Шписберга, в основном вошедшие в его книги «Runenmagie» (1955) и «Runenexerzitien fur Jedermann» (1958) уводят эзотерическую рунологию от «народных» интерпретаций в сторону универсализма. В них также ощущается сильное влияние герметической и гностической философии, в меньшей степени присутствовавшее и в более ранних работах по рунической магии.
Ф.Б.Марби, выйдя из концлагеря в Дахау, возобновил свою деятельность, однако вернуться на довоенный уровень в своей области ему уже не удалось.