Иерархия человеческих потребностей
(по А.Маслоу)
А.Маслоу придавал определяющее значение мотивационным процессам в развитии личности, он полагал, что человек является «существом желающим», что, удовлетворяя одну потребность, человек сознательно или бессознательно стремится удовлетворить следующую. Предложенная автором иерархия потребностей проста только на первый взгляд, поэтому психологи призывают избегать ее поверхностного толкования. Указанные потребности принято делит на две основные группы – первичные и вторичные. При этом А.Маслоу настаивал на том, что все потребности, представленные в пирамиде, являются врожденными.
К первичным относятся физиологические потребности и потребности в безопасности. Все остальные потребности являются вторичными. Кроме того, А.Маслоу установил, что человек испытывает одновременно потребности различных уровней, но доминирующими всегда являются потребности какого-то одного уровня.
Физиологические потребности – это потребности в утолении голода, жажды, полового влечения. Это также потребности спать, бодрствовать, двигаться, отдыхать, дышать свежим воздухом, пребывать в комфортной температуре и целый ряд других.
Применительно к деловым ситуациям – это потребности иметь нормальные условия труда, которые не вредят здоровью, а также уровень заработной платы, который в той или иной мере обеспечивает эту потребность.
Потребности безопасности и защиты предполагают стремление человека чувствовать себя защищенным, избавиться от страха. При этом речь идет не только о страхе, связанном непосредственно с угрозой жизни. Генетически обусловленным является также стремление человека к психологическому комфорту. Так, человек испытывает дискомфорт, тревогу и даже стресс, если на него кричат, если его несправедливо критикуют, если отношения с окружающими людьми нестабильны, если его лишают свободы действий и свободы выбора, а также во многих других ситуациях.
Удовлетворяя потребности в безопасности и защите, люди стремятся заключить всевозможные надежные контракты, включая брачные, договоры страхования, часто предпочитают стабильную работу, которая обеспечивает гарантированную заработную плату и социальный пакет. Иными словами, людей волнует безопасность и защита на всех уровнях: физическом, психологическом, экономическом и других.
Потребности принадлежности и любви связаны прежде всего с естественным стремлением людей устанавливать надежные отношения с семьей, друзьями, социальной группой. Люди не хотят стать отверженными, чувствовать себя одинокими. А.Маслоу считает, что абсолютно естественным является желание человека быть любимым, знать, что есть близкие люди, которые всегда будут считать его «своим».
Важно подчеркнуть, что А.Маслоу выделял два типа любви взрослых людей: Д-любовь и Б-любовь. Д-любовь он связывал с дефицитарной потребностью человека получить то, чего ему не хватает. Например, кому-то не хватает утешения, кому-то – секса, кому-то – общения. В целом такая любовь является эгоистичной, берущей, а не дающей. Б-любовь, по А.Маслоу, –- это бытийная любовь, это принятие бытия другого человека, несмотря на его недостатки. Это умение любить безусловно, это умение доверять и уважать. И если человек лишен такой любви, он становится враждебным по отношению к людям. Так, ребенок, который растет в атмосфере безусловной любви, когда его любят не только за то, что он «хороший и послушный» или «умный и талантливый», а просто за то, что «он есть», что «он наш», при прочих равных вырастает психически уравновешенным и более уверенным в себе. В то же время мы наблюдаем, что родители с удивительной легкостью манипулируют любовью, не подозревая, сколь губительны для детской психики фразы от «не съешь кашу – не буду тебя любить» до «ты как будто не из нашей семьи, потому что у нас никто так плохо не выступал на музыкальных конкурсах». Дети часто становятся заложниками нереализованных взрослых амбиций, что необратимо травмирует их психику.
А.Маслоу утверждал, что современный человек (особенно городской житель развитой страны) часто не удовлетворяет потребность принадлежности и любви. Ярко выраженный индивидуализм приводит к тому, что люди не только не знают своих соседей, но и крайне мало общаются с самыми близкими родственниками. Как результат такого поведения – депрессии, чувство отверженности и одиночества.
Чтобы чувствовать себя уверенным, значимым, полезным, человеку необходимо удовлетворение потребностей самоуважения.Эти потребностиразделяются автором концепции на две взаимосвязанные и взаимозависимые группы: собственно самоуважение и уважение другими. Когда речь идет о первой группе потребностей, то имеется в виду желание человека знать, что он справляется с основными требованиями, которые он сам предъявляет к себе. Когда речь идет о второй группе, то подразумевается прежде всего уважение значимыми другими: родственниками, друзьями, коллегами. Уважение другими включает в себя как престиж, репутацию, социальный статус, профессионализм, так и приятие и оценку личностных качеств. Так, например, человек может быть признан окружением как высококвалифицированный специалист (например, талантливый научный сотрудник университета или лучший мастер по ремонту электронной техники в городе), но при этом его человеческие качества (например, грубость, алчность, необязательность) могут оставлять желать лучшего. В то же время человек может чувствовать, что удовлетворена его потребность в самоуважении в одной социальной роли (например, в роли компетентного специалиста), но не удовлетворена в другой (в роли хорошей матери или хорошего отца).
Потребность в уважении со стороны коллег обычно мотивирует работников на завоевание признания, стремление соответствовать всем требованиям. Работник часто готов взять на себя дополнительные обязанности, чтобы повысить свой статус внутри группы, получить необходимый кредит доверия. Если эта потребность не является избыточной, то в результате выигрывает и работник, и организация.
И, наконец, вершина пирамиды –потребности в самоактуализации,которыеопределены А.Маслоу как стремление человека стать тем, кем он может стать. Удовлетворение этих потребностей означает, что человек полностью реализует потенциал своей личности. При этом речь не идет непременно об известных людях, творческих личностях. Можно реализовать эту потребность в любой социальной роли: это и талантливый садовник, и прекрасная бабушка, и студент, который учиться на все 100 %. В организации эти потребности удовлетворяются путем предоставления работникам возможностей личностного роста, подготовки для выполнения более сложных заданий, служебного продвижения.
Автор концепции подчеркивает, что существуют как внешние, так и внутренние барьеры самоактуализации. Так, например, чтобы спасти близких, многие люди сознательно отказываются от творческой самореализации. И далеко не всегда их успокаивает мысль о том, что они успешно реализовали себя в роли спасителя. Негативное влияние оказывают и многие стереотипы, сложившиеся в обществе. Но главная проблема, подчеркивает А.Маслоу, – это наши внутренние барьеры. Люди часто не знают, на что они способны, а потому и не могут поставить перед собой адекватную цель. Кроме того, проблема состоит в том, что большинство людей очень боится рисковать, потому что слишком велика их потребность в безопасности.