Петтинг – средство сенсибилизации, достигаемой при возбуждении сенсорных органов и характерной для них энергии (энергии определенной модальности)
Хотя петтинг неизменно занимает свое почетное место в отношениях полов, он постоянно видоизменяется. Бывает созерцательный, или дистантный, петтинг. Возбуждение чувственности достигается на почтительном расстоянии – таковы культурные предписания. Волнует выразительный взгляд партнера, его манящая походка, красивый голос, модная одежда – все то, что способно привлечь внимание и энергетизировать на расстоянии.
Например, в так называемой куртуазной культуре средневековья почитались изысканность, вежпивость, любезность. Именно эти особенности поведения возбуждали чувственность, о чем свидетельствуют рыцарские романы и поэзия. Поскольку мужчина и женщина сенсибилизировали друг друга на значительном расстоянии, требовались достаточно приметные средства, фиксирующие внимание партнера, – подчеркнутая грация, изысканные туалеты, отточенные по смыслу мужские поклоны и женские реверансы – проявления почтительности и подобострастия. Половые контакты в куртуазной любви обычно уходили на второй план или вообще не планировались. Часто это была страстная любовь к замужней даме, супруг которой весьма спокойно принимал ухаживание соперника.
Созерцательный петтинг веками "работал" в культурах Дальнего Востока, например, в Японии. Влюбленные наслаждались тем, что долго глядели в глаза друг другу, не смея при этом поцеловаться. По сути партнеры занимались "перекачкой" психической энергии. Иногда такую технику петтинга показывают в японских фильмах на исторические сюжеты. Европейский зритель с трудом переносит подобные затяжные "сцены любви". Он привык к более активной сенсибилизации и ему не понять, за счет чего можно получить "кайф", столь длительно разглядывая друг друга, усевшись напротив. Разумеется, современная любовь японцев следует уже европейским образцам.
Здесь петтинг тактильный, или контактный, то есть основан на прикосновениях. Энергетический импульс передается непосредственно – от одной сенсорной системы к другой. Современным мужчинам и женщинам,
следовательно, нет необходимости сохранять в своих отношениях те атрибуты, которые воздействуют на дистанции – грацию, отточенные телодвижения, изысканные манеры. Таковые, пожалуй, произведут обратный эффект. Сегодня более важно овладеть техникой "ближнего боя" – жаркие объятия, искусный поцелуй, зажигательное слово.
В исторической перспективе петтинг бывает более или менее эротизированным, то есть направленным на возбуждение искомого сексуального желания. Можно волноваться, "едва соприкоснувшись рукавами", а можно сенсибилизироваться, лаская обнаженную женскую грудь или что-нибудь подальше. Французы предпочитают генитальный петтинг, американцы с экрана телевизора проповедуют оральный секс. Одним словом, техника петтинга не стоит на месте.
Вот некоторые дополнительные характеристики современного петтинга, возгоняющего на вершину сенсибилизации. Сегодня петтинг ранний. Желание тискать, ласкать, гладить, целовать друг друга пробуждается чуть ли не в дедсадовском возрасте. Это не удивительно, потому что петтинг стал навязанным. Его можно видеть с близкого расстояния, наблюдая за интимными отношениями родителей. Он пропагандируется средствами массовой информации, устраняя для детей остатки тайны взаимоотношений полов. В дотелевизионные времена молодая поросль должна была догадываться о том, как надо целоваться, обниматься и т. п. Сегодня познать технику сенсибилизации посредством петтинга просто, как научиться включать телевизор.
Современный петтинг открытый. Влюбленная парочка петтингует в публичном месте, порой при этом избирается весьма пикантная и вызывающая поза. Он и Она "плывут" по лестнице эскалатора в метро, плотно прижавшись, слившись в поцелуе и обхватив друг друга ниже спины. Картина привычная. И только старушка, "плывущая" на соседней лестнице в обратном направлении, чертыхается и сплевывает свое "тьфу!". Она из другого времени, когда петтинг был интимным. Таковым он был многие столетия в Китае. Китайцы считают поцелуй очень частным делом и редко целуются в общественных местах.
Петтинг стал многозонным. Это означает, что самые разные участки тела, прежде всего женского, обладают сенсибилизационным значением. олчком для возникновения желания может быть все, что задевает чувствительность – вид обнаженного тела, пикантная поза, 'силуэт фигуры, подчеркнутый облегающим платьем, или часть тела, которую положено скрывать от взгляда человека иного пода. При этом каждая эпоха и каждое общество имеет свое представление о том, что пробуждает эротическое настроение, что стыдно, а что не стыдно показать постороннему.
Всего несколько примеров на эту тему. Женщина, исповедующая ислам, если ее застанут случайно без чадры, не задумываясь, накинет свою юбку на голову (сообразно внушенному ей религией понятию о стыдливости). Прикрыв свое лицо от взора незнакомца, она обнажит при
этом другие части тела, не испытывая никакого смущения. Только что женившийся японец с благоговением касается ножек своей жены или делает вид, что случайно коснулся их. В течение многих столетий китайцы считали, что показывать ноги совершенно неприлично. Каким кощунственным показался бы им русский поэт, дерзнувший воздать стихами ножкам милых дам: "Ах! долго я забыть не мог две ножки...". Впрочем и современникам А. С. Пушкина его задиристые строки ("Найдите вы в России целой три пары стройных женских ног"), очевидно, казались безнравственными. Ведь европейская женщина XIX и начала XX веков, носившая платье с необозримым декольте, таким, что большая часть груди была обнажена, считала неприличным показать из-под платья хотя бы лодыжку.
Сегодня декольте смотрится вызывающе, а в конце XVIII – начале XIX веков, напротив, максимально эксплуатировалась верхняя эрогенная зона. Один из прусских королей отдал приказ допускать на спектакли берлинской оперы лишь тех дам, у которых максимально глубокое декольте. Специальные лица строго следили за тем, чтобы в зал не проникала ни одна женщина, пытавшаяся хоть как-то прикрыть верхнюю часть груди. Гардеробщики, державшие наготове ножницы, быстро устраняли этот недостаток.
Эрогенность верхней зоны за два столетия была исчерпана полностью, и появилась потребность сменить зону. Сегодня принято носить джинсы и мини-юбки, которые весьма откровенно демонстрируют "эротический капитал" современниц. Но в принципе, утверждают специалисты в области психологии моды, любая часть женского тела в противовес мужскому является привлекательной для противоположного пола. Каждая из зон либо открывается и постепенно исчерпывает свой "эротический потенциал", переставая возбуждать чувственность, либо прикрывается, "накапливая" скрытое очарование. Если бы в обществе предписано было из чувства стыда прятать мизинец, то самым сексуальным объектом какое-то время был бы обнаженный мизинец.
Сегодня практически все участки женского тела задействованы как энергетические источники либидо. В моде стройные, высокие фигуры, длинные ноги, пышные волосы, мягко очерченная грудь, чувственные губы. Как сенсибилизатор эксплуатируется обнаженное тело; при этом крупным планом телекамера акцентирует его каждую отдельную деталь. Не более прикрыты мужские достоинства. Эротизированный шейпинг сменяет трансляцию из зала заседаний парламента. Стриптиз достиг бывших стран социализма, отличавшихся ханжеством в области эротики. В принципе не существует фигур умолчания – все можно обнажить и созерцать в той или иной обстановке, не стесняясь собственного любопытства и не опасаясь обвинений в аморальности.
Однако с позиций сенсибилизации наступил опасный момент: если мужское и женское тело окончательно исчерпает свой запас эрогенности, оно перестанет волновать, и тогда понадобятся какие-то новые средства,
пробуждающие чувственность.
Во всяком случае, уже сегодня – под влиянием телевидения и кино
- петтинг стал одновременно откровенно эротизированным и весьма поверхностным. Обнаженное тело – привычный аксессуар вечера, проведенного у телевизора. Само оно почти не волнует. Сенсибилизирующую роль перехватывает эротическое действие в эротическом видеофильме. Эпоха открыла новое средство сенсибилизации -коммуникативную эротику.