Арт-методы в семейном консультировании и психотерапии 3 страница

Рассказ по рисунку «Если бы у меня была волшебная палочка, я бы превратилась в...»

Люба нарисовала себя и сказала: «Я осталась бы человеком. Но тем, который лучше меня». П с и х о л о г: «А чем лучше?» Люба: «Он честный — не врет, всю правду говорит. Красивый, стройный — на нем платья, брюки хорошо сидят. Черные волосы, смуглая кожа — это красиво, как загорелая. Он добрый — людям дает, помогает».

Рассказ по рисунку «Сон, который меня вз во л но вал» (рис. 8.20).

Люба: «Перед рождением Верочки снилось, что мама один раз на руках девочку держала, один раз — мальчика. Хотелось узнать, кто родится? Маме снилось — что братик, По-линке — что сестричка. Сначала хотела сестричку, потом братика». Психолог: «Если бы родился братик, что бы было?» Люба: «Братик бы меня защищал, когда вырос — в обиду бы не давал». П с и х о л о г: «А когда сестричка вырастет, что будет?» Люба: «Друг другу будем помогать». Психолог: «Кто будет больше помогать?» Люба: «Я, я же старше». Психолог: «А кем лучше быть, старшей или младшей?» Люба: «Старшей. Быстрее вырастешь, школу закончишь. С Верочкой можно возиться — она же не может».

Рассказ по рисунку «Я б о юс ь» (рис. 8.21).

Люба: «Я смерти боюсь. Это крышка от гроба, а в гробу — я». Психолог: «Чего ты еще боишься?» Люба: «Боюсь смерти близких и своей. Вдруг ты есть, а потом тебя нет. По телевизору все время об убийствах рассказывают. У меня двоюродная бабушка вчера умерла. И у Полинки папа умер четыре года назад. От сердца. Жалко было Полинку». Психолог: «Ты думаешь, что можешь умереть?» Люба: «Не думаю, я маленькая, у меня долгая жизнь. Хотя надо быть осторожней». П с и х о л о г: «А что надо делать, чтобы не думать о смерти?» Люба: «Уроки, книжку веселую почитать».

Психолог: «Чего ты еще боишься?» Люба: «Болезней тяжелых — воспаления легких. От родителей больше, чем на полгода, улететь. Что Верка заболеет. Она маленькая, ей болеть нельзя. Непонятно, как лечить. Все переживать будут, за нее бояться. Что мама и папа надолго уедут, я по ним скучать буду. Грустно, хочется позвонить, с ними встретиться. Не хочу, чтобы бабушка и дедушка болели. Двоек боюсь». — «Что для тебя означают двойки?» Люба: «Это значит, что ты не знаешь того, что другие знают. Значит, что я неграмотная. Считать не умею. Неответственная. Плохая. Дети с тобой не хотят общаться. Родители говорят, что двойку надо исправить. Плохо, грустно, надо исправлять». Психолог: «Еще чего ты боишься?» Люба: «Боюсь стать плохим человеком — нечестной, недоброй, злой. Боюсь плохого отношения к себе. Родители плохо относятся, когда не говорю правду. Подружка Полинка тоже». Психолог: «Что ты в этот момент чувствуешь?» Люба: «Я злюсь на всех. Хочется что-то недоброе сказать. Подраться — нельзя. Бить, ругаться — нельзя. Можно только сказать: "Дура, блин!" или: "Идиот"».

арт-методы в семейном консультировании и психотерапии 3 страница - student2.ru

Рассказ по рисунку «Я в к л ас с е» (рис. 8.22).

Люба нарисовала последовательно Кристину, Лину, Мадю и себя. Люба: «Я дружу с Кристиной, Линой и Мадиной. Мы всегда ходим вчетвером. Иногда ссоримся, когда что-то не поделили». Психолог: «Кто у вас самый главный?» Люба: «Самая главная — Мади-на. С ней всем хочется дружить. Она красивая, добрая, может нагрубить». Психолог: «Чем она тебе нравится?» Люба: «Красивая. Я не такая. Стрижка у нее красивая. Квартира большая, пять комнат. Она богаче, но это далеко не главное. Можно быть без счастья, но с деньгами, без денег, но счастливым». Психолог: «Так кто говорит?» Люба: «Мама».

Рассказ по рисунку «Мне 25 лет, я взрослая и работаю на своей работе»

Психолог: «Кем ты тут работаешь? Ты — какая?» Люба: «Я юрист-адвокат. У меня длинные волосы. Большие глаза». Психолог: «Зачем быть юристом?» Люба: «Чтобы людей защищать. Денег много платят. Положение в обществе. Хорошо к юристам относятся, они честные». Психолог: «Ты замужем?» Люба: «Да. Живу с мужем-бизнесменом». Психолог: «Где вы с ним познакомились?» Люба: «В институте познакомились. У него два образования — юрист и бизнесмен. Недвижимостью занимается, квартиры продает». Психолог: «Дети у вас есть?» Люба: «Девочка у нас, Вера. Потом будет еще один ребенок, тоже девочка». Психолог: «Какая у вас квартира?» Люба: «Квартира большая — четыре комнаты. Дача — двухэтажный дом. Летом ездим на юг, на море. Или на даче». Психолог: «Кто к вам в гости приезжает?» Люба: «Коллеги, друзья. Его мама, моя мама, родители, Верочка». Психолог: «Что самое хорошее в твоей жизни?» Люба: «Хорошо, что есть семья, ребенок. Что родители живы, здоровы и счастливы».

Рисунки и рассказы Любы обнаруживают несколько значимых для девочки тем. Первая из них — это неудовлетворенность своим положением в семье. На рисунке семьи Люба себя не изобразила, хотя ей бы этого очень хотелось. На социограммах рисовала себя самой последней, несмотря на заявление, что все члены семьи должны располагаться «по старшинству» и она бы шла за мамой, перед сестренкой Верой. Можно предположить, что после рождения в семье второго ребенка маленькая Вера находится в центре внимания родителей, а Люба не только отошла на задний план, но даже мешает («ей не понравилось в лагере, все время просилась домой»).

Второй важный момент — это неудовлетворенность Любы своими отношениями с мамой. И на рисунке семьи, и на социограммах Люба ни разу не оказалась рядом с ней. Однако на картинке «То, чего я хочу» она отдыхает на море именно с мамой, оставив сестренку Веру и папу дома.

Третье, что бросается в глаза, — это представления Любы о себе, как о человеке нечестном, некрасивом, недобром, безответственном, а потому — плохом. Любу отличают низкие самооценка и самоуважение. В то же время известно, что у детей эти психологические характеристики формируются путем некритичного усвоения оценок других людей, отражающих их требования к ребенку. Плохо Любу оценивает ее мама, которая утверждает, что дочь «врет, не говорит родителям о плохих отметках», «не раскрывает маме душу, не рассказала, что в лагере ночью все конфеты съела сама, с ребятами не поделилась». Положение Любы усугубляется тем, что мама для нее является самым значимым объектом, ее установки Люба принимает на веру (вспомним высказывание девочки, которое на самом деле принадлежит маме: «можно быть без счастья, но с деньгами, без денег, но счастливым»)-

Следует думать, что если мама не приблизит ее к себе и не изменит свою воспитательскую практику, низкие самооценка и самоуважение у Любы станут устойчивыми, что может привести к невротизации ее личности.

Четвертый важный момент связан с глубинными переживаниями Любы, которые она скрывает от родителей, поскольку им, в связи с рождением сестренки, не до нее. Девочку беспокоит страх собственной смерти и страх смерти близких людей. Она тревожится за здоровье маленькой Веры, бабушки и дедушки. И очень боится разлуки со своими родителями1.

Последнее, на что хочется обратить внимание, — это защитное поведение Любы по типу компенсации, связанное с эмоциональным отвержением со стороны мамы и постоянным чувством тревоги. Здесь уместно вспомнить работы Карен Хорни, которая отмечала — все, что нарушает безопасность ребенка в отношениях с родителями, порождает тревогу. Только знание того, что мама его очень любит, делает человека более уверенным и позволяет ему проще справляться с имеющимися у него недостатками. В противном случае, у тревожного, не чувствующего себя в безопасности ребенка неизбежно развиваются разнообразные компенсаторные стратегии для того, чтобы совладать с чувством изоляции и беспомощности. Он может становиться враждебным, желая расплатиться с теми, кто его отвергал или дурно к нему относился, или же сверхпослушным, чтобы вернуть любовь, потерю которой он чувствует. Добиваясь любви, он иногда старается подкупить других, начинает лгать или пользоваться угрозами. Он может погрязнуть в жалости к себе, чтобы завоевать сочувствие. Еще одна стратегия такого ребенка — поиск власти над другими, с помощью которой он компенсирует чувство беспомощности, находит выход для враждебности и оказывается способен эксплуатировать людей. Возможно также обращение агрессии вовнутрь и самоуничижение. Различные стратегии используются ребенком с большей или меньшей долей постоянства, но, закрепляясь, конкретная стратегия может приобрести характер потребности (Холл С, Линдсей Г., 1997).

Невозможность удовлетворить базисные потребности в безопасности, защищенности, любви и привязанности, которые должна реализовывать семья, рождают в душе у Любы тревогу и превращают ее в «идентифицированного пациента» — члена семьи, который своим поведением (скрытность, ложь, капризы) сигнализирует окружающим и, прежде всего родителям, о возникшем семейном неблагополучии. Если Любе не удастся получить желаемое в семье, в отношениях с мамой, то ей придется утверждаться в другой сфере, например в группе сверстников. Похоже, неосознанно девочка уже выбрала другой значимый объект для подражания, школьную подругу Мадину — красивую, добрую, умеющую нагрубить, богатую, с большой квартирой из пяти комнат.

Чем объяснить отношение мамы к Любе как к плохой и недостойной девочке? Ответ на этот вопрос позволяют дать результаты психологического исследования мамы.

Изучение психофизического состояния мамы с помощью восьмицветного теста М. Люшера обнаружило активно-зависимую позицию, противоречивое сочета-

' Последующий разговор с мамой выявилследующий факт:от года до трех лет Люба жила в городе Фруизе у бабушки и дедушки по линии мамы, отдельно от своих родителей.

ние чувства собственного достоинства и болезненного самолюбия с ориентировкой на мнение значимых других, стремление укрепить неустойчивую самооценку, сохранить собственную индивидуальность, тенденцию к уходу от непонимания в мир внутренний переживаний.

По данным Гиссенского личностного опросника, Любина мама оценивает себя как человека депрессивного, робкого, зависимого, самокритичного, послушного, доверчивого, с избыточным контролем над собой, правдивого до фанатичности с отсутствием склонности к легкомысленному беззаботному поведению. Несмотря на хорошие социальные способности, она не уверена в своей положительной социальной репутации.

По результатам опросника «ИЖС» (Психологическая диагностика..., 1998), ее жизненный стиль отличает неумение сдерживать беспокойство и страх, возможность развития панических состояний.

И наконец, исследование с помощью опросника АСВ показало, что воспитанию дочери мама уделяет много времени, сил, внимания, стараясь взять на себя многие из ее обязанностей. Для мамы характерны требования-запреты — она склонна ограничивать свободу Любы, так как боится последствий ее самостоятельности. Однако стиль воспитания очень неустойчивый, в нем строгость чередуется с либеральностью, значительное внимание — с эмоциональным отвержением. Таким образом, стиль воспитания мамы можно оценить как доминирующую гиперпротекцию — желание контролировать своего ребенка во всем, даже в его мыслях и чувствах. В этой связи очень показательной является жалоба мамы на то, что Люба «не раскрывает душу, не рассказала, что в лагере ночью все конфеты съела сама, с ребятами не поделилась — это я от Полины только узнала». Оказалось, что мама специально звонила Любиной подруге Полине и выясняла, как ее дочка вела себя в лагере.

Профиль личности Любиной мамы по четырем из шести шкал Гиссенского теста (отрицательное представление о своей социальной репутации, избыточный контроль над собой, депрессивность, доверчивость) соответствует профилю больных неврозами. Это указывает на вероятность проявления в рассматриваемом случае сквозной психологической проблемы по типу патологизирующего семейного наследования, связывающего три поколения семьи: дочку, маму и, как выяснилось в дальнейшей работе с семьей, маминых родителей. Согласно исследованиям Э. Г. Эйдемиллера, в основе патологизирующего семейного наследования, характерного для трех поколений в семьях больных неврозами, лежит эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц в отношении членов семьи, находящихся от них в зависимом положении (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999). Вследствие этого определенные семейные функции оказываются нарушенными и возникают предпосылки для возникновения горизонтальных и вертикальных стрессоров и формирования семейной роли «носителя симптома».

Можно видеть, что использование метода серийных рисунков и рассказов в сочетании с психодиагностикой позволило в данном случае установить семейный диагноз — выявить нарушения, которые способствуют возникновению и сохранению у одного или нескольких родственников трудностей в повседневной жизни и (или) нервно-психических расстройств.

Случай Лены Т.

На прием к психологу пришла семья, состоящая из мамы 39 лет (специальность — юрист), папы 43 лет (специальность — медиадизайнер) и дочери Лены 10,5 лет, ученицы пятого класса средней школы.

Накануне, договариваясь по телефону о консультации, мама сказала, что у Лены страхи и поэтому она отказалась ходить в школу. В поликлинике невропатолог поставил девочке диагноз «невроз» и посоветовал лечиться у психотерапевта. В настоящее время бабушка водит девочку к нему на занятия. Необходимость консультации у психолога мама объяснила своим желанием лучше понять, что случилось с ее дочкой и действительно ли у нее невроз.

Перечень заданий с инструкциями Диалог по результатам выполнения заданий Комментарии психолога
Рисунок: «Автопортрет» / (рис. 8.23). Инструкция:«Нарисуй, пожалуйста, свой портрет» /Психолог (П.):«Расскажи, какая тыздесь, на рисунке, какое у тебя настроение, о чем думаешь, что чувствуешь?» Лена (Л.):«Настроение хорошее». П.: «Хорошее — почему?» — «В компьютер буду играть вместе с папой». П.: «Ну и что?» Л.: «Хорошо сыграю в червяков». П.: «Кто выиграет?» Л.: «Я у папы вряд ли выиграю». П.: «У папы не выиграешь анастроение хорошее. Это как?» Л.: «Нравится играть, сама игра нравится» Для своего портрета Лена использовала весь альбомный лист. Детали своего лица она тщательно прорисовала. Это говорит о самопринятии исамоуважении Из диалога следует, что у папы и дочери есть совместная деятельность — компьютерные игры. Они поднимают Лене настроение, несмотря на то что в свой выигрыш она не верит (признак низкого уровня притязаний). Лене хорошо от самого процесса игры
Рисунок: «Моя семья» (рис. 8.24). Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью» П.: «Что вы тут, на рисунке, делаете?» Л.: «Здесь все стоят — фотографируются». П.: «О чем выдумаете, какое у вас тут настроение?» Л.: «Папа думает: «Надо дальше отойти отфотографа». Он сам знает, как хорошо фотографировать. Вдруг тот фотограф не очень опытный, а папа опытный». П.: «Какое у папы настроение?» Л.: «Серьезное настроение». П.: «А мама о чем думает?» Л.: «Мама — чтобы хорошо получиться на фотографии». П.: «Что для этого надо делать?» Л.: «Не корчить рожи. У нее хорошее настроение». П.: «А бабушка очем думает?» Л.: «Бабушка думает, чтобы эту фотографию послать брату в Самару». П.: «Зачем?» Л.: «Показать, какая она на фото». П.: «Какое у нее настроение?» Л.: «Веселое». П.: «А Лена тут, на рисунке, о чем думает?» Л.: «Лена думает, как бы Ка-почка вышел па фотографии посмешней. Он всех смешит». П.:«Какое у тебя здесь настроение?» Л.: «Хорошее» На рисунке изображены все члены семьи и наравне с ними — собака. Собака смотрит на Лену, Лена думает о собаке — и это указывает па особое значение Капы в жизни девочки

арт-методы в семейном консультировании и психотерапии 3 страница - student2.ru

Рис. 8.23.Рисунок Лены Т. «Автопортрет»

Перечень заданий с инструкциями Диалог по результатам выполнения заданий Комментарии психолога
Рисунок: «То, о чем я мечтаю» (рис. 8.25). Инструкция:«Нарисуй рисунок "То, о чем я мечтаю"» П.:«Что ты тут, на рисунке, делаешь?» Л.: «Я с Капой гуляю и с Капочкиным сыном». П. (указывая на рисунок): «А это что?» Л.: «Здесь домик, горы». П.: «С кем тыв домике живешь?» Л.: «С мамой и папой». П.: «Зачем тебе здесь жить?» Л.: «Красиво, можно лазать по горам. Сделать подземные ходы, по ним ходить. Тепло, хорошо, красиво». П.: «Откуда ты знаешь?» Л.: «Папа там был, говорил. Никого вокруг нет. Только олени и орлы». П.: «Как тебе здесь на душе?» Л.: «Весело. Хорошо». П.: «А бабушка где?» Л.: «В доме. Хорошо, когда все» Лена мечтает уехать от людей в горы, туда, где никого нет. Когда чужих не будет, у нее на душе будет весело. Лена собирается жить в горах с родителями и бабушкой — это показывает, что в семье ей хорошо («хорошо, когда все»). Однако рисунок обнаруживает, что Лена в горах образовала и другую семью, которая состоит из ее самой, собаки Капы (родителей) и щеночка (их ребенка)

арт-методы в семейном консультировании и психотерапии 3 страница - student2.ru

Рис.8.24. Рисунок Лены Т. «Моя семья»

арт-методы в семейном консультировании и психотерапии 3 страница - student2.ru

Рис.8.25. Рисунок Лены Т. «То, о чем я мечтаю»

Перечень заданий с инструкциями Диалог по результатам выполнения заданий Комментарии психолога
Рисунок: «Если бы у меня была волшебная палочка...» (рис. 8.26). Инструкция:«Нарисуй рисунок: «Если бы у меня была волшебная палочка, я бы превратилась в...» Л.: «Ябы превратилась в орлиху». П.: «Зачем?» Л.: «Чтобы летать над горами. Красиво. Полетать — ведь человек не может летать». П.: «Какая тытут орлиха?» Л.: «Свободная, добрая, сильная, умная. Красивая». П.: «Зачем тебе быть сильной орлихой?» Л.: «Себя защищать от других орлих. Из-за рыбешки вдруг подерутся». П.: «А зачем быть свободной орлихой?» Л.: «Что, лучше в клетке сидеть, как в зоопарке?» П.: «Зачем тебе быть умной орлихой?» Л.: «Чтобы других орлих побеждать не силой, а умом» Из рисунка и рассказа следует, что значимыми, но недоступными свойствами личности для Лены являются сила, свобода и ум. В глубине души Лена чувствует, что, находясь среди других людей, она не умеет сама себя защитить, живет как в клетке и, по сравнению с другими девочками, не «блещет» умом'
Рисунок: «Я переживаю» (рис. 8.27). Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, рисунок "Я переживаю"» П.: «Расскажи, что ты тут нарисовала?» Л.: (долго молчит, не может начать рассказ, затем говорит, преодолевая сопротивление): «Папа и мама на кухне. Предлагают есть ежики». П.: «Ну и что?» Л.: «Я не хочу есть. Я сяду, чуть поем и скажу — есть не хочу». П.: «А еще почему переживаешь?» Л.: «Я за родителей и за Капочку переживаю. Что я есть не хочу. Что родители расстроятся. И что Капочка себя разлизал и у него теперь болячки» Содержание конфликта, который изобразила Лена, состоит в ее протесте против требований родителей. Из рисунка видно, что в этом противостоянии явно доминирует Лена. Она возвышается над родителями, сидящими за столом, и свой протест высказывает им прямо. Если мама в ответ пытается что-то возразить, то папа пассивно слушает. Таким образом, Лена в отношениях с родителями господствует. Молчание и трудности, которые она испытывает при описании рисунка, пытаясь перевести тему рассказа с конфликта с родителями на собаку, указывают на проявление психологической зашиты, цель которой — частично смягчить возникшее напряжение, скрыть существующие в семье отношения и сохранить свое «реноме» в глазах психолога
Рисунок: «Сон, который меня взволновал» (рис. 8.28). Инструкция:«Нарисуй теперь рисунок "Сон, который меня взволновал"» Л.: «Я гуляю с Капочкой, он убегает. И все начинают на меня накидываться — полупризраки, полулюди. Напугать хотят. Чтобы я их испугалась и убежала домой. И за Капу страшно. Что он потеряется». П.: «Сколько раз этот сон те-бе снился?» Л.: «Один раз. Давно» Рисунок и рассказ выявляют, что Лена за пределами своего дома, без поддержки семьи и собаки, сразу чувствует дискомфорт и переживает страх нападения. Это говорит о недостаточной социальной адаптации и чрезмерной зависимости от близких

1 Впоследствии мама рассказала психологу, что Лену, чтобы не травмировать, учиться не заставляют. Поэтому получает она в основном тройки.

арт-методы в семейном консультировании и психотерапии 3 страница - student2.ru

Рис. 8.26.Рисунок Лены Т. «Если бы у меня была волшебная палочка..

арт-методы в семейном консультировании и психотерапии 3 страница - student2.ru

Рис. 8.27.Рисунок Лены Т. «Я переживаю»

арт-методы в семейном консультировании и психотерапии 3 страница - student2.ru

Рис. 8.28.Рисунок Лены Т. «Сон, который меня взволновал»

арт-методы в семейном консультировании и психотерапии 3 страница - student2.ru

Рис. 8.29.Рисунок Лены Т. «Я боюсь»

арт-методы в семейном консультировании и психотерапии 3 страница - student2.ru

Рис. 8.30.Рисунок Лены Т. «Я имои друзья»

арт-методы в семейном консультировании и психотерапии 3 страница - student2.ru

Рис. 8.31.Рисунок Лены Т. «Я в классе»

Перечень заданий с инструкциями Диалог по результатам выполнения заданий Комментарии психолога
Рисунок: «Я боюсь» (рис. 8.29). Инструкция: «Нарисуй рисунок "Я боюсь"» П.:«Это кто?» Л.: «Мальчик из на-шего класса, Антон Сидоров. Из «в» перешел третьего сентября». П.: «Чего ты его боишься?» Л.: «Сидит, надвинув воротник на рот. Сразу за мной сидит». П.: «А чего ты еще боишься?» Л.: «Что хулиганы пристанут. В лифте застрять. Что старшеклассники собьют. Маньяков. Тараканов, жуков. Криков. Войны. Отвечать перед классом. Вдруг в лифт кто-то зайдет. По лестнице ходить — вдруг кто-то встретит». П.: «По лестнице в вашем подъезде?» Л.: «Да. Там тараканы, крики — кто угодно». П.: «Ты на каком этаже живешь?» Л.: «На пятом». П.: «Откуда ты знаешь, что в лифт может кто-то зайти?» Л.: «Была старая передача — девочка в лифт зашла, а маньяк с ней зашел. Запомнила. И Маша Портнова сказала — старшеклассники могут стукнуть» Страх других людей у Лены столь сильно выражен, что она боится даже своего ровесника, а не только старшеклассников, хулиганов и маньяков. Ей страшно везде за пределами семьи: в подъезде, в лифте, в классе, в школе и на улице. Это позволяет предположить низкую коммуникативную компетентность и, как следствие, — задержку развития социального интеллекта'
Рисунок: «Я и мои друзья» (рис. 8.30). Инструкция: «Нарисуй рисунок "Я и мои друзья"» П.: «Что вы тут делаете?» Л.: «Стоим». П: «Кто твои друзья?» Л.: «Валя — школьная подруга. Юля, Саша — дочки маминой подруги. Ася — сестра Юли. И Тема». П.: «Вы часто встречаетесь?» Л.: «Да мы вообще не встречаемся». П.: «А во дворе ты с кем-то встречаешься?» Л.: «Нет, во дворе не встречаемся. С Валей в школе встречаемся» Попытка исследовать отношения Лены со сверстниками обнаруживает, что, кроме одноклассницы Вали, Лена ни с кем не контактирует. В круг ее общения гипотетически входят только дети маминых подруг, с которыми на самом деле контактов HeTJ
Рисунок: «Я в классе» (рис. 8.31). Инструкция: «Нарисуй рисунок "Я в классе"» Л: «Марина Петровна нас с Валей в класс пустила и говорит: "Я уйду, а вас закрою, чтоб наши в класс не ломились. Шум. Гам". П.: «Как вам тут, в классе?» Л.: «Нормально, нам нравится. Неуютно в коридоре — все ходят, пихаются, толкаются. Не люблю быть в толпе — не вытерпливаю. В толпе — неприятно. В школе на перемене». П.: «А в классе тоже неприятно?» Л.: «В классе не так неприятно Рисунок и рассказ обнаруживают, что на перемене Лена с Валей сидят запертыми в классе с согласия классного руководителя3. Таким образом, даже в школе Лена не может приобрести хотя бы ограниченный опыт

' В беседе с мамой по результатам исследования выяснилось, что Лена в свои 10,5 лет никогда одна не выходила из квартиры на улицу, ни разу сама не ходила в школу и из школы, не гуляла. Ее всегда сопровождал кто-либо из членов семьи.

2 Мама этот рисунок прокомментировала так: «Когда Леночка родилась, мы сразу ей завели друга, собаку. Чтобы они общались. А общается Лена в Джазовой филармонии — к ней там все взрослые хорошо относятся».

3 Оказалось, что мама специально договорилась с учителем, чтобы Лену запирали в классе: «Как бы ребята ее не затолкали».

арт-методы в семейном консультировании и психотерапии 3 страница - student2.ru

Рис. 8.32.Рисунок Лены Т. «Я об этом не хочу вспоминать»

арт-методы в семейном консультировании и психотерапии 3 страница - student2.ru

Рис.8.33. Рисунок Лены Т. «Я такая довольная, я такая счастливая»

Перечень заданий с инструкциями Диалог по результатам выполнения заданий Комментарии психолога
Рисунок: «Я об этом не хочувспоминать» (рис. 8.32). Инструкция: «Рисуй: "Я об этом не хочу вспоминать"» Л.:«Не хочу вспоминать, как до меня Петя дотронулся». П.: «Дотронулся — ну ичто?» Л.: «Неприятно — то, что он до меня дотронулся, а Катя засмеялась. Не люблю, когда смеются. Не люблю, когда дотрагиваются». П.: «Что тогда хочется сделать?» Л.: «Убежать хочется, домой позвонить» Рассказ по рисунку выявляет впечатлительность, чувствительность и ранимость Лены, которые, по-видимому, сформировались под влиянием комфортной и даже изнеживающей обстановки в семье, всячески ограждающей ее от проблем и трудностей окружающей действительности
Рисунок: «Я такая довольная, я такая счастливая» (рис. 8.33). Инструкция:«Нарисуй рисунок" Я такая довольная, я такая счастливая"» П.: «Что вы тут делаете?» Л.: «Новый диск с папой в компьютер вставили. Я рада, счастлива — буду играть в новую игру». П.: «Когда тебе плохо на душе, ты что делаешь?» Л.: «К бабушке иду в комнату. Телевизор смотрю. Компьютер включаю, играю. Придумываю клуб для червяков — одни задают вопросы, другие дают ответы» Рисунок подтверждает, что от тревожащего мира Лену спасает семья. Папа с ней играет, бабушка утешает, телевизор и компьютер развлекают. А общаться можно и с червяками — виртуальными персонажами
Рисунок: «Мне 25 лет, я взрослая и работаю на своей работе» (рис. 8.34). Инструкция:«Пожалуйста, нарисуй последний рисунок: "Мне 25 лет, я взрослая и работаю на своей работе"» Л.: «Я веду программу новостей на НТВ — как Миткова». П.: «Какая ты тут, на рисунке?» Л.: «Серьезная. Говорливая. Добрая. Красивая. Умная». П.: «Ты в институте училась?» Л.: «Кончила институт журналистики». П.: «Ты замужем?» Л.: «Не замужем». П.: «А когда выйдешь?» Л.: «В 26 лет». П.: «Какой у тебя будет муж?» Л.: «Да какой будет». П.: «А дети будут?» Л.: «Одна девочка». П.: «Как ее будут звать?» Л.: «Лада». П.: «С кем твоя семья будет жить?» Л.: «С мамой, папой, бабушкой. И собака будет — шотландский терьер». Рисунок и рассказ показывают, что свое профессиональное будущее Лена связывает с работой в «телевизоре». Образно говоря, она будет сидеть в «ящике-клетке, не доступная для других людей». Свою семейную жизнь Лена не мыслит вне мамы, папы, бабушки и собаки, хотя и включает в нее мужа («какой будет») и ребенка

При встрече из короткой общей беседы с членами семьи стало ясно, что у Лены действительно появился страх ходить в школу. Девочка боится, что дети будут дотрагиваться до нее и смеяться над ней. Такой эпизод уже был, когда Петя дотронулся, а Катя засмеялась. Сразу после этого у Лены заболела голова, и она тут же из учительской позвонила бабушке, чтобы ее забрали из школы. Сейчас Лена туда не ходит, жалуется на головную боль, отказалась спать в одной комнате с бабушкой, спит с мамой.

Мама рассказала своей беседе с учительницей — договаривалась, чтобы Лену пересадили. Долго убеждала дочку вернуться в школу, обещала, что все будет хорошо. Однако Лена на уговоры не поддалась.

Папа прокомментировал это так: «Придумывает, что ей навредят. Очень заботится о здоровье».

Психолог предложила Лене порисовать. Родителям в это время было дано задание — пройти психодиагностическое обследование. На вопрос консультанта: «Ты как хочешь, чтобы папа и мама сидели в нашей комнате или перешли работать в другую?» — Лена сразу ответила: «Пусть сидят в нашей». Родители расположились в конце комнаты, за спиной у

арт-методы в семейном консультировании и психотерапии 3 страница - student2.ru

Рис. 8.34.Рисунок Лены Т. «Мне 25 лет, я взрослая и работаю на своей работе»

Лены, и она в течение всей консультации периодически оглядывалась, чтобы убедиться, что они никуда не ушли.

Приводим перечень заданий с инструкциями, рисунки Лены, стенограмму общения психолога с девочкой (выделив ключевые для последующего обсуждения слова) и комментарии к тем фактам, которые важны для постановки семейного диагноза.

Подводя итоги содержания рисунков и рассказов Лены, можно акцентировать два следующих момента.

Наши рекомендации