От автора. Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
МЕТОДИКА
ПРЕПОДАВАНИЯ
ПСИХОЛОГИИ
Рекомендовано
Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора................................................................................................................... 3'|
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................... 5 <
Раздел I.
ПСИХОЛОГИЯ УЧЕНИЯ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
1. Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА
2. Психологическая теория учебной деятельности.................... 10
3. Формирование учебной деятельности студентов................. 16
Глава 2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЕ В ВУЗЕ
1. Понятие теории обучения в психологии.
Развивающее обучение............................... ^................................. 27
2. Преподавание в вузе — развивающее обучение....................... 34
Глава 3. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
1. Психология активных методов обучения.................................. 45
2. Методы программированного обучения................................... 48
3. Методы, проблемного обучения.................................................. 62
4. Методы интерактивного обучения ........................................... 74
Раздел II.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ
Глава 4. ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
1. Лекционная форма обучения......................................................... 95
2. Методика чтения лекции-------- ................................................. 107
3. Практические, семинарские и лабораторные
занятия в учебных группах........................................................... 117
4. Методика организации и управления
учебной дискуссией........................................................................ 127
Глава 5. ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ
149 149 159 |
1. Цель преподавания психологии в вузе...............................
2. Методические особенности преподавания
теоретической психологии.................................................
Раздел А. История психологии...........................................
Раздел Б. Общая психология.............................................. ,
3. Методические особенности преподавания
прикладной психологии ............................................................... 177
Раздел В. Возрастная и педагогическая психология............ 177
Раздел Г. Социальная психология.............................................. 186
Раздел.Д. Медицинская психология.............. —...................... 197
Раздел Е. Юридическая (правовая) психология..................... 217
Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ
1. Умение студента самостоятельно работать
с литературой................................................................................ 226
2. Работа с учебником и изучение
научной литературы по психологии......................................... 230
3. Особенности самостоятельной работы
с психологической литературой при заочном обучении 239
4. Самостоятельная работа по психологии
и проникновение во внутренний мир личности...................... 248
Глава 7. КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
1. Контроль как учебное действие студента............................ 258
2. Контроль и коррекция учебной деятельности
студента........................................................................................... 265
3. Методические приемы обеспечения
эффективности текущего педагогического контроля ... 271
280 282 297 |
4. Оценка результатов учебной деятельности
студентов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
. ПРИЛОЖЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
От автора
Уважаемый читатель!
В наше время психология преподается практически во всех вузах, колледжах и средних школах, а также на различных краткосрочных профессиональных курсах переподготовки кадров, факультетах повышения квалификации, в системе последипломного образования. Несмотря на существенные различия в объеме и глубине изучаемых курсов, в специфической направленности их содержания для подготовки различных специалистов, всем преподавателям психологии одинаково необходимо одно — владение методикой ее преподавания.
Каждый преподаватель интересуется методической литературой по-разному. Одни берут из нее практически все, а более опытные относятся к такой литературе избирательно: что-то в ней им известно доподлинно, кое-что менее знакомо, а с чем-то они сталкиваются впервые. Что касается преподавателя-мастера, то он имеет собственную методику, создает новые приемы эффективного обучения.
Тем не менее данное учебно-методическое пособие адресовано всем преподавателям психологии, а также студентам и аспирантам психологических факультетов университетов как будущим преподавателям психологии. Предполагается, что каждый читатель — преподаватель или студент — в зависимости от уровня его методической подготовки и практического опыта преподавания найдет в нем то, что необходимо именно ему. Но зато у большинства аспирантов, молодых преподавателей и всех студентов-психологов практические проблемы методики и ее научные основы могут вызвать несомненный интерес. Вот почему в пособии с одинаковой полнотой рассмотрены как вопросы собственно методики, так и теоретические вопросы психологии учения, учебной деятельности, развивающего обучения, которые должны лежать в основе правильной методики обучения.
В пособии рассматриваются как широко известные и постоянно используемые методы, так и малоизвестные и редко применяемые. Это относится главным образом к различным интерактивным методам (методы круглого стола, мозговой атаки, деловой игры, группового тренинга), некоторым аспектам методов проблемного и программированного обучения. Хотелось бы подчеркнуть, что методы интерактивного обучения мало изучены и не всеми на практике проверены, но высокая эффективность говорит в их пользу.
Интерактивные методы реализуют методологию сотрудничества и наилучшим образом решают задачи воспитания в ходе обучения. Использование интерактивных методов в преподавании предполагает развивающее и воспитывающее обучение.
Автор надеется, что читатель — начинающий или опытный преподаватель — в этом пособии найдет разрешение интересующих его проблем.