Проактивная интерференция

Помехи в процессе обучения, вызванные некой информацией, усвоенной в прошлом. Они называются «проактивными», так как эффект усвоенной информации сказывается в будущем. Если мы учились водить автомобиль с ручным переключением передач, то, когда позднее мы пытаемся управлять автомобилем с автомати-ческой коробкой передач, обнаруживаем, что наши навыки всту-пают в противоречие с желанием научиться новому способу вож-дения.

п

Проба (іпопытка)

Термин шмроко используется в экспериментальной психолопщ и обозначаег простую последовательность, когда оргшшзм реаги-рует на появ.ление стнмула, в результате чего возникают опреде-ленные последствия. В процессе формирования условных рефлек-сов принято говорить, что наученые имеет место после ряда проб и ошибок.

Проблема тела и разума

См. Дуализм.

Прогноз

При исполіьзовании в клинической психологии, термин обозна-чает ожидаемюе развитие того или иного расстройства.

Прогностическая валидность

См. Валидшость.

Проектиівный тест

Совокупность методик целостного изучения личпости, основан-ного на псижологической интерпретации результатов проекции. Человеку предлагают ряд неясных стимулов (образы, цвета и т. д.), исходя из предположения, что его реакция будет отражать бессоз-нательные страхи и устремления. Наиболее известным проектив-ным тестом яівляется тест Роршаха.

Проекциія

Один из зіащитных мехапизмов, состоящий в том, что непри-емлемые чувства, желания и даже некоторые аспекты личности человек отчуждает от себя и приписывает кому-то другому. К примеру, челювек, испытывающий агрессивные чувства по отно-шению к друтим, отказывается признать у себя наличие подоб-ных чувств. Он проецирует эти чувства на других и заявляет, что окружающие испытывают агрессивные чувства по отношению к нему.

«Происхождение видов»

Книга Чарльза Дарвина, где он сформулировал общие прин-ципы своей эволюционной теории (1859 г.). См. также Дарви-низм.

п

Пропаганда

Попытка манипулировать общественным сознанием путем ис-пользования средств массовой информации. Пропаганда является, пожалуй. самым распространенным орудием психологической вой-иы. Манипуляция человеческим сознанием происходит с помощью радио- и телепередач. газет, листовок и других средств передачи информации. Чтобы сообщение считалось пропагандой, оно дол-жно соответствовать трем критериям:

• Наличие осознанной попытки манипулировать мнением других людей.

• В сообщении представлена лишь одна из сторон конфликта; таким образом, создается впечатление, что оно является бе-зоговорочной истиной.

• Намерение, которое содержится в сообщении, тщательно за-маскировано, чтобы слушатели не воспринимали его как пропаганду.

Чтобы пропаганда была эффективной, пропагандист должен об-думать свою цель, объект пропаганды, правдоподобие информации и средства передачи сообщения. Эффективность пропаганды нельзя оценить непосредственно, хотя ее воздействие на людей считается бесспорным. Гитлер часто ссылался на действенность пропаганды союзников во время Первой мировой войны и видел в ней одну из главных причин поражения Германии. Относительная неэффектив-ность немецкой пропаганды во время Первой мировой войны, а так-же нацистской и японской пропаганды во время Второй мировой войны вполне можно объяснить неспособностью «проникнуть в со-знание» своего противника. Когда началась война в Заливе, иракские пропагандисты пытались убедить американских солдат, что пока они сражаются в пустыне, их жены дома спят с киноактерами. Маловеро-ятно, что это могло оказать какое-то психологическое воздействие на американцев; особенно впечатляет тот факт, что одним из упомяну-тых «киноактеров» был Барт Симпсон, персонаж из мультфильма!

Просоциальное поведение

Любой поступок, который помогает другим или направлен на благо окружающих, но при этом таит в себе некий риск для самого благодетеля. Когда один человек помогает другому без всякой ви-димой выгоды для себя, мы можем назвать его поведение просоци-

п

альным. Противоположным этоэму является аитиобществеипое по-ведепие, когда человек пытается і вредить другим или совершает аг-рессивные поступки.

Наши рекомендации