Тема 4. Психологическое воздействие.

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие и виды психологического воздействия.

2. Закономерности психологического воздействия.

3. Методы (механизмы) психологического воздействия.

4. Характеристика примера в психологическом воздействии.

5. Поощрение в процессе психологического воздействия.

6. Принуждение в процессе психологического воздействия.

7. Понятие и функции моды.

Опросник КОС (коммуникативных и организаторских склонностей).

Тест «Можете ли вы влиять на других?

Задание:

I. Законспектировать статьи и подготовиться к их обсуждению:

1. Гримак Л.П. Гипноз как системообразующий фактор измененных психических состояний человека //Психологический журнал. – Т.25. - №2. – 2004. – С.66-74.

2. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию //Вопросы психологии. – 2003. - №6. – С.63-70.

3. Радина Н.К., Галахова Е.Ю. О воздействии рекламы на детей дошкольного возраста //Психолог в детском саду. - №3. – 2007. – С.114-121.

4. Павлова Е.Д. Характер информационного воздействия на сознание и его характеристику //Мир психологии. - №3. – 2006. – С.99.

II. Подготовить сообщение на тему: «Социально-психологические механизмы подражания».

III. Подумайте и опишите, как лично вы обычно убеждаете других людей.

Тема 5.Психология конфликта.

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие конфликта в психологической науке.

2. Классификация конфликтов.

3. Подходы к пониманию природы конфликта.

4. Ос­новные причины конфликтов.

5. Основные элементы структуры конфликта и его динамика.

6. Основные функции конфликта: разрушитель­ная, созидательная, диагностическая.

7. Типы конфликтных личностей (демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный и др.) и их социально-психологическая характеристика.

8. Стратегии поведения в конфликтной ситуации: сотрудничество, ком­промисс, избегание, приспособление, настойчивость (принуждение).

9. Кор­рекция и управление конфликтом.

10. Роль посредничества в урегулировании конфликтов.

11. Педагогический конфликт.

Тест «Твоя конфликтность».

Опросник Томаса-Килменна.

Задание:

I. Законспектировать статьи и подготовиться к их обсуждению:

1. Магомедова З.Ш. Педагогическая коррекция конфликтного поведения дошкольников //Педагогика. - №6. – 2007. – С.116-118.

2. Мирошниченко О.П. Сущность и классификация межэтнических конфликтов //Инновации в образовании. - №12. – 2007. – С.53.

3. Рос Л., Уорд Э. Принципы наивного реализма и их роль в возникновении непонимания между людьми //Психологический журнал. – Т.21.- №6. – 2000. – С.24-37.

4. Чудновский В.Э., Сутормина Л.И. Опыт изучения педагогического конфликта как фактора становления смысложизненных ориентаций учителя //Психологическая наука и образование. – 2003. - №4. – С.23-29.

5. Шабельников В.К. Гео-биосферная детерминация социальных процессов и конфликтов //Семейная психология и семейная терапия. - №4.– 2007.– С.7-35.

II. Подготовить сообщение на тему:

«Теории конфликта в зарубежной психологии».

«Подходы к пониманию природы конфликта в отечественной психологии».

Тема 6.Проблема группы в социальной психологии

Вопросы для обсуждения.

1. Роль социальной группы в воздействии на личность.

2. Группа как субъект деятельности. Деятельность как основной интегрирующий фактор и главный признак социальной группы.

3. Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания.

4. Классификация групп.

5. Сущность и содержание понятия «малая группа».

6. Теоретические подходы к исследованию групп в отечественной и зарубежной психологии.

7. Психологическая структура малой группы.

Задание:

I. Законспектировать статьи и подготовиться к их обсуждению:

1. Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии //Социальная психология: Хрестоматия: Уч.пособие. для студ. вузов / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С.175-182.

2. Соколов Е.Н. Интериоризация и теория деятельности //Вестник М.университета. – 2004. - №1. – С.10-14.

3. Стеценко А.П. Перспективы теории деятельности в контексте современной психологии: неклассический подход к неклассической культурно-исторической теории деятельности //Вестник М.университета. – 2004. - №1. – С.23-39.

4.Кричевский Р.Л.,Дубовская Е.М. Исследования малой группы в отечественной и зарубежной психологии //Социальная психология: Хрестоматия: Уч.пособие. для студ. вузов / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С.209-229.

5. Иванова Н.В. Образ группы в сознании школьников в разных социальных ситуациях общеобразовательных учреждений //Мир психологии. – 2002. - №2. – С.188.

Тема 7.Динамические процессы в малой группе.

Вопросы для обсуждения.

1. Образование и развитие малой группы.

2. Феномен группового давления. Явление конформизма в группе.

3. Групповая совместимость.

4.Ценностно-ориентационное единство как показатель групповой сплоченности в условиях совместной деятельности.

5. Тест «Кто вы: «Капитан»? «Рулевой»? «Пассажир»?

6. Тест «Что вы за «птица».

Задание:

I. Законспектировать статьи из книги: Социальная психология: Хрестоматия: Уч.пособие. для студ. вузов / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. и подготовиться к их обсуждению:

1. Донцов А.И. Личность в группе: проблема сплоченности. С.229-241.

2. Чудновский В.Э. О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной психологии. С.241-248.

II. Законспектировать статью и подготовиться к ее обсуждению:

Сидоренков А.В. Психологические противоречия в малой группе //Вопросы психологии. – 2003. - №1. – С.41-49.

III. Подготовить сообщение на тему:

«Конформность: влияние большинства или влияние меньшинства?»

Тема 8.Лидерство и руководство в малых группах

Вопросы для обсуждения.

1. Теории происхождения лидерства.

2. Стили лидерства.

3. Управленческие функции.

4. Индивидуальные факторы эффективного управления группой.

5. Процесс принятия группового решения.

6. Эффективность групповой деятельности.

7. Тест «Лидерство»

8. Тест «Авторитет и вы»

Задание:

I. Начертить таблицу, показывающую различия в проявлении социальной власти у лидера и у руководителя.

II. Законспектировать статьи и подготовиться к их обсуждению:

1. Костинская Л.Г. Концепция социальной идентичности и групповые решения//Мир психологии. – 2003. - №1. – С.186.(особенно со стр. 193 и далее)

2. Михайлов Г.С., Тарасенко С.В. Эффективные технологии принятия управленческих решений //Мир психологии. – 2004. - №2. – С.202.

3. Савина Е.А., Ванг Х.Т. Выбор и принятие решения: риск и социальный контекст //Психол.журнал. – 2003. – Т.24. - №5. – С.23-30.

4. Карпов А.В. Структурно-функциональная организация процессов принятия групповых решений//Вопросы психологии. – 2004. - №1. – С.126-135.

5. Полежаева Е.А. Самомоторинг в контексте политического лидерства //Вопросы психологии. - №4. – 2008. – С.39.

III. Законспектировать статьи из книги: Социальная психология: Хрестоматия: Уч.пособие. для студ. вузов / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. и подготовиться к их обсуждению:

1. Костинская А.Г. Зарубежные исследования группового принятия решений, связанных с риском. С.248-257.

2. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства. С.257-268.

3. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Лидерство как структурный феномен. С.268-274.

4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Руководство малой группой. С.274-289.

5. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Стиль руководства и основные направления его исследования. С.289-294.

6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Власть, влияние, лидер. С.294-311.

Тема 9.Психология больших социальных групп.

Вопросы для обсуждения.

1. Сущность больших социальных групп.

2. Понятие психологии нации.

3. Структура и свойства психологии нации.

4. Понятие класса в социальной психологии.

5. Психологические особенности класса.

6. Влияние массовых явлений на поведение общностей.

7. Общая характеристика стихийных групп.

8. Определение понятия «толпа», ее виды.

Задание:

I. Законспектировать статьи и подготовиться к их обсуждению:

1.Дубов И.Г., Затылкина Т.Б. Социально-психологический аспект общенациональной идеи в Росси//Психол.журнал. – 1999. – Т.20. - №5.

2.Каширина Л.В. К проблеме изучения феномена социально-психологических состояний больших социальных групп//Мир психологии. – 2004. - №2. – С.222.

3. Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня //Психологический журнал. – 1990. - №5.

4.Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения//Социальная психология: Хрестоматия: Уч.пособие. для студ. вузов / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С.204-209.

5. Родионова Н.А.Специфика и проблемы этнической идентичности русских в современной России //Мир психологии. - №4.- 2006.- С.124.

6. Шапинская Е.Н. Взаимодействие культур – взаимодействие людей//Мир психологии. - №1. – 2008. – С.29.

Тема 10.Социальная психология личности.

Вопросы для обсуждения.

1. Сущностная характеристика личности.

2.Соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность.

3. Социально-психологические типы личности

4. Факторы формирования личности человека.

5. Движущие силы психического развития личности.

6. Подходы к изучению личности в отечественной психологии.

7. Подходы к изучению личности в зарубежной психологии.

Задание:

I. Законспектировать статьи и подготовиться к их обсуждению:

1. Иващенко А.В., Агапов В.С., Барышникова И.В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии //Мир психологии. – 2002. - №2. – С.17-30.

2. Шабельников В.К. Теоретическая психология о проблеме источников, детерминирующих развитие личности //Семейная психология и семейная терапия. - №4. – 2007. – С.63-92.

3.Аллахвердов В.М., Кармин А.С. Историческая психология личности //Вопросы психологии. - №3. – 2007.

4. Гусельцева М.С. Вариации на тему «психологии личности» и пристрастности в психологии //Вопросы психологи . - №4. – 2007.

5. Семенов И.Н. Психология целостности человека //Вопросы психологии .- №3. – 2007.

6. Васильева Н.Л. Факторы развития в психоаналитической теории личности и в имплицитных теориях //Вопросы психологии. – 6. – 2007.

7. Смирнов С.Д. Активность, деятельность, личность //Мир психологии. - №3. – 2006. – С.11.

8.Анисимов О.С. Индивид, субъект и личность в контексте целостности психики человека //Мир психологи. - №1. – 2007. – С.31.

9. Маркин В.Н. Личность в категориальном ряду: индивид, субъект, личность, индивидуальность (психолого-акмеологический анализ) //Мир психологии. - №1. – 2007. – С.45.

10. Старовойтенко Е.Б. Культурно-психологические модели личности //Мир психологии. - №1.- 2007. – С.86.

Тема 11.Социализация личности

Вопросы для обсуждения

1. Понятие социализации как двустороннего процесса.

2. Теории социализации и развития личности.

3. Содержание процесса социализации (три сферы становления личности).

4. Стадии и институты процесса социализации.

5. Социально-психологические механизмы социализации.

6. Адаптация как составная часть социализации, ее механизмы и стадии.

7. Понятие социальной роли. Виды социальных ролей и их влияние на развитие личности.

8. Человек как жертва социализации в современном мире.

9.Социальные и феноменологические факторы виктимизации.

10. Деструктивное поведение. Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения и негативных личностных проявлений у подростков и юношей.

11. Формирование и изменение социальных установок личности.

Диагностика показателей и форм агрессии А.Баса и А.Дарки.

Задание:

I. Подготовить реферативные выступления на темы:

1. «Социально-экономические и социально-психологические причины противоправного поведения»;

2. «Теории отклоняющегося поведения в отечественной социальной психологии»;

3. «Теории отклоняющегося поведения в зарубежной социальной психологии».

II. Законспектировать статьи и подготовиться к их обсуждению:

1. Баранникова Н.А. Сформированность полоролевых представлений у детей 5-7 лет //Практическая психология и логопедия. - №6. – 2007. – С.20.

2. Смелзер Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований//Социальная психология: Хрестоматия: Уч.пособие. для студ. вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С.327-349.

3. Каширская И.К. Социально-психологический анализ основных источников информации и процесс гендерной социализации //Вопросы психологии. – 2003. - №6. – С.56-62.

4. Горбатов Д.С. Сплетня как средство социализации //Вопросы психологии. - №3. – 2007.

5. Потапова И.А. Инновационные направления социализации детей в условиях дошкольных образовательных учреждений //Инновации в образовании. - №3. – 2007. – С.82.

6. Толочек В.А. Адаптация субъекта к социальной среде: парадоксы, парадигмы, психологические механизмы //Мир психологии. - №3. – 2006. – С.131.

7. Марков В.Н. Масштаб личности и ее адаптация //Мир психологии. - №1. – 2007. – С.100.

8. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности //Мир психологии. - №1. – 2007. – С.126.

9. Дубровин Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте //Мир психологии. - №4. – 2008. – С.64.

10. Розин В.М. Подростковая культура: природа отклоняющегося поведения //Мир психологии. - №4. – 2007. – С.49.

11. Алексеева Г.М. Преодоление поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста //Психолог в детском саду. - №2. – 2007. – С.3-32.

12. Салмина Н.Г., Тиханова И.Г., Иовлева Т.Е. Социально желательное поведение детей и построение отношений в новой социальной ситуации //Вопросы психологии. - №4. – 2007.

13. Александров А.А., Котова М.Б., Розанов В.Б., Климович В.Ю. Профилактика курения у подростков //Вопросы психологии. - №2. – 2008. – С.55.

14. Долганов Д.Н. Когнитивная коррекция аддиктивного поведения (на примере алкогольной зависимости) //Вопросы психологи. - №3. – 2008. – С.99.

Наши рекомендации