Пробудившись духовно и пройдя эти Двенад­цать Шагов, мы пытаемся донести эти знания до других и воплотить эти принципы во всех наших делах

Мы будем пробуждаться духовно. Мы будем учиться, как заботиться о духовной стороне нашей жизни — не о религиозной, хотя она, конечно же, есть часть жизни. Эта программа будет способство­вать тому, что мы будем любить себя и других людей, вместо того чтобы их спасать и чтобы нас спасали. Донести знания не означает, что мы становимся евангелистами; это значит, что наша жизнь озарилась светом. Мы будем учиться, как просиять. Если мы применим эту программу ко всем областямнашей жизни, то она будет работать во всех обла­стях нашей жизни.

Работа по программе

Сейчас, когда мы познакомились с Шагами, да­вайте обсудим, что значит "работать по программе" и "работать над Шагами". Во всем мире, "аноним­ные** люди собираются в различных местах — в церквах, домах и парикмахерских. Они могут со­бираться один раз в день, дважды в неделю или семь вечеров в неделю. Они не регистрируются ни пред­варительно, ни в день встречи. Они просто узнают, где встречается конкретная группа, которая фо­кусируется на проблеме, имеющейся у этих людей или беспокоящей их. На встрече в группе они не обязаны называть свою фамилию или место своей работы либо место работы супруга; они не обязаны вообще говорить что-либо, если они не хотят. Они не обязаны платить деньги, хотя они могут сделать пожертвование в любом количестве, чтобы помочь оплатить кофе и расходы за аренду помещения — если они хотят это сделать. Они не обязаны ничего подписывать. Они не обязаны заполнять какие-либо карты. Они не обязаны отвечать ни на какие вопро­сы. Они просто входят в помещение и садятся. Это называется посещать встречи. Это важная часть ра­боты программы.

Одна из прекрасных сторон этих встреч заклю­чается в том, что здесь люди могут быть теми, кто они есть. Им не приходится притворяться, что у них нет определенной проблемы, поскольку все здесь имеют одну и ту же проблему. Если бы у них не было той проблемы, они не были бы здесь.

Формы встреч различаются, в каждой конкрет­ной группе может быть своя форма. В некоторых группах рассаживаются вокруг стола и тот, кто хочет говорить, обсуждает чувства и проблемы. В некоторых группах имеется спикер, один человек, встающий перед группой, который говорит об опре­деленном Шаге либо об опыте. В некоторых группах Шаги составляют темы и люди просто расставляют свои стулья кругом и каждый человек имеет свой шанс что-то сказать о том Шаге, который является темой дня. Существует много вариаций встреч, но обычно встречи делают что-нибудь, касающееся Шагов, Традиций, либо тем, связанных с проблемой. Люди узнают Шаги на встречах, и они узнают, что значат эти Шаги для других людей. Они также слушают призывы. Призывы Ал-Анон и АА вклю­чают такие притягательные краткие изречения, как передайте себя в руки Божьи; смотрите на все про­сто; живите сегодняшним днем. Причины, из-за ко­торых эти высказывания стали призывами, заключа­ются в том, что эти высказывания верны. Даже когда людям до смерти надоедает произносить и слышать эти лозунги, они продолжают повторять и при­слушиваться к ним, потому что они такие верные. И призывы помогают людям чувствовать себя лучше. Когда встреча закончилась, люди обычно стоят и разговаривают или идут в ресторан и сидят за бока­лом содовой или за чашечкой кофе. Изучать Шаги и призывы, слушать других людей о пережитом ими опыте, делиться собственными переживаниями и устанавливать дружеские взаимоотношения — все это части работы по программе.

Во время встреч в группах продаются книги, брошюры и другая литература. Эти книги содержат информацию по проблемам, общим для группы. Некоторые группы продают книги медитаций, кото­рые содержат предложения к размышлению на каж­дый приближающийся день. Чтение литературы и чтение ежедневных медитаций — части работы по программе. Люди кое-что приносят домой и работа­ют над литературой. Им напоминают о том, что они узнали на встрече, а иногда они знакомятся с но­выми вещами.

Выполняя свои повседневные дела, люди, посе­щающие эти встречи, размышляют над Шагами и призывами. Они пытаются понять, как эти Шаги и призывы можно применить к себе, что они чувству­ют, что они делают и что происходит в их жизни в определенное время. Они делают это регулярно и тогда, когда возникает проблема. Иногда они звонят кому-нибудь, кого они встретили на заседании груп­пы, обсуждают проблему с тем человеком или гово­рят тому человеку, как у них идут дела в тот день. Иногда люди делают то, что предлагают делать Шаги, например, написать список своих недостат­ков, составить список людей, которым они при­чинили вред, либо сделать что-то, чтобы загладить вину. Если эти люди думают о Шагах и работают над ними довольно долго, то когда-нибудь Двенадцать шагов превращаются в привычки — привычные спо­собы мышления, поведения и обращения с ситу­ациями — в основном происходит то же самое, как и характеристики созависимых становились привы­чками. Когда Шаги становятся привычками, прог­рамма становится образом жизни. Вот это то, что называется работой над Шагами и работой по прог­рамме.

Это все о работе по программе. Программы Две­надцати Шагов просты и основательны. Люди не заканчивают какой-то курс и не переходят к более сложным вещам — они постоянно привязаны к основам. Программы Двенадцати Шагов работают потому, что они просты и основательны.

Меня приводит в восторг то, что всего-то требу­ется посещать встречи и работать над Шагами. Я могу попытаться объяснить, но слова передадут лишь малую толику заключенной здесь важной идеи. Что-то происходит, если мы ходим на эти встречи и работаем по программе. В нас вселяются умиротворение и исцеление. Мы начинаем меняться и чувствовать себя лучше. Шаги — это то, над чем мы работаем, но они также работают над нами. Существует какая-то магия в этих встречах.

Нам никогда не приходится делать того, что мы не в состоянии сделать, то, что мы фактически находим оскорбительным, или то, что мы не хотим делать. Когда приходит время сделать или изменить определенную вещь, мы будем знать, что время пришло и что мы хотим это сделать. Наша жизнь начинает тоже работать таким путем. Исцеление -духовный рост, — это становится естественным про­цессом. Двенадцать Шагов захватывают человека в плен и составляют формулу его естественного исце­ляющего процесса3. Пока мы читаем их, мы можем не представлять, что Шаги так много содержат в себе и что они могут так волновать, как я восторга­юсь ими, но когда мы по ним работаем, что-то происходит. Они возникают. Их мощь проявляется. Мы можем не понимать этого, пока это не случится с нами.

Лучшее описание Двенадцати Шагов, которое я слышала до сих пор, это рассказ о "невидимой лод­ке", рассказанный мужчиной на встрече в группе, которую я недавно посетила. Он говорил об АА, но его рассказ подходит и к Ал-Анон, и к другим группам. Я заменила некоторые его слова, чтобы его идея подходила для Ал-Анон, но есть что-то суще­ственное в его аналогии:

"Представим себя стоящими на берегу. Путь по воде ведет к острову, который называется умиротво­рением, где существуют покой, счастье и свобода от отчаяния алкоголизма и других проблем. Мы фак­тически хотим достичь того острова, но сперва нам необходимо отыскать путь, чтобы пересечь водное пространство — огромную пустоту, раскинувшуюся между нами и тем местом, где мы хотим быть.

У нас есть два выбора. В воде находится оке­анский лайнер, круизный теплоход, который вы­глядит действительно шикарным и уютным. Это называется лечение, терапия. А рядом, на берегу, сидят группой люди странного вида. Похоже, что они гребут на лодке, но мы не можем видеть лодку и мы не можем видеть весел. Мы только видим этих счастливых людей, сидящих у берега, гребущих в неведомой лодке невидимыми веслами.

Невидимая лодка называется Ал-Анон (или АА или любая другая программа Двенадцати Шагов). Океанский лайнер подает сигнал, призывая нас на борт круиза лечения, терапии. Мы можем видеть людей на борту: они счастливы и приветственно машут нам. Затем в поле зрения появляются эти глупые люди и кричат нам, чтобы мы присоеди­нялись к ним в их невидимой лодке. Что бы вы выбрали — лайнер или невидимую лодку? Конечно, мы бы воспользовались океанским лайнером, рос­кошным круизом. Следующим пунктом, как мы знаем, будет движение в сторону острова счастья.

Проблема заключается в середине пути, когда мы пересекаем водное пространство, лайнер останав­ливается, поворачивается назад и держит курс к берегу, откуда мы стартовали. Затем капитан отдает команду всем покинуть судно. Когда мы спрашива­ем: "Почему?*, он говорит. "Наш круиз не рассчитан на большее расстояние. Единственный путь, кото­рым вы можете достичь того острова, это если вы воспользуетесь той невидимой лодкой (называемой Ал-Анон) На этом мы пожали плечами и пошли к людям в лодке. "Заходите — кричали они. "Мы не можем разглядеть никакой лодки, в которую можно войти — кричали мы в ответ. "Все равно входите**, — гово­рят они. Так мы вошли и очень скоро они говорят "Берите-ка весло и начинайте грести (работать над Шагами)'*. "Не видно никаких весел**, — кричим мы в ответ. "В любом случае поднимите их и начинайте грестиГ* — говорят они. Тогда мы берем невидимые весла и начинаем грести и очень скоро мы видим лодку. Прежде чем мы узнали это, мы уже видим также и весла. Следующее, что мы узнаем, это то, что мы очень рады грести в лодке с бестолковыми людь­ми и мы не заботимся о том, попадем ли мы когда-либо на противоположный берег"4.

Вот в этом и состоит магия программ Двенадцати Шагов — они работают. Я не хочу сказать, не хочу намекать либо внушать, что лечение и психотерапия не помогают. Они помогают. Для многих из нас лечение или немного психотерапии — это как раз то, в чем мы нуждаемся, чтобы начать наше путешест­вие. Но та прогулка заканчивается, и если у нас имеется компульсивное нарушение или если мы любим кого-либо с компульсивным нарушением, мы можем обнаружить, что нам необходимо за­браться в ту невидимую лодку с теми счастливыми людьми.

В конце этой главы я поместила тесты, которыми мы можем воспользоваться, чтобы определить, явля­емся ли мы кандидатами в Ал-Анон, Алатин или О-Анон. Далее, я также включила вопросы из теста по распознаванию Взрослых Детей Алкоголиков (ВДА). Пожалуйста, учтите, что группы "анон" и ВДА — это для людей, не имеющих алкогольных проблем; они существуют для людей, уязвленных проблемой кого-то другого. Люди часто путают это. Бывает также, что многие люди с химической зави­симостью, которые посещают АА, находят, что они также нуждаются в том, чтобы посещать Ал-Анон или группу ВДА для того, чтобы работать над сво­ими характеристиками созависимости. Если вы ду­маете, что вы можете быть кандидатом для любой программы Двенадцати Шагов — если вы только подозреваете, что у вас есть проблема, общая с теми людьми, которые посещают одну из групп, которые я обсуждала в начале главы, — найдите группу и начните посещать встречи. Это поможет вам почув­ствовать себя лучше.

Я знаю, что трудно пойти на встречу в группе. Я знаю, что трудно выставлять себя на показ группе незнакомых людей и говорить о своей проблеме внешнему миру. Я знаю, что многие из нас, возмож­но, не понимают, как посещение встреч в группе могло бы в чем-то помочь — в особенности если проблема-то у другого человека. Но это будет помо­гать Я так сердилась, когда начала посещать встре­чи в Ал-Аноне. Я тогда уже работала по программе преодоления моего алкоголизма. Я не хотела другой программы или я не нуждалась в ней, я не хотела работать над другой проблемой моей жизни. Кроме того, я чувствовала, что я уже достаточно поработа­ла, чтобы помочь алкоголикам в моей жизни. Поче­му я обязана посещать встречи? Алкоголики были единственно теми людьми, по моему разумению, которые нуждаются в помощи. На моей первой встрече одна маленькая бодрая женщина подошла ко мне, поговорила со мной несколько минут, улыб­нулась и сказала: "Скажите, разве вы не везучая? Вы в двойном выигрыше. Вы приступили к работе по обеим программам!" Я хотела задушить ее. Сейчас я с ней согласна. Я везучая. Я в двойном выигрыше.

Некоторые из нас не хотят посещать встречи, потому что мы чувствуем, что мы уже достаточно много сделали для других людей в своей жизни. Хорошо, это верно. Возможно, мы и сделали много. Вот поэтому и важно посещать эти встречи. Мы ходим туда для себя.

Некоторые из нас могут захотеть ходить туда только затем, чтобы помочь другим людям, и могут чувствовать себя разочарованными, что на встрече ожидается, что мы работаем над собой. Это тоже хорошо. Здоровье порождает здоровье. Если мы на­чнем работать над собой, то наше хорошее здоровье может передаться другим людям точно так же, как их болезнь передавалась нам.

Некоторые из нас могут испытывать замешатель­ство, прежде чем пойти на встречу в группе. Все, что я могла делать на первой встрече, которую я по­сетила, было то, что я сидела и плакала, я чувство­вала себя при этом ужасно неловко. Но иногда очень хорошо поплакать. Мои слезы были слезами исце­ления. Мне необходимо было посидеть и поплакать. Когда я перестала плакать и посмотрела вокруг, я увидела, что другие люди тоже плакали. Ал-Анон — это безопасное место, куда можно прийти и быть самим собой. Там люди понимают. Так и вы будете понимать.

Я обращаюсь к наиболее распространенным пре­пятствиям посещения встреч, о которых я слышала Могут быть другие препятствия, но если мы опреде­ляем свое членство в программе, то надо посещать встречи в любом случае. Я-йе хочу быть многослов­ной. Двенадцать Шагов — это дар Божий людям с компульсивными нарушениями и людям, которые любят людей с компульсивными нарушениями. Ес­ли вы имеете такое чувство, будто сходите с ума и реагируете таким образом на людей и события, иди­те в группу. Если вам не понравилась первая группа, которую вы посетили, найдите другую группу и идите туда. Каждая группа имеет свой нороа Про­должайте посещать различные группы до тех пор, пока вы найдете такую, где вы почувствуете себя комфортно. Если вы привыкли посещать группу, а потом_ перестали, вернитесь снова. Если вы начали ходить в группу, ходите туда всю оставшуюся жизнь. Алкоголизм — это пожизненное заболевание, кото­рое требует пожизненного лечения. Наши харак­теристики созависимости превратились в привычки и могут составлять те тенденции, на которые мы опираемся, на всю оставшуюся жизнь. Ходите в группу, независимо от того, улучшается ли состо­яние других людей в вашей жизни или им ста­новится хуже, т.е. болезнь их усугубляется.

Ходите в группу до тех пор, пока не почувствуете благодарность за то, что вы можете ходить. Как сказал один мужчина: "Разве это не прекрасно, что у них есть эти встречи и они позволяют мне при­ходить к ним? Больше уже никто не желает видеть меня рядом с собой, когда я схожу с ума. А здесь люди просто улыбаются, пожимают мне руку и говорят "Мы рады, что ты здесь. Пожалуйста, при­ходи еще".

Ходите в группу пока не увидите лодку и весла и то, что вы стали счастливыми. Ходите до тех пор, пока магия не воздействует на вас. И не беспокой­тесь — если вы ходите довольно долго, магия срабо­тает.

Задание

I Используйте тесты и прочитайте список харак­теристик на последующих страницах.

 

2. Если мы являетесь кандидатом для любой прог­раммы, обсуждавшейся в этой главе, найдите теле­фон и позвоните в группу, имеющуюся в вашем населенном пункте. Разузнайте, где и когда соби­раются группы на свои встречи, затем идите.

Ал-Анон- это для вас?

Миллионы людей страдают от того, что кто-то близкий чрезмерно пьет. Нижеследующие двадцать вопросов придуманы, чтобы помочь решить, нужда­етесь ли вы в Ал-Аноне или нет. (ответы: да-нет)

1. Беспокоитесь ли вы о том, что ваш близкий пьет слишком много?

2. Испытываете ли вы финансовые затруднения из-за того, что член семьи пьет?

3. Приходится ли вам говорить неправду, чтобы покрывать пьянство близкого человека?

4. Есть ли у вас такое чувство, что выпивка для вашего любимого значит больше, чем вы сами?

5. Думаете ли вы, что поведение пьющего близкого связано с тем, что он (или она) дружен с определенной компа­нией?

6. Часто ли вам приходится откладывать время обеда или ужина из-за пьющего близкого?

7. Высказываете ли вы угрозы, например, такого содержания: "Если ты не бро­сишь пить, я оставлю тебя?

8. Когда вы в знак приветствия целуете своего близкого, пытаетесь ли вы тайно обнюхать его, чтобы уловить запах
спиртного?

9. Боитесь ли вы огорчить своего близкого из страха, что это спровоцирует запой?

10. Приходилось ли вам испытывать замешательство или обиду из-за пове­дения пьяного близкого?

11Не кажется ли вам, что каждый отпуск испорчен выпивкой?

12Не приходилось ли вам думать о вызове милиции из-за поведения близкого в состоянии опьянения?

13.Приходилось ли вам искать спрятанные бутылки со спиртным?

14.Есть ли у вас такое чувство, что если бы пьющий близкий вас любил, то он (или она) прекратил бы пить, чтобы доста­вить вам удовольствие?

15.Приходилось ли вам отклонять приглашения в гости из страха или тревоги?

16. Испытываете ли вы иногда чувство вины из-за того, что слишком долго кон­тролировали жизнь пьющего близкого?

17. Думаете ли вы, что если бы пьющий прекратил пить, то ваши другие проб­лемы были бы разрешены?

18. Угрожали ли вы когда-нибудь нанести себе повреждения с тем, чтобы до биться от пьющего таких слов, как "Прости меня", "Я люблю тебя"?

19. Относились ли вы когда-либо к людям (детям, сослуживцам, родителям) не справедливо только потому, что злились на кого-то, кто сильно пьет?

20.Есть ли у вас такое чувство, что никто на свете не понимает ваших трудно­стей?

Если вы отвечаете "да” на три и более вопросов, то Ал-Анон или Алатин может вам помочь. Вы можете установить контакт с группами Ал-Анон или Алатин по телефону, если узнаете, что такие группы есть в вашем населенном пункте .

Являетесь ли вы созависимым в связи с нарушениями питания у вашего близкого?

Этот опросник взят из книги "Ожирение — это семейное дело**. Он служит для того, чтобы оценить, до какой степени вы вовлечены в проблемы челове­ка, у которого наблюдаются расстройства типа пере-или недоедания.

Заставляете ли вы кого-либо соблюдать диету? Угрожаете ли вы оставить кого-либо из-за веса тела?

Проверяете ли вы соблюдение диеты? Обещаете ли вы что-нибудь с учетом таких ус­ловий, как "если ты похудеешь*' или "если ты прибавишь в весе"?

Прячете ли вы еду от человека, страдающего перееданием?

Находитесь ли вы в состоянии нескончаемой тревоги из-за человека, страдающего недоеда­нием?

Есть ли у вас стремление жить так осторожно, будто вы идете по тонкому льду, с тем чтобы не огорчить переедающего или недоедающего чело­века?

Выбрасываете ли вы еду, чтобы не досталась переедающему?

Приходилось ли вам оправдывать странные ко­лебания настроения, иногда сопровождавшиеся насилием, тем, что это результат колебаний уров­ня сахара в крови? Меняете ли вы свое поведение в обществе с тем, чтобы не подвергать переедающего искушениям? Управляете ли вы бюджетом так, чтобы конт­ролировать расходы на еду и на одежду вашего близкого?

Покупаете ли вы "правильные** продукты и стре­митесь ли вы наладить "правильное** питание? Придаете ли вы большое значение гимнастике, системам поддержки здоровья и чудесным исце­лениям?

Раздражаетесь ли вы эмоциональными тирадами, когда застаете переедающего за его пиршеством? Всегда ли вы разочарованы, наблюдая рецидив? Приводит ли вас в замешательство внешность пере- или недоедающего?

Стараетесь ли вы дать ложное утешение пере-или недоедающему, когда он или она приходит в замешательство?

Устанавливаете ли вы тесты на силу воли, чтобы подразнить пере- или недоедающего? Снизили ли вы свои ожидания в отношении того, что должно вам нравиться? Колеблется ли ваш вес в соответствии с весом вашего любимого (вы набираете вес, он или она снижает)?

Перестали ли вы посещать свои собственные за­нятия, которые помогали вам держать себя в порядке?

Много ли у вас болячек, недомоганий и вообще насколько вы поглощены мыслями о своем здо-ровьи?

Злоупотребляете ли вы алкоголем, принимаете ли снотворные или успокаивающие таблетки? Подкупаете ли вы других с помощью еды? Говорите ли вы со своими близкими о его (или ее) теле или с другими? Есть ли у вас такое чувство, что жизнь будет прекрасной, если пере- или недоедающий при­обретет нужную форму?

Благодарны ли вы за то, что вы не являетесь "таким плохим'?

Дает ли вам право убежать от близкого его (или ее) нарушение питания?

Является ли его или ее нарушение питания тем обстоятельством, чем вы объясняете то, что вы не покинули его/ее?

Оставляете ли вы "невзначай" нужную литерату­ру в доме?

Читаете ли вы книги по диете, хотя у вас и нет проблем с весом тела?

Думаете ли вы, что у вас прекрасная семья, за исключением пере- или недоедающего? Пользуетесь ли вы таблетками для того, чтобы легче заснуть и избежать тревоги? Много ли вы тратите времени на свою собствен­ную психотерапию, обсуждая пере- или недоеда­ющего?

Усугубление созависимости у личности

Это также фрагмент книги "Ожирение — это семейное дело". Предполагается, что этот фрагмент можно использовать как перечень утверждений для управления вашим собственным личностным ростом.

Ранние стадии

• Часто эти созависимые люди родились в дисфункциональной семье и были научены "заботе" о других как способу измерения собственной ценности.

• Эти созависимые не преуспели в том, чтобы из­лечить родителей, и переключились на то, чтобы "излечить" пере- или недоедающего близкого. Они находят пере- или недоедающего, который "нуждается" в таком контроле.

• Они начинают сомневаться в собственных восприятиях действительности и хотят управлять едой другого, чтобы показать свою решительность.

• Нарушается жизнь в обществе. Люди замыкают­ ся, удаляются от общества, чтобы "помочь" передающему или недоедающему.

Одержимость (обсессивностъ)

• Чередуют задабривания и угрозы в отношении поведения, связанного с приемом пищи, своего близкого.

• Созависимые строго судят себя и чувствуют, что они являются причиной переедания/голодания.

• Прячут пищу.

• Попытки управлять приемом пищи близких, по­ пытки прятать пищу, делать невыполнимые уг­розы, пилить, ругать.

• Созависимые проявляют гнев и разочарование относительно обещаний пере- или недоедающего.

Секретная жизнь

• Созависимые становятся полностью поглощенными наблюдениями за своим близким и тщательно скрывают его проблемы.

• Берут на себя ответственность за пере- или недо­едающего.

• Берут на себя основную роль в коммуникациях, исключая контакт между пере- или недоедаю­щим и другими.

• Созависимые неуместным образом выражают гнев

Утрата контроля

• • Созависимые предпринимают попытки с насилием для управления приемом пищи. Драки с пере- или недоедающим. Пускают на самотек уход за своим физическим и психическим состоянием.

• Заводят внесемейные связи, такие, как супруже­ская неверность, трудоголизм, поглощенность внешними, по отношению к семье, интересами.

• Становятся ригидными, негибкими, склонными удерживать близких как собственность. Боль­шую часть времени выглядят злобными и тща­тельно скрывают домашнюю жизнь.

• Возникают психосоматические заболевания (та­кие, которые сопровождают алкоголизм и нарко­манию в семье): язвенная болезнь, высыпания, мигрени, депрессия, ожирение, требующие упот­ребления успокаивающих средств.

• Постоянно выходят из себя, теряют самообла­дание.

• Чувствуют, что они по горло сыты своим состо­янием, тем, что они постоянно находятся в сос­тоянии усталости и нездоровья6.

Взрослые Дети Алкоголиков

Наши рекомендации