Когда необходим ассессмент?
Прежде всего ассессмент используется при необходимости получить качественные и надежные оценки по компетенциям в ходе отбора кандидатов на ключевые должности в компании, а также для формирования кадрового резерва. Очень эффективно применение ассессмента перед проведением организационных изменений, когда руководству компании важно знать не только кто и как работает сегодня, но и какими могут стать сотрудники после нововведений и реорганизации, а также необходимы понимание персонала, его приверженность компании и вовлеченность в новые стратегические планы развития компании.
Как утверждают специалисты, ассессмент обеспечивает переход от централизованного управления к демократичному, поскольку после оценки персонала делегирование полномочий происходит с высокой гарантией успеха. В ходе процедур ассессмента сотрудники оценивают работу компании по отдельным направлениям и в целом и часто приходят к идеям, уже «вызревающим» у высшего руководства. Соответственно, когда позже руководством компании даются указания делать то, к чему сотрудники пришли во время ассессмента, у подчиненных уже выработана внутренняя готовность исполнять новые распоряжения.
Кроме того, ассессмент полезен при планировании обучения, когда необходимо понять, каких именно специалистов стоит отправить на учебу и по каким направлениям.
И наконец, ассессмент необходим при формировании и развитии системы карьерного менеджмента в компании. Данная глава посвящена характеристике, главным образом, карьерного аспекта применения ассессмента, о котором в специализированной литературе по деловой оценке персонала пишут значительно реже, в отличие от раскрытия технологических особенностей и описания достоинств данной технологии.
2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
Кто проводит ассессмент?
Ассессмент является комплексной многоступенчатой технологией оценки лич-ностно-делового потенциала сотрудников. Точность и объективность его результатов достигается за счет целого ряда методологических, технологических и организационных факторов и приемов.
1. Сама технология разбита на несколько принципиально отличающихся по
структуре и содержанию этапов и предполагает достаточно длительный и серьезный
подготовительный период. Он посвящен тщательному анализу деятельности, выяв
лению наиболее важных фрагментов деятельности, определению требуемых компе
тенций для данной должности, составлению поведенческих индикаторов и подбору
адекватных измерительных инструментов. Реализовать весь спектр задач подгото
вительного этапа на высоком уровне без группы специалистов достаточно сложно.
2. Непосредственно оценка каждого кандидата осуществляется несколькими
экспертами-наблюдателями (и это — принципиальное методическое требование).
Групповое обсуждение результатов каждого кандидата, выстроенное по опреде
ленным правилам (четкая аргументация всех оценок, доказательный, а не согла
шательский принцип выставления итоговой оценки, приоритет мнений экспертов о
наблюдаемых фактах поведения надданными тестов), существенно снижает субъ
ективность, присущую любой оценке.
3. В подготовке и проведении ассессмента принимают участие специалисты
разного «профиля», «специализации», с различным уровнем ответственности и
выполняющие конкретные роли:
О психодиагност — им может быть психолог или ассистент психолога, владеющий навыками проведения тестовых и анкетных процедур и качественной интерпретации полученных результатов;
О эксперт-наблюдатель — специалист, обладающий способностью эффективно вести структурированное наблюдение за несколькими кандидатами в ходе различных оценочных процедур (доклад, мозговой штурм, групповая дискуссия, презентация и т. д.), удерживая при этом существенный объем персональной информации; от качества предоставляемых им на итоговое обсуждение материалов во многом зависит качественный уровень всего ассессмента;
□ фасилитатор — ведущий групповых процедур (представление, доклад, дис
куссия); важное его отличие от тренера заключается в том, что задача фа-
силитатора — создать условия для раскрытия каждого участника оценки,
оставаясь при этом «в тени», очень мягко и умело добиваясь работы группы
в деловом режиме; главный принцип работы фасилитатора — не стимулиро
вать участников оценочных процедур (поскольку в этом случае в дальнейшем
при сведении данных невозможно будет понять, сам ли кандидат проявил
активность или это результат прямого влияния ведущего);
□ организатор-проектировщик всей технологии (руководитель группы оценщи-
ков-ассессоров) — центральная фигура, несущая персональную ответствен
ность за точность соблюдения всех организационных и процедурных момен
тов и качество полученных результатов, своего рода «главный диспетчер,
координатор и технолог».
Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
Каков алгоритм создания и реализации проекта по оценке персонала методом Ассессмент-центра?
Несмотря на сложность подготовки и проведения ассессмента, знание основных элементов его создания и реализации может быть исключительно полезно менеджеру по персоналу компании для работы по подбору кандидатов на вакантную должность, деловой оценки сотрудников, составления программ развития профессиональных навыков и личностных качеств, управления карьерой и формирования кадрового резерва компании.
Ниже представлены основные этапы разработки и проведения ассессмента на примере работы консалтинговой группы «ASES» (под руководством Е. А. Могилёв-кина), специализирующейся на деловой оценке персонала в одной из крупных дальневосточных компаний со многими филиалами по России (профиль — производство и торговля продуктами питания).
1. Собеседование с заказчиком ассессмента — руководителем компании и топ-
менеджерами.
Первый этап — уточнение целей оценки, требований заказчика к кандидатам, хода всей программы оценки, описание результатов и области их применения. В данном случае сотрудник организации, являющийся внутренним тренером и выполняющий часть функций менеджера по персоналу, с помощью кадрового агентства провел предварительный отбор кандидатов на должность супервайзера с последующим быстрым карьерным ростом до директора филиала в другом городе и включением его в команду топ-менеджеров компании. Руководство фирмы, заказавшее ассессмент, интересовала, прежде всего, оценка карьерного потенциала претендентов. При этом первичная оценка деловых качеств и карьерного потенциала кандидатов была проведена до ассессмента, и ее результаты учитывались в дальнейшем.
2. Анализ деятельности требуемого специалиста и выбор фрагментов деятель
ности для оценки.
По итогам ряда собеседований с руководителем компании, топ-менеджерами и внутренним тренером из всего многообразия были выявлены основные фрагменты деятельности требуемого специалиста:
1) организация на новом месте филиала компании;
2) создание собственной команды торговых представителей;
3) сохранение стратегии и идеологии развития компании, особенностей ее
корпоративной культуры на новом месте.
3. Составление профиля корпоративных компетенций.
На этом этапе организаторы технологии ассессмента, на основании собеседований с представителями компании и пользуясь 10-летним опытом проведения ассессмента по оценке топ-менеджеров, составили профиль корпоративных компетенций. Руководство фирмы особый акцент делало на интеллектуальном и организационно-управленческом блоке качеств.
В итоге в число оцениваемых компетенций вошли:
□ системность, динамичность и гибкость мышления,
"^
2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
□ умение работать в проектном режиме,
О руководство группой,
О презентационные навыки,
О стрессоустойчивость,
О готовность к обучению,
П мотивация достижения,
□ лояльность компании.
4. Подбор поведенческих индикаторов.
Для каждой компетенции были разработаны свои поведенческие индикаторы — такие характеристики, которые можно наблюдать в ходе различных процедур, оценивать и сравнивать. Поведенческие индикаторы с краткими пояснениями заносятся в специальные оценочные формы (бланки наблюдения). В таблице 20 приведены оцениваемые корпоративные компетенции и соответствующие им поведенческие индикаторы.
5. Формирование комплекса диагностических инструментов.
Принимается решение об использовании набора методов диагностики в соответствии с выработанными поведенческими индикаторами. При этом важно учитывать ведущие принципы ассессмента — один и тот же метод применяется для оценки различных компетенций, и одна и та же компетенция (для повышения надежности и точности) оценивается разными методами.
6. Подготовка экспертов-оценщиков.
Для проведения ассессмента были привлечены, помимо руководителя программы, два специалиста с базовым психологическим образованием, прошедшие специализированную подготовку, а также топ-менеджер компании, непосредственно отвечающий за отбор требуемого кандидата. Включение представителя фирмы в оценочные процедуры — момент тонкий и требующий особого комментария. Некоторые специалисты считают, что при оценке топ-менеджеров недопустимо присутствие представителей организации, чтобы их мнение не повлияло на результат. Другие эксперты, наоборот, утверждают, что претендент должен как можно быстрее «влиться» в команду, поэтому сотрудникам компании-заказчика необходимо участвовать в процессе оценки во время кадровых интервью, групповых дискуссиях и т. д.
В приведенном случае включение топ-менеджера компании в процедуру стрессового интервью позволило обогатить вопросы рабочими ситуациями, связанными со спецификой деятельности организации, нюансами, которые достаточно трудно выявить на предварительном этапе даже при самом тщательном анализе деятельности фирмы.
7. Составление итогового отчета.
По итогам проведения оценочных процедур был составлен отчет, включающий бланк с фиксированными оценками кандидатов по всем корпоративным компетен-
5 Зак. 4139
Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
циям, выводы о целесообразности их работы в требуемой должности, рекомендации по дальнейшему развитию делового и личностного потенциала оцениваемых. В рассматриваемой ситуации проведения ассессмента руководство проявило заинтересованность во всех кандидатах, только должности для каждого планировались уже с учетом результатов оценки. При этом все претенденты прошли собеседование с руководителем, в ходе которого проявили одно из ключевых качеств — лояльность руководству компании, умение быстро находить общий язык, способность точно понять, что от них требуется и в чем специфика работы в данной компании и при данном стиле управления.
8. Персональная обратная связь для участников оценки.
После доведения результатов ассессмента до руководства компании с каждым из кандидатов была проведена персональная обратная связь, в ходе которой были не только раскрыты деловые и личностные особенности кандидатов, проявленные в ходе оценки, но и даны рекомендации по дальнейшему развитию их карьеры.
Этот этап исключительно важен с точки зрения снятия психологического напряжения, неизбежно возникающего при проведении любой оценки. Подобная обратная связь превращает технологию из собственно оценочной в развивающую, поскольку внимание кандидатов обращается на те качества, которые необходимо развивать. Также рекомендуются направления обучения, переподготовки или повышения квалификации. Тем самым выполняется своего рода профессиональное кредо отечественных ассессоров школы Т. Ю. Базарова (2003), одного из первых специалистов, внедривших ассессмент в практику деловой оценки персонала в России: оценка «для развития», а не «для фактического диагноза».