Исследование влияния эмоций на воспроизведение словесного материала

Цель работы: изучение влияния эмоций на запоминание речевой информации, выявление эмоционально значимых слов экспериментальными методами.

Аппаратура: секундомер, набор слов (Таблица «Набор слов для проведения исследования»)

Таблица

Набор слов для проведения исследования

Нейтральные слова Эмоционально «+» Эмоционально «-»
Солнце Ветка Трамвай Река Лампа Кровать Диван Самолет Грабли Вахта Стул Стол Мяч Дождь Птица Карандаш Блокнот Трактор Цветок Портфель Стена Корабль Шарф Воротник Пальто Ведро Ножницы Телевизор Линейка Яблоко Свадьба Счастье Дети Любовь Радость Успех Благополучие Состоятельность Перспектива Смех Удача Путешес-твие Праздник Друзья Улыбка Злоба Неприязнь Брезгливость Эгоизм Нацизм Горе Смерть Война Болезнь   Слезы Ревно-сть Ложь Страх Одино-чество Разлука
             

Исследователями Мельницер, Кох, Джерсилд, О’Келли и другими проводились экспериментальные исследования влияния эмоций на запоминание различного материала. Было обнаружено, что события, оцениваемые испытуемым как очень приятные или очень неприятные, запоминаются лучше, чем события нейтральные. Определение аффективной тональности слов проводилось различными методами: априорной оценкой психолога, оценкой группы независимых экспертов, не принимавших участия в эксперименте, оценкой самих испытуемых. Некоторые психологи просили испытуемых составить собственный индивидуальный список слов, вызывающих у них приятные, либо неприятные ассоциации. Полученные в эксперименте данные свидетельствуют, что лучше всего воспроизводятся «эмоциональные» слова без различия в знаке, при задержке воспроизведения лучше запоминаются слова, вызвавшие «приятные» ассоциации.

Проводя ассоциативные эксперименты, было обнаружено, что время ассоциативной речевой реакции на эмоционально значимые слова значительно больше времени реакции на нейтральные слова (по данным А.Р. Лурия, реакция на значимые слова имеет длительность латентного периода более 1,5-2 с.)

Ход работы. В опыте участвуют 2-3 испытуемых, заранее ознакомленных с методикой эксперимента. В качестве экспериментального материала используются слова, по-разному связанные с эмоциональной сферой: «эмоциональные» и «нейтральные». Выборка эмоциональных и «нейтральных слов осуществляется с помощью экспертной группы (4-5 человек). Задача экспертов – составление списка «эмоциональных» слов (15) и «нейтральных» слов (30). Эмоционально значимые слова могут включать слова, связанные со стрессовыми ситуациями, особенностью испытуемого, эмоциональными состояниями (радость, гнев, успех, смерть, болезнь и т.п.).

После составления списка слов с помощью электронного секундомера определяется их значимость для испытуемого. Испытуемому зачитывается составленный список слов с интервалом 5 с. «Эмоциональные» и «нейтральные» слова предъявляются в случайном порядке. На каждое слово из списка испытуемый дает свободную речевую ассоциацию. Экспертная группа фиксирует время реакции по индикатору секундомера.

По полученным результатам определяют наиболее значимые и нейтральные слова. Ответная реакция более 1,5-2 с. соответствует реакции на эмоционально значимое слово.

Из выборки «эмоциональных» слов, определенных по ассоциативной реакции, 10 наиболее значимых зачитывается испытуемому, после чего ему предлагается воспроизвести их по памяти в любом порядке. Время предъявления и воспроизведения слов должны быть примерно одинаковыми.

Во второй серии опыта зачитываются «нейтральные» слова в том же количестве. Испытуемый по памяти воспроизводит их.

Экспертной группой подсчитывается количество правильно воспроизведенных «эмоциональных» и «нейтральных» слов. Программу эксперимента повторяют с каждым испытуемым.

Обработка результатов. Определяется среднее время реакции на эмоционально значимые слова для каждого испытуемого по формуле:

Исследование влияния эмоций на воспроизведение словесного материала - student2.ru , i = (1, 2 … n),

где Исследование влияния эмоций на воспроизведение словесного материала - student2.ru – среднее время реакции на эмоционально значимые слова; n – количество реакций на «эмоциональные» слова; Исследование влияния эмоций на воспроизведение словесного материала - student2.ru – длительность времени ассоциативной реакции на i-е «эмоциональное слово».

Средние значения ассоциативного времени реакции сравниваются между испытуемыми.

Определяется среднее количество запомненных и правильно воспроизведенных слов для всех испытуемых.

Оценивается разница правильно воспроизведенных «эмоциональных» и «нейтральных» слов между испытуемыми по количественному составу и по эмоционально-смысловому признаку.

На основании полученных результатов составляются выводы.

Работа № 15

Наши рекомендации