От автора. Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ

ПСИХОЛОГИИ

Рекомендовано

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора................................................................................................................... 3'|

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................... 5 <

Раздел I.

ПСИХОЛОГИЯ УЧЕНИЯ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

2. Психологическая теория учебной деятельности.................... 10

3. Формирование учебной деятельности студентов................. 16

Глава 2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЕ В ВУЗЕ

1. Понятие теории обучения в психологии.

Развивающее обучение............................... ^................................. 27

2. Преподавание в вузе — развивающее обучение....................... 34

Глава 3. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Психология активных методов обучения.................................. 45

2. Методы программированного обучения................................... 48

3. Методы, проблемного обучения.................................................. 62

4. Методы интерактивного обучения ........................................... 74

Раздел II.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Глава 4. ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

1. Лекционная форма обучения......................................................... 95

2. Методика чтения лекции-------- ................................................. 107

3. Практические, семинарские и лабораторные

занятия в учебных группах........................................................... 117

4. Методика организации и управления

учебной дискуссией........................................................................ 127

Глава 5. ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ

149 149 159

1. Цель преподавания психологии в вузе...............................

2. Методические особенности преподавания

теоретической психологии.................................................

Раздел А. История психологии...........................................

Раздел Б. Общая психология.............................................. ,

3. Методические особенности преподавания

прикладной психологии ............................................................... 177

Раздел В. Возрастная и педагогическая психология............ 177

Раздел Г. Социальная психология.............................................. 186

Раздел.Д. Медицинская психология.............. —...................... 197

Раздел Е. Юридическая (правовая) психология..................... 217

Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ

1. Умение студента самостоятельно работать

с литературой................................................................................ 226

2. Работа с учебником и изучение

научной литературы по психологии......................................... 230

3. Особенности самостоятельной работы

с психологической литературой при заочном обучении 239

4. Самостоятельная работа по психологии

и проникновение во внутренний мир личности...................... 248

Глава 7. КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

1. Контроль как учебное действие студента............................ 258

2. Контроль и коррекция учебной деятельности

студента........................................................................................... 265

3. Методические приемы обеспечения

эффективности текущего педагогического контроля ... 271

280 282 297

4. Оценка результатов учебной деятельности

студентов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

. ПРИЛОЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА


 

От автора

Уважаемый читатель!

В наше время психология преподается практически во всех вузах, колледжах и средних школах, а также на различных краткосрочных профессиональных курсах переподготовки кад­ров, факультетах повышения квалификации, в системе после­дипломного образования. Несмотря на существенные различия в объеме и глубине изучаемых курсов, в специфической направ­ленности их содержания для подготовки различных специали­стов, всем преподавателям психологии одинаково необходимо одно — владение методикой ее преподавания.

Каждый преподаватель интересуется методической литерату­рой по-разному. Одни берут из нее практически все, а более опытные относятся к такой литературе избирательно: что-то в ней им известно доподлинно, кое-что менее знакомо, а с чем-то они сталкиваются впервые. Что касается преподавателя-масте­ра, то он имеет собственную методику, создает новые приемы эф­фективного обучения.

Тем не менее данное учебно-методическое пособие адресовано всем преподавателям психологии, а также студентам и аспиран­там психологических факультетов университетов как будущим преподавателям психологии. Предполагается, что каждый чи­татель — преподаватель или студент — в зависимости от уровня его методической подготовки и практического опыта преподава­ния найдет в нем то, что необходимо именно ему. Но зато у боль­шинства аспирантов, молодых преподавателей и всех студентов-психологов практические проблемы методики и ее научные ос­новы могут вызвать несомненный интерес. Вот почему в пособии с одинаковой полнотой рассмотрены как вопросы собственно ме­тодики, так и теоретические вопросы психологии учения, учебной деятельности, развивающего обучения, которые должны ле­жать в основе правильной методики обучения.

В пособии рассматриваются как широко известные и постоян­но используемые методы, так и малоизвестные и редко приме­няемые. Это относится главным образом к различным интерак­тивным методам (методы круглого стола, мозговой атаки, дело­вой игры, группового тренинга), некоторым аспектам методов проблемного и программированного обучения. Хотелось бы под­черкнуть, что методы интерактивного обучения мало изучены и не всеми на практике проверены, но высокая эффективность го­ворит в их пользу.

Интерактивные методы реализуют методологию сотрудниче­ства и наилучшим образом решают задачи воспитания в ходе обучения. Использование интерактивных методов в преподава­нии предполагает развивающее и воспитывающее обучение.

Автор надеется, что читатель — начинающий или опытный преподаватель — в этом пособии найдет разрешение интересую­щих его проблем.

Наши рекомендации