Кризисы в развитии человека
1. Понятие кризиса
2. Типологии кризиса
3. Нормативные кризисы
4. Ненормативные кризисы.
Термин «возрастной кризис» ввёл Выготский.
Кризис (по Выготскому) – это переход от одной стадии развития к другой, характеризуется изменением социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности и возникновением психических новообразований.
Кризис – это разрыв обычного течения жизни.
Кризис состоит из 3х этапов:
1) Предкритическая (человек осознает нехватку чего-то).
2) Критическая стадия:
- мифологизация (попытка осознать, соотнести, что есть и чего хочется);
- конфликт (человек хочет противостоять внешнему миру);
- рефлексия (возникновение отношения к тому, что делает).
3) Посткритическая (создание новой ситуации развития).
Любой кризис характеризуется:
1) Кризис – это переходный период (от чего-то одного к другому);
2) Кризис обусловлен и биологическими и социальными факторами;
3) Протекание кризиса зависит от психологических особенностей человека;
4) Сам процесс кризиса может быть быстротечным, а может быть затяжным.
5) Результат кризиса носит не только отрицательный характер (Выготский говорил, что кризисы – это хорошо).
6) Некоторые кризисы необходимы для жизнедеятельности (например, кризис 7 лет).
7) Некоторые кризисы нуждаются в псих. коррекционной работе (любые).
Классификации:
Классификация 1:
1. Нормативно-возрастные (кризис – это закономерный этап онтогенеза).
2. Кризис как поворотный пункт жизненного пути (незакономерный, а вероятный: личностный, психодуховный кризис и т.п.).
Классификация 2:
1. Возрастные
2. Утраты или разлуки
3. Травматические
Классификация 3:
1. Нормативные (обязательны):
- псих. развития (юношеский, 30 лет, и т.п.)
- проф. развития
- супружеской жизни
2. Ненормативные (не обязательны):
- критические (происходит что-то страшное: смерть, и т.п.);
- невротичекие (связанные с дисфункцией нервной системы и т.п.).
Нормативные кризисы – это закономерный этап онтогенеза, поворотный пункт.
Виды:
1) Возрастной кризис – это относительно непродолжительный этап онтогенеза, который характеризуется резкими психическими изменениями сложившейся жизни, распадом старой системы связей и складыванием новой формы взаимодействия с окружением.
Выготский выделил след. виды кризисов:
1) Кризис рождения
2) Кризис 1 года
3) Кризис 3 лет
4) Кризис 7 лет
5) Подростковый кризис (или 13 лет)
*Эрик Эриксон:
6) кризис идентичности (юношеский 17 лет)
7) Кризис 30 лет (потеря смысла жизни)
8) Кризис 40 лет (потер смысла жизни)
9) Кризис старости (осознание ненужности: никто не понимает, никчемности)
Возрастные семейные кризисы:
1) Принятие на себя супружеских обязанностей (1 год семейной жизни).
2) Кризис рождения ребенка или принятие нового члена в семью (3 год семейной жизни).
3) Включение детей в социальные институты.
4) Принятие факта вступления ребенка в подростковый кризис (авторитет – друзья).
5) Семья, в которой ребенок покидает дом.
6) Кризис момента, когда супруги остаются жить вдвоем (или заново учатся жить вместе).
7) Кризис смерти одного из супругов.
Нормативно-профессиональные кризисы:
1) Первоначальный выбор своего профессионального пути (16-18 лет).
2) ….
- кризис 1 курса (адаптация)
- кризис 3 курса (осознание ненужности большего изучаемого в ВУЗе)
- кризис 5 курса (что с этим делать, т.е. кризис устройства на работу).
3) Стадия профессиональной ориентации.
4) Кризис после 3-5 лет работы (потребность в профессиональном росте).
5) Кризис вторичная периодизация (расхождение между настоящей карьерой и желаемой).
6) Стадия мастерства (кризис нереализованных возможностей; кризис профессиональной актуальности).
7) Уход на пенсию.
8) Социально-психологическое старение.
Ненормативные кризисы – это вероятные кризисы (возникают при случайных и необходимых обстоятельствах).
1 группа видов:
Ненормативные психические:
1) Кризис нереализованности;
2) Кризис бесперспективности;
3) Кризис опустошенности;
4) Личностные кризисы;
5) Психо-духовный (эволюция осознания и трансформация личности);
Ненормативные кризисы семейной жизни:
1) Развод
2) Измена
3) Тяжелая болезнь
4) Смерть
5) Инцест (половые связи родителей с детьми)
Ненормативные профессиональные кризисы:
1) Кризисы занятости:
- отчисление из университета;
- кризис потери работы (увольнение)
- кризис необразованности (квалификации)
- утрата профессии
2) Кризисы потери проф. причастности (выполнял профессиональную роль, а его повысили, понизили).