ОБЖ Основы безопасности жизни Сентябрь - 2014 с.40-49.
Программа тренинга
«Антистресс»
Руководитель ИНОЦ «Психодиагностики
и гармоничного развития личности»:
Матвейко Н. И.
Сыктывкар 2016
Пояснительная записка
На жизнь современного человека действуют многие социальные, экономические и психологические факторы, одна из очень острых проблем нашей современности касается серьезных трудностей, с которыми сталкиваются человек в процессе проживания стрессовых неблагоприятных ситуаций. Вместе с огромным потоком информации интернета, телевидения, кино, меняется качество жизни. Все это предъявляет к организму человека повышенные требования, увеличивает умственное напряжение, эмоциональную лабильность, приводит к нервно-психическим перегрузкам. В интенсивных и напряженных условиях (переезды, экзамены, проверки, ответственные задания, адаптационный период и т.д.) особенно молодежь (студенты) подвергается вредным влияниям окружающей среды, вызывающим разного рода негативные переживания (тревога, агрессия, раздражительность и др.). Возможно появление временных или стойких отклонений: эмоциональных, физического состояния, умственной работоспособности. Стрессы могут стать причиной головных болей, заболевания, привести к нарушению сна, общения, поведения человека.
Психолого-педагогическая помощь необходима во всех вышеуказанных случаях, так как небольшие и даже незначительные на первый взгляд признаки дискомфорта могут легко стать препятствием для успешного достижения намеченной цели, привести к социальной дезадаптации, пренебрежению к учебным или должностным обязанностям, агрессивным действиям по отношению к другим или к себе и др.
Актуальность данной программы заключается в том, что устранение отрицательных эмоциональных следов стрессовой ситуации является необходимым условием психического здоровья личности.
«Все виды кризисов и переживаний роднит тот факт, что самым оптимальным способом трансформации отрицательного опыта в положительный является НЕ ВЫТЕСТНЕНЕНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ и травмирующих обстоятельств в бессознательное, но осознание мира и себя, появление новых целей и перспектив, которые наглядно доказывают человеку, что не все потеряно, что смысл жизни и направление самореализации зависят только от него самого и не могут даны ему кем то или отняты у него. И в это смысле все тяжелые переживания едины в своей динамике и конечной цели психотерапевтической помощи».
Марцинковская Т.Д
Цель программы – преодоление стрессовых состояний.
Задачи программы:
1. Снижение эмоционального напряжения.
2. Повышение психического тонуса, работоспособности каждого участника.
3. Обучение эмоционально-волевой регуляции.
4. Повышение стрессоустойчивости
5. Повышение уверенности в себе.
6. Осознание своего «Я»
Участники: группа 7- 15 человек от 16 лет и старше. Участие по собственной инициативе.
Принципы коррекционной работы:
1. Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям;
2. Систематичность и последовательность в проведении коррекционной работы;
3. Принцип символического отреагирования проблем, вызывающих негативные эмоциональные состояния, и превращение их в объект творческой проработки;
4. Личностно-ориентированный подход .
Структура тренинга :
· Ритуал приветствия
· Диагностика
· Разминка
· Основное содержание (проведение игр, упражнений)
· Заключительная диагностика
· Ритуал прощания
Диагностика эмоционального состояния: методика САН «самочувствие, активность, настроение». Проведение в начале и в конце тренинга позволяет проследить динамику эмоционального состояния каждого участника группы.
Планирование:
Организационный момент Упражнение1 | Введение в игру. Знакомство Цель: Знакомство. Создание положительной атмосферы. |
Основная часть: Упражнение 1 | Упр."Возьми и передай", «Зеркало» Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. |
Упражнение 2 | Упр. «Город уверенности» Цель: стимулирование аффективной сферы. |
Упражнение 3 | Упр. «Точка опоры» Цель: Разрушить стереотипное восприятие себя актуализировать свои внутренние резервы. |
Упражнение 4 | Упр. .«Мусорное ведро» Цель: преодоление негативных переживаний, символическое их уничтожение, снижение эмоционального напряжения. |
Упражнение 8 | УПР. «Я — центр воли» Цель: Формирование положительной "Я-концепции", самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности. |
Подведение итогов: | рефлексия |
Материалы для занятия: бумага, карандаши, магнитофон, релаксационная, мажорная музыка
Ожидаемые результаты:
Изменение эмоционального состояния, катарсис;
Снижение тревожности, навыки саморегуляции эмоционального состояния,
Улучшение межличностных отношений.
Приложение:
*Признаки стресса;
*Рекомендации для повышения стрессоустойчивости.
Список использованной литературы:
1. Изард К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. - СПБ: Издательство «Питер», 2000.
2. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи / Прикладная военная психология. — СПб. : Питер, 2006.
ОБЖ Основы безопасности жизни Сентябрь - 2014 с.40-49.
4. Людмила Анн Психологический тренинг с подростками. Изд «Питер».- 2008.
5. http://iemcko.ru/25.html - Сайт практического психолога.