Познай самого себя

Труд, постепенно творящий Сверхчеловека, имеет внутреннюю
природу. В отличие от привычного, внешнего труда, воздейству-
ющего на окружающую среду с целью «заставить» ее удовлетворить
потребности, внутренний труд направлен на мозг. Это работа по
пробуждению скрытых ресурсов мозга и приобретению созна-
тельных навыков управления ими. А они, в свою очередь, посред-
ством взаимодействия с «иным миром» обеспечат исполнение
человеческих нужд и желаний.

Таким образом, источником материальных благ может стать не
окружающая человека природа, а невидимый и неощущаемый
органами восприятия мир, фундамент мироздания. Чтобы в полной
мере извлечь из этого мира пользу для себя, чтобы «заставить» его
воплощать в реальность свои желания и мечты, человек должен стать
сверхчеловеком.

Причем характер и особенности этих двух типов труда принци-
пиально различны. Труд, направленный на внешнюю природу, пред-
ставляет собой насилие над ней. Даже не имея в виду прямое
физическое воздействие на природу, а говоря только об ее изучении,
основатель «философского материализма» XVII века и современной
научной методологии Ф. Бэкон, «научно» выразил неприглядные
черты внешнего труда: «Природу следует загнать собаками,
вздернуть на дыбу, изнасиловать, ее нужно пытать… ее нужно
превратить в рабу, ограничить и управлять ею». После таких идео-
логических установок материализма детским лепетом выглядит
знаменитый лозунг советской науки, сформулированный селекцио-
нером плодово-ягодных культур И. Мичуриным: «Мы не можем
ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача!»

31 Часть первая Сверхвозможности человека

Внутренний труд, направленный «вглубь себя», не преобразо-
вывает и не разрушает физическую природу. Конечный результат
такого труда не нарушает в окружающей среде природного равно-
весия. Работа по преобразованию собственного сознания всегда
неизмеримо более эффективна, по сравнению с внешним трудом.
Она способна дать фантастические, ничем другим не достижимые
результаты: использовать «иной мир» в качестве реального «рога
изобилия».

Этот труд обладает рядом «приятных» качеств. Он спокоен и
физически не активен. Он не возбуждает психику, а наоборот, успо-
каивает ее. Он и его результаты никогда не станут источником споров
или напряженных отношений между людьми и народами. При его
осуществлении, психика непрерывно генерирует сильные чувства
радости и удовольствия, тем самым поощряя человека. Этот труд
способен, наконец, разрешить главную дилемму человека: удовле-
творить насущные потребности и желания при одновременном
уменьшении их количества и интенсивности. Новое состояние
психики приводит к сбалансированности между реальными возмож-
ностями человека и его потребностями. Таким образом ликвиди-
руется один из основных источников психических отклонений и
комплексов, психосоматических заболеваний.

О существовании внутреннего типа труда люди подозревали с
древних времен. Практически во всех культурах он именовался
Путем, Столбовой дорогой к Мудрости или Богу, Истине или
Мировому Разуму, Бессмертию или Абсолюту. Выбор и наимено-
вание цели, к которой ведет этот Путь зависит от господствующего
мировоззрения и шкалы жизненных ценностей, принятых в той или
иной группе людей или обществе в целом.

Глава 1 Что человеку нужно и как этого достигнуть 32

В Древнем Китае мудрец Лао-Цзы написал изысканно-поэти-
ческий трактат о Пути-Дао, где сформулировал и идею превос-
ходства внутреннего труда и его результатов, недеяния над деянием,
то есть трудом внешним:

«Дао постоянно осуществляет недеяние… Кто служит Дао, изо
дня в день уменьшает свои желания. В этом непрерывном умень-
шении человек доходит до недеяния. Нет ничего такого, что бы не
делало недеяние… Дао рождает вещи… Нужно осуществлять
недеяние, соблюдая спокойствие (ума)…»

О пути говорит и первый Просветленный, Будда Гаутама, осно-
ватель буддизма:

«Один день в жизни человека, видевшего бессмертную тропу,
лучше столетнего существования человека, не видевшего высшей
жизни».

«Я есть путь и истина и жизнь, — утверждал Иисус, — никто
не приходит к Отцу, как только через Меня».

В христианской богословской традиции — это Путь трезвения,
то есть занятий психофизическими упражнениями под общим
названием «исихия» — безмолвие. Православный подвижник
Филофей Синайский, вторя апостолам, настойчиво призывал
христиан встать на Путь: «Трезвение справедливо называется путем,
потому что оно ведет в Царствие, и в то, которое внутрь нас, и в
будущее…»

В большинстве древних культур Путь имел дополнительные
определения. Это был Путь самосовершенствования, Путь самопо-
знания.

33 Часть первая Сверхвозможности человека

«Познай самого себя» — эта надпись на фронтоне Дельфийского
храма, где производились самые известные древнегреческие проро-
чества, стала в человеческой культуре своеобразным паролем, свиде-
тельствующим о знании и принадлежности к великому Пути. Эта же
фраза была жизненным девизом философа Сократа.

От греков не отстают древние евреи в своих псалмах-поучениях:
«Будь спокоен и познай, что Я есть Бог».

Совсем не удивительно, что эту сентенцию стали широко
использовать в христианстве: «Когда вы познаете себя… вы узнаете,
что вы — дети Отца живого», — утверждает Иисус в Евангелии от
Фомы.

Много позже, в исламе, использовался аналогичный афоризм:
«Познавший себя, познал Господа своего».

И в других центрах цивилизации мудрецы прекрасно знали этот
пароль. «Будь недвижен (умом) и познай, что ты есть То» — эта
древняя заповедь индийских йогов имеет глубокое смысловое напол-
нение. «Тат твам аси» — «ты есть То», обычно трактовалась
следующим образом: «В глубочайшей своей природе ты тожде-
ственен Богу», то есть — «ты есть Бог».

В древнейших арийских текстах, Ведических упанишадах, с
изумительной точностью высказана главная задача самопознания:

«Созерцанием самого себя мудрец постигает другой мир».

Единство взглядов на способы обретения человеком сверхвоз-
можностей — вот главная черта всей мировой культуры. «Иной мир»
доступен каждому человеку, необходимо только встать на
правильный Путь. И совершенно не важно, что и как подразуме-
вается под понятием «иного мира»: Бог со своими небожителями,
некий абстрактный Мировой Разум или глубинные первоосновы
материального мира. От тех или иных представлений не меняется
сущность того, чего человек может достигнуть, трудясь над своим

Глава 1 Что человеку нужно и как этого достигнуть 34

мозгом. «Самопознание» в мировой культуре давно стало смыс-
ловым эквивалентом «внутренней работы по преобразованию
сознания».

Наши рекомендации