Тема 1. Психология как наука. Предмет и методы психологии
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Методические указания
для подготовки к семинарским и практическим занятиям
для студентов технических специальностей очной
формы обучения
Нижний Новгород 2008
Составитель Н.И. Смаковская
УДК 159.9 + 37
Психология и педагогика:методические указания к семинарским и практическим занятиям для студентов технических специальностей очной формы обучения /НГТУ им. Р.Е. Алексеева; Сост. Н.И.Смаковская. –
Н. Новгород, 2008. -28 с.
Настоящие методические указания содержат описание тематики семинарских и практических занятий, вопросы и задания к ним, список необходимой литературы, а также вопросы к зачету по курсу и темы рефератов.
Научный редактор канд. филос.наук, доц. И.Н.Терентьева
Редактор В.И.Бондарь
Подписано в печать 08. Формат 60х84 1/16. Бумага газетная.
Печать офсетная. Усл. печ.л. 1,8. Уч.-изд.л. 1,3. Тираж 350 экз. Заказ .
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева. Типография НГТУ им. Р.Е.Алексеева. 603950, Н.Новгород, ул. Минина, 24.
© Нижегородский государственный технический университет им.Р.И.Алексеева, 2008
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебный курс «Психология и педагогика» для студентов технических специальностей интегрирован в комплекс дисциплин гуманитарного направления подготовки современного специалиста. Актуальность данного курса обусловлена гуманитаризацией образования и воспитания, соотношением естественно-научного и гуманитарного знания, а также многоаспектностью проблем и задач, стоящих перед современным специалистом.
Структура курса включает два раздела. Первый раздел дает представление о предмете и методах психологии, психике и категориях психологического знания, об индивидуальных особенностях личности и межличностных отношениях. Второй раздел посвящен содержанию воспитательного процесса, дидактике как теории образования и обучения, а также общим принципам обучения. Таким образом, рассмотрение основных разделов курса ориентировано на усвоение общих психологических и педагогических понятий и принципов, специфики предметов и на формирование у студентов представлений о многообразии психолого-педагогических проблем.
Курс предполагает знакомство с теоретическими и практическими исследованиями отечественных и зарубежных авторов. Поощряется активная самостоятельная работа студентов, которая находит выражение в творческом поиске ответов на возникающие вопросы, генерировании и проверке разнообразных предположений, написании рефератов или эссе, выступлении с докладом на семинаре (по выбору).
Цели и задачи курса
Цели учебного курса «Психология и педагогика» :
1. Раскрытие значения психологических и педагогических знаний как важной профессионально-личностной составляющей в деятельности современного специалиста.
2. Формирование и развитие у студентов навыков и умений решения конкретных психолого-педагогических задач в сфере профессиональной деятельности, коммуникативной компетентности в целом.
Задачи курса «Психология и педагогика»:
1. Познакомить студентов с современными психологическими и педагогическими научными представлениями.
2. Изучить содержание основных понятий психологии и педагогики, сформировать у студентов практические умения по отбору и преобразованию информации с учетом ее психологических особенностей и закономерностей.
3. Познакомить студентов с психологическими эффектами и методами установления эффективной коммуникации.
4. Обозначить аспекты внедрения психолого-педагогических знаний в практические формы профессиональной деятельности.
Ожидаемые результаты уровня подготовленности студента по курсу
«Психология и педагогика»
Студенты должны иметь представление:
о месте и роли психологии и педагогики в системе
профессиональной деятельности специалиста;
о содержании предмета психологии и педагогики как сложного и
многоаспектного явления, характеризующегося специфическими
параметрами;
о методологических, теоретических, профессиональных
закономерностях деятельности современного специалиста, его
мировоззрении, нравственно-этическом воспитании и
профессиональной культуре.
Студенты должны уметь:
определить предмет и методы психологии и педагогики;
охарактеризовать психологические и педагогические теории
отечественных и зарубежных ученых;
дать определения основных понятий и категорий психологии и
педагогики; социально-психологических эффектов и методов
межличностной коммуникации и логики их применения в процессе управления массовым сознанием;
оперировать понятиями и категориями, усвоенными в процессе
изучения курса «Психология и педагогика».
Студенты должны иметь навыки:
установления причинно-следственных связей между основными
психологическими и педагогическими понятиями, категориями в
теории и на практике;
выявления особенностей применения тех или иных принципов,
методов, приемов психолого-педагогического воздействия в
межличностной коммуникации;
анализирования проблем коммуникации, находить оптимальные
пути их решения;
конспектирования, аннотирования и реферирования изучаемой
литературы, публичного выступления, аргументированного
отстаивания своей точки зрения в условиях семинарских и
практических занятий.
Распределение часов лекционных и практических занятий по темам
№ п/п | Тема | Лекции | Семи- нары | Самост. работа |
№ п/п предполагает решение комплекса задач: | Психология | |||
Психология как наука. Предмет и методы психологии | ||||
Соотношение объективной и субъективной реальности: чувственные и рациональные формы освоения действительности | ||||
Психологическая теория деятельности | ||||
Психология личности. Общее и индивидуальное в человеке | ||||
Современные психологические теории личности | ||||
Эмоционально-волевая регуляция личности | ||||
Психологическое содержание и методы установления межличностных отношений | ||||
Психологическая характеристика личности | ||||
Педагогика | ||||
Цели и идеалы образования. Сущность и содержание воспитательного процесса | ||||
Принципы и содержание семейного воспитания | - | - | ||
Дидактика как теория образования и обучения. Общие принципы обучения | ||||
Педагогические технологии. Формы организации учебной деятельности | - | - | ||
ИТОГО |
П С И Х О Л О Г И Я
Тема 1. Психология как наука. Предмет и методы психологии
1. Психология как наука. Этапы развития психологического знания.
2. Развитие психики и сознания.
3. Место психологии в системе наук.
Ключевые понятия
Психология, методы психологического исследования (наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование), отрасли психологии, психика, мозг, сознание.
Контрольные вопросы
· Определите предмет и задачи психологии.
· Представьте основные значения термина «психология».
· Место психологии в системе наук. Предложите графическую модель системы и обоснуйте ее.
· Каковы отрасли психологического знания?
· Представьте характеристику этапов развития психологического знания.
· Определите методы психологии, их позитивные возможности и
недостатки.
· Предложите схематичную модель развития психики и сознания.
· Определите понятия «психика» и «сознание».
Проблемные вопросы
Философ Э.В.Ильенков в своей работе «С чего начинается личность?» приводит следующие рассуждения: «Знание особенностей мозга человека не раскроет нам тайны его личности. Наличие медицински нормального мозга – это одна из материальных предпосылок личности, но никак не сама личность… Личность без мозга быть не может, а мозг без намёка на личность…бывает. Личность – чисто социальное, а вовсе не естественно-природное образование; чтобы понять, как она образуется, нужно
исследовать события, совершающиеся не внутри органики индивида, а в «пространстве» общественных отношений, в социально детерминированных его деяниях».
Со всеми ли высказываниями философа Вы согласны? Ответ аргументируйте.