Общие методы управления и их применение в социально-культурной сфере
В системе менеджмента, в том числе и социокультурного существует три
основные группы методов управления: экономические, организационно-
распорядительные и социально-психологические.1. Экономические методы управления.Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов:
· материальное стимулирование и санкции;
· специфика финансирования нонпрофитной сферы;
· фандрейзинг (привлечение и аккумулирование финансовых средств);
· зарплата;
· себестоимость социокультурного продукта;
· рентабельность программ и социокультурных проектов;
· цена услуги.
При этом следует учесть, что кроме сугубо личных, участник социокуль-
турного процесса преследует и общественные, и групповые цели. В качествеосновных методов управления выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере профессиональной ответственности или с результатами деятельности всей организации. 2. Организационно-распорядительные методы управления.Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.К организационным методам относятся: 1) организационное проектирование; 2) регламентирование; 3) нормирование без указания на конкретное лицо и дату исполненияРаспорядительные методы: 1) приказ, 2)постановление, 3) распоряжение, 4) инструктаж, 5) команда, 6) рекомендации, где указываются конкретные лица и дата исполнения. Сущность организационного регламентирования в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности: положение об организации; устав компании; внутри-фирменные стандарты; положения; инструкции; правила планирования, учета и контроля.Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности учреждения.Управление организацией осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе социально-культурной деятельности. 3. Социально-психологические методы управления включают в себя моральное поощрение, социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе. Данная группа методов управления непосредственным образом связана с мотивацией сотрудников на рабочем месте. Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в возможностях исполнителей:
· знать (информация о целевых установках или мероприятиях, по которым
принято решение)
· сметь (эти установки и мероприятия должны быть «допустимыми» для
исполнителей, в том числе не нарушать юридических и этических норм)
· мочь (исполнители должны иметь средства для выполнения порученного)
· хотеть (они должны быть мотивированы). Прежде всего, следует обеспечить сотрудника возможностями выполнить работу, определить его рамки действий, четко сформулировать цели и задачи, создать окружение, способствующее выполнению задачи, предоставить средст-
ва, необходимую информацию, сформировать организацию, использовать стиль управления, основанный на сопричастности исполнителей. Мотивационное управление концентрируется:
1) на влиянии на состояние мотивации (степени идентификации сотрудника с компанией, формировании его мотивов); 2) на чувстве его собственного достоинства (уважения как личности, сообщения о его значении для фирмы, ожиданиях результатов от его деятельности); 3) на приведении мотивов в действие (обсуждаются личные интересы и возможности сотрудника); 4) на усилении мотивов; 5) на оценке работы и аттестации (пересмотр зарплаты, рост, дополнительные выгоды);
6) на удовлетворении потребностей;
7) на обеспечении процесса мотивации.