Приемы гештальттерапии и телесно-ориентированной психотерапии
Упражнения, способствующие осознанию собственного тела, относятся к таким направлениям психокоррекции, как гештальттерапия, телесно-ориентированная психотерапия.
История телесной терапии восходит к работам ученика 3. Фрейда В. Райха, который полагал, что механизмам психологической защиты можно противодействовать с помощью прямого телесного контакта. Защитное поведение, выражающееся в напряжении мышц и стесненном дыхании, он назвал «телесной броней».
«Броня» - это хроническое мышечное напряжение, избавляющее человека от переживания неприятных эмоций. В момент напряжения мышц происходит ослабление чувствительности.
В коррекционной работе с детьми наиболее перспективным является анализ своих ощущений, эмоционального состояния и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации («здесь и теперь»), что помогает овладеть саморегуляцией, научиться самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Такие навыки дети приобретают путем освоения упражнений по следующим направлениям:
► освобождение от мышечных зажимов;
► общение и взаимодействие с использованием невербальных средств коммуникации;
► развитие внимания, чувственного восприятия. Данное деление направлений работы является условным, так как большинство упражнений имеет многоцелевой характер. Упражнения по мере их усвоения, а также в зависимости от контекста, наполняются новым содержанием.
Большую роль играет работа над пластикой тела. Основные цели упражнений, направленных на развитие пластики тела у детей с ОНР:
► увеличение диапазона эмоциональных проявлений, способствующих обогащению чувственного опыта;
► совершенствование психомоторики, развитие умения свободно владеть своим телом («Подвески», «Росток», «Потянулись-сломались» и др.).
Таким образом, психокоррекционная работа, основанная на синтезе известных психотерапевтически: техник, существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Работа с семьей
Семья как один из важнейших социальных институтов общества оказывает огромное влияние на воспитание полноценной личности. Необходимость участия семьи в процессе социализации формирующейся личности наиболее важна при воспитании и обучении детей, имеющих отклонения в развитии, - не только с тяжелыми формами, но и с негрубыми нарушениями, посещающих дошкольные группы разной коррекционнои направленности. В связи с этим, система работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия по преодолению личностных нарушений детей с ОНР.
С учетом особенностей социальной ситуации развития ребенка могут быть рекомендованы направления психокоррекционной и консультативной работы, апробированные в течение многих лет исследователями и практиками (И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева):
> гармонизация семейных взаимоотношений;
► установление правильных детско-родительских отношений;
► помощь родителям в формировании адекватной оценки состояния ребенка;
> обучение элементарным методам психологической коррекции.
Содержание психокоррекционного воздействия на родителей представлено двумя формами работы: индивидуальной и групповой.
Индивидуальная работа осуществляется в виде бесед или частично структурированного интервью с родителями ребенка. В ходе этих бесед родителей обучают приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка.
Групповые коррекционные занятия проводятся по трем направлениям:
1) гармонизация взаимоотношений между родителями и ребенком;
2) гармонизация внутрисемейных отношений;
3) оптимизация социальных контактов семьи.
Проводя коррекционную работу по первому направлению, можно использовать организационные формы и содержание коррекционных занятий, представленные в «Практикуме по формированию адекватных родительско-детских отношений», разработанном В.В. Ткачевой (1999).
Работа по второму направлению реализуется двумя способами: в виде занятий с реальными супружескими парами или в виде занятий только с матерями. Коррекционное воздействие, осуществляемое психологом на мать проблемного ребенка, распространяется и на других членов семьи.
Гармонизация позиции матери позволяет оптимизировать отношения между членами семьи и социальные контакты (третье направление коррекционных занятий).
Психокоррекционный процесс строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям родителей проблемных детей.