Виды и развитие человеческой деятельности...
Деятельность-специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей.
Проще определить основные параметры, в соответствии с которыми можно описывать систему человеческих потребностей, и далее, пользуясь ими, давать характеристики видов деятельности, присущих конкретному человеку. Таких параметров три: сила, количество и качество потребностей.
Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей потребностидля человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал. Более сильная потребность является более значимой.
Количество— это число разнообразных потребностей, имеющихся у человека и время от времени становящихся для него актуальными
Под своеобразием (качеством) потребности имеются в виду предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полно удовлетворена у данного человека, а также предпочитаемый способ удовлетворения этой и других потребностей.
Обобщены и выделены основные виды деятельности, свойственные всем людям.
Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.
Это — общение, игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей.
Общение — первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд.
Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.
Общение - вид деятельности, направленной на обмен информациеймежду общающимися людьми.
Преследует целиустановления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.
Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным.
При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами.
При опосредствованномобщении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, телефакс и т.п.).
Игра— это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта.
Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.
Индивидуальные игрыпредставляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игрысвязаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.
Сюжетные игрыразворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игрыдопускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя.
Наконец, игры с правиламирегулируются определенной системой правил поведения их участников.
Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п.
Игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки.
Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях.
Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.
У взрослыхлюдей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развитияиндивида.
Особое местов системе человеческой деятельности занимает труд.
Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.
С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.
Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют в виду следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности:
- Филогенетическое развитие системы деятельности человека.
- Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез).
- Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.
- Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.
Филогенетическое преобразование системы человеческих деятельностей совпадает по существу с историей социально-экономического развития человечества.
Процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельностей называется социализацией, и ее поэтапное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд.
В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования.
Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием.
Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты.
В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки.
В-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.
Этот механизм развития деятельности описан А. Н Леонтьевым и получил название - сдвига мотива на цель.