Сказка о храбром Медвежонке.
Рисование самого себя.
Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:
· в зелёном- такими какими они представляются себе;
· в голубом – какими они хотят быть;
· в красном – какими их видят друзья.
6. Упражнение “Неваляшка”
Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку.
7. Упражнение “ Превращения”
Психолог предлагает детям :
· нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;
· позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок , у которого отняли мяч;
· испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец , упавший из гнезда;
· улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса.
8. Упражнение “ Закончи предложение”
Детям предлагается закончить предложение :
Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….
9. Упражнение “ Ласковый мелок”
Дети разбиваются на пары . По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот кому рисуют должен угадать , что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.
10. Упражнение “ Расскажи свой страх”
Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись, когда были маленькими.
11. Рисование на тему “ Чего я боялся, когда был маленьким..”
Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.
12. Упражнение “ Чужие рисунки”
Детям по очереди показывают рисунки “страхов”, только что нарисованных, все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь.
Терапевтическая сказка для детей у которых есть различные фобии (боятся темноты, незнакомой обстановки, боятся оставаться в Комнате одни даже ненадолго).
Сказка о храбром Медвежонке.
В одном тёмном лесу, где растут высокие-высокие деревья, на полянках щебечут птицы, солнце греет теплом землю, гулял Медвежонок. Он шел в гости к своим друзьям медвежатам и весело напевал любимую песенку, но так никого не нашёл.
"Как пусто! Куда же все ПРОПАЛИ ? Может, они играют на поляне? Пойду посмотрю".
И Медвежонок пошел быстрей. Вскоре он оказался на большой поляне, но и там никого не было. Вдруг с ветки дерева к Медвежонку спрыгнула Белочка и спрашивает: "Ты ищешь своих друзей, Медвежонок?"
Медвежонок только вздохнул. Белочка, не отставала прыгала рядом с Медвежонком:
"Я знаю, их спрятала Баба Яга. Если найдешь Бабу Ягу, тогда ты поможешь своим друзьям".
"Как же я заговорю с Бабой Ягой, говорят, она такая злая и может меня съесть",- подумал Медвежонок, и от этого ему стало совсем плохо, и он не мог сдвинуться с места.
(Если в сказке встречаются слова с негативным оттенком, их лучше заменить на более "мягкий" вариант, было ПЛОХО, стало - НЕ ВЕСЕЛО)
Медвежонок решил повернуть домой, но вдруг остановился, если он не спасет друзей – этого не сделает никто. Они же там напрасно звать на помощь. "Надо, так надо, - решил Медвежонок,- значит, я должен побороть В СЕБЕ ТРУСИШКУ и идти к Бабе Яге".
Маленький упрямый трусишка, который прятался в Медвежонке не очень-то поддался на уговоры, тогда Медвежонок попросил свои ноги идти. Ноги вдруг послушались и понесли его в самую дремучую чащу.
(Здесь некоторые дети могут спросить: а разве ноги слышать? -Это же сказка, здесь могут слышать, говорить не только ноги, но даже неживые предметы)
И вот за деревьями показалась избушка, на крыльце сидела старая бабушка.
( не старуха, не женщина, а именно "бабушка", потому что это слова не испугает ребенка , ведь у него тоже есть бабушка, что её бояться?)
Медвежонок остановился, на всякий случай спрятался за кустами. "Это Баба Яга? Ой, со мной может произойти что-то ужасное?"
Медвежонок выглянул из кустов, и саруха повела носом по ветру, учуяла гостя.
Медвежонок снова спрятался.
"Нет, так дело не пойдет, надо всё же прогнать своего ТРУСИШКУ (страх)",- сказал Медвежонок, вышел из-за куста и направился к сидящей на крыльце Бабе Яге.
- Ты меня не боишься?- Прошептала она и выпучила глаза.
Медвежонку сначала было немного страшно, потому что он первый раз видел её так близко и услышал , как скрипят её старые зубы.
- Я хочу помочь моим друзьям. Зачем ты их спрятала?- смело спросил Медвежонок.
- Они мне мешали спать!
- А что же ты сейчас не спишь, ведь в лесу так тихо ?- Медвежонок, говорил всё смелее и громче.
- Не могу спать в тишине,- всхлипнув, ответила Баба Яга,- все птички улетели вслед за детьми.
По лицу Бабы Яги потекла самая настоящая большущая слеза. А за ней еще и еще. И вот Баба Яга забыла про Медвежонка и принялась плакать в свое удовольствие.
( ключевое слово "плакать", все дети плачут, и баба Яга тоже, чего её бояться?)
Медвежонку уже было совсем не страшно, ему стало жалко эту бедную старушку.
Медвежонок сказал ей: " Не плачьте, пожалуйста. Отпустите моих друзей. И тогда птички снова прилетят к избушке, Вы сможете сладко засыпать”.
- Ты смелый , а таким я всегда помогаю,- промолвила Баба Яга, вытерла слёзы, кряхтя и постанывая, пошла в свою избушку.
А когда она снова появилась, Медвежонок увидел перед собой совершенно другую бабу Ягу. На ней было красивое платье, она улыбалась.
- Я отпущу твоих друзей,- пообещала Баба Яга и взмахнула руками.
Откуда ни возьмись появились друзья Медвежонка. Они принялись танцевать и позвали в свой хоровод Бабу Ягу, которой тоже было весело, ведь птицы снова вернулись, пели свои песенки. Затем Баба Яга угостила Медвежонка и его друзей чаем с конфетами и они снова стали танцевать. Бабе Яге это так понравилось, что она пригласила Медвежонка и его друзей к себе на следующий день.
И Медвежонок успокоил своих друзей: "казывается, Баба Яга – не всегда бывает злой и страшной. Иногда ей просто очень одиноко жить без друзей в лесу, и поэтому она злится и всех пугает, чтобы себя развеселить".
А когда пришла ночь и вышла яркая луна, он, укладываясь спать подумал:" И я Бабу-ягу не боюсь, потому что теперь знаю, что она на самом деле добрая, она же помогла мне. Пожалуй, буду с ней дружить и ходить к ней с друзьми в гости".
Вопросы к обсуждению сказки с малышом:
14. Упражнение “ Азбука страхов”
Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена . Далее дети рассказывают о том , что нарисовали . Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.
15. Упражнение “ Страшная сказка по кругу”
Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.
16. Упражнение “ Прогони Бабу – Ягу”
Ребёнка просят представить, что в подушку залезла Баба – Яга, её необходимо прогнать громкими криками.
17. Упражнение “ Я тебя не боюсь”
Один ребёнок стоит перед психологом, остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит : “Я тебя не боюсь!”
18. Упражнение “ Конкурс боюсек”
Дети по кругу передают мяч. Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно “ Я….. этого не боюсь!”
19. Игра “ Принц и принцесса”
Дети стоят по кругу. В центр ставится стул – это трон . Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребёнок садится по желанию на трон. Остальные оказывают ему знаки внимания, говорят что-то хорошее.
20. Игра “ Путаница”
Выбирается один водящий. Остальные дети запутываются не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок.
21. Игра “ Кораблик”
Матрос – один из детей, остальные дети – кораблик в бушующем море. Матрос , находящийся на корабле должен перекричать бурю : “ Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!”
22. Упражнение “ Волшебный сон”
Все дети отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог.