Фазы психодраматического действия. Разминка. Цель первой фазы – подготовка к психодраматическому действию
Разминка. Цель первой фазы – подготовка к психодраматическому действию. Ведущий свободен выборе средств решения этой задачи: он может использовать спец-е упр-я, групповую дискуссию, молчание.
Тема игры одного протагониста продолжается в игре другого. Поэтому тема разминки должна быть связана с проблематикой, актуальной для группы, а искусство ведущего состоит в улавливании этой линии
Фаза игры (фаза психодраматического действия). Это главная и центральная фаза психодрамы. Она отл-ся наибольшей длительностью и динамичностью. В ней психодрама достигает наибольшего накала и разрешается в катартическом переживании. Именно в этой фазе достигается инсайт по проблеме.
Когда протагонист выявлен, психотерапевт готовит его к работе: помогает освоить сам способ драматизации, проявить спонтанность, войти в роль, преодолевая б/покойство и сопротивление. Вначале проблема предъявл-ся феноменологически ч/з конкр-е описание ситуации без интерпретаций и рассуждений. Вместо пространного описания проблемы протагонисту предлагается разыграть сцену, в которой она проявл-ся. В ситуации обнаруживается и форма проявления проблемы, и ее сод-е.
Для разыгрывания сцены определяются пространственные и временные характеристики ситуации, создается мизансцена, определяются действующие лица. Пространство действия физически ограничено. Важна максимальная осязаемость реальности. Из подручных средств созд-ся обстановка, позволяющая представить конкретное место действия. Описание сцены и действие происходят в настоящем времени. Определяются люди, значимые для действия, и на эти роли подбир-ся Вспомогательные Я.
В ходе игры протагонист испытывает сильные эмоции: опустошенность, смущение, удивление, б/покойство. Вернувшись в травматическую ситуацию, он может не чувствовать общности с группой. В этот момент важна эмоциональная поддержка членов группы, закрепление того, что достигнуто в рез-те инсайта. Эти цели достигаются на 3 фазе, основное сод-е которой – обсуждение игры.
Фаза обсуждения. Здесь почти не исп-ся действие. Основные ср-ва этой стадии – выражение чувств, обсуждение, анализ. Искл-е составляют невербальные упр-я или игровые действия, направленные на регуляцию эмоциональной напряженности. Иногда применяется разыгрывание ситуации в будущем.
Третья фаза подраздел-ся на 2 части – идентификация и ролевая обратная связь. Идентификация позволяет высказать чувства и отношения, которые вызваны игрой и знакомы участникам психодрамы из прошлого опыта.
Во второй части участники психодрамы описывают чувства, которые у них возникли в роли. Ведущий направляет усилия на то, чтобы участники говорили о чувствах, не подменяя их интерпретациями, оценками, советами.
На завершающей фазе протагонист приобретает душевное равновесие и уверенность в свои способности решать проблемы. В конце обсуждения протагонист высказывается о своих переживаниях.
В конце напряженного сеанса группа выражает сопереживание протагонисту в глубоких идентификациях или даже в молчании. Эта функция психодрамы определяется как шеринг. Шеринг дает возможность плавно вернуться в реальность после болезненных переживаний. Участники психодрамы чувствуют внутреннее единство, взаимосвязь и взаимозависимость. На шеринге возможен выход чел-ка в трансцендентальное измерение.
Техники психодрамы
Психодраматические техники моделируют разл-е процессы принятия роли. Психодрама основана на том, что социальный атом (психотерапевтическая группая0 берет на себя часть ролевого поведения, которая не актуализировалась в жизни протагониста.
Психодрама отл-ся большой технической оснащенностью. Многие техники были созданы и использованы в одной конкр-ой ситуации, др-е достаточно универсальны и не зависят от содержания проблемы.
1. Техника представления себя, как правило, исп-ся в начале работы и позволяет клиенту в коротких сценах представить себя значимых лиц. Она может выполняться также в виде монолога или интервью. Представление в этой технике дает информацию о реальном поведении, а не о фантазиях по поводу себя. При этом клиент свободен в выборе предоставляемой информации, что сразу дает ему ощущение б/опасности. Вхождение в психодраму ч/з эту технику усиливает эффект разогрева, дает возможность сосредоточиться на проблеме.
2. Техника исполнения ролипредполагает принятие и пребывание в роли.
3. Диалог– это проигрывание отношений м/у людьми. В отличие от исполнения роли здесь все участники играют себя. Эта техника часто исп-ся в семейной терапии.
4. В техникемонологапротагонист покидает место действия и в процессе ходьбы (чтобы не терять динамики действия, не увязнуть в словах) высказывает свои мысли, чувства, комментирует действия.
Эта техника дает возможность дополнить сод-е игры. Она исп-ся, когда ведущий предполагает, что у протагонита есть чувства, не находящие проявления в сцене, и в то же время он готов к большему самораскрытию. Вводится она и перед сценой для вживания в роль. Неуместное применение этой техники может нарушить, разорвать действие.
5. В технике двойника Вспомогательному Я предлагается сыграть протагониста.
Способы применения техники варьируются от вар-та, когда исполнитель этой роли полностью повторяет поведение протагониста, до варианта, когда он развивает собственное понимание на основе данных протагонистом ключей, как бы интерпретирует их. Но эта интерпретация основана не на рассуждении, а на эмпатии и выражена языком действия.
6. Техника реплики в сторону дает возможность прояснить непроявленные переживания. Она вводится в процессе применения техники исполнения роли или диалога. Протагонист отворачивается от Вспомогательного Я и произносит то, что он хотел бы сказать своему партнеру, но не может. Она исп-ся тогда, когда партнеры в разыгрываемой сцене не понимают друг друга и у протагониста нет возможности высказать свои мысли и чувства.
7. Техника обмена ролямипредполагает, что протагонист и Вспомогательное Я меняются ролями. Вхождение в нее требует максимального вживания в роль другого.
Эффективность этой техники основана на механизме децентрации. Благодаря обмену ролями протагонист может посмотреть глазами другого и децентрироваться.
Кроме этого, протагонист получает возможность увидеть себя в другом.
Эта техника исп-ся в том случае, если протагонист не согласен с версией исполнения роли Вспомогательным Я.
8. В технике «зеркало» Вспомогательное Я должно как можно точнее имитировать поведение протагониста на сцене, в то время как протагонист покидает место действия и наблюдает за игрой. В этой технике искусственно создается прекция для того, чтобы клиент обнаружил те аспекты поведения, которые он раньше отвергал.
Преимущество работы с проекцией в психодраме состоит в том, что она присутствует на действенном уровне. При использовании техники «зеркало» следует учитывать возможность принятия протагонистом нового опыта, иначе проекция так и останется за пределами сознания и будет приписана способу восприятия и поведения Вспомогательного Я. Эта конфронтационная техника с мощным эффектом, поэтому ее неуместное использ-е может фрустрировать и блокировать спонтанность действия у чувствительных клиентов с выраженными самообвинительными тенденциями.
9. Техника проекция в будущее позволяет представить возможный вар-т развития событий, разыграть сцену из будущего
10. Моделирование предполагает демонстрацию Вспомогательным Я альтернативных способов действия для того, чтобы протагонист нашел приемлемый для себя образец. Эта техника соответствует аналогичной технике бихевиоральной психотерапии и основана на обучении протагониста новым поведенческим стратегиям, развитии его спонтанности и вариативности проявлении.