Вопрос № 10 Деятельностные концепции воли
Л.С. Выготский.
Воля – это способность, как всякая высшая психическая функция, возникает из первоначальных различных отношений между ребенком и взрослым.
В последствии отношения руководства – подчинения интегрируются и преобразуются в руководство самим собой, он овладевает собственным поведением, если рассматривать эту способность в ситуации сложного конфликта, то успешное разрешение его означает подчинение самоприказу.
Главной функцией людей является усиление мотивации и усовершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом побуждения к действиям является сознательное изменение смысла действия.
Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов, преднамеренность умственных усилий.
Волевое действие всегда связано с осознанием цели деятельности, ее значимости с подчинением этой цели выполняемых действий. В тоже время возникает необходимость придать какой – нибудь цели особый смысл, в этом смысле регуляция деятельности сводиться к тому, чтобы отыскать смысл, повышенную ценность данного действия, в другом случае бывает необходимость найти дополнительный стимул, для доведения до конца уже начатой деятельности. В 3 случае целью может стать научение чему – либо и волевой характер приобретает действия связанные с учением.
Иванников.
Исходная функцией в концепции Иванникова - идея о том, что воля нужна именно в тех случаях, когда не хватает побудительной силы мотива., он устанавливает смысловую связь требуемого действия с более сильным мотивом.
Обе концепции отличаются одним общим свойством, они ограничивают анализ феномена воли, уровнем действий.
Ф.Е. Василюк
Воля – это орган целостной личности человека.
Функционирование данного органа служит не отдельной деятельности, а на протяжении всей жизни человека, реализацией жизненного замысла, при столкновении с реальной действительностью неизбежно возникает необходимость оценки и переоценки мотивов, их взвешиванию и соподчинению, осознанию и удержанию собственных ценностей и смысла образованию – эту работу и выполняет воля.
3 основных положения:
1. Воля на уровне личности обнаруживает себя силой мотивов.
2. Эта сила концентрируется в процессе и в результате ценностного развития личности, т.е. превращение ценностей в статус ведущих мотивов.
3. Для волевой личности, проблемы выбора или борьбы мотивов, перестают быть актуальными.
Воля – это преодоление борьбы мотивов.
Вопрос №11 Теория «самодетерминации» Р. Райена и Э. Дейси.
Самодетерминации теория - психологическая теория, разработанная американскими психологами Э. Дейси и Р. Райаном. С. т. постулирует, что человек способен ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора, несмотря на объективные ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных процессов. Если с самого детства условия существования ребенка способствуют предоставлению ему свободы выбора активности, области интересов, если они предоставляют широкий диапазон возможностей без наложения ненужных ограничений, то все это способствует тому, что ребенок, а впоследствии и взрослый, становится здоровой и полноценной личностью. Подмена выбора самого человека требованиями извне - одна из причин возникновения психических нарушений.
Ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностных процессов определяется как самодетерминация, или автономия.
Самодетерминация - это врожденная склонность к вовлечению в интересующее поведение, что, однако, не означает генетической предопределенности психологических особенностей человека. Скорее, ее можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Самодетерминация включена в процесс развития так, что изменение способа регуляции поведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции. Различные стадии этого процесса и степень автономности м. б. представлены в виде континуума: от внешней регуляции через интроекцию (по форме это внутренняя регуляция, но регуляторный процесс не включен в личность человека и является источником напряжения и конфликта) и идентификацию (предполагает отождествление человека с ценностями и регуляторными процессами и принятие их как своих собственных) к интеграции (регуляторные процессы ассимилированы в личность человека целиком).
Понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли, которое в С. т. понимается как способность человека выбирать на основе информации, полученной из среды и на основе процессов, происходящих внутри личности. Кроме того, с самодетерминацией связываются такие функции, как эмоции и внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация проявляется как побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления (награды или наказания).
В соответствии с особенностями развития мотивации у человека может сложиться 3 разных типа локуса каузальности. Понятие локуса каузальности отражает, на что ориентируется человек, когда ведет себя определенным образом. Человек может основываться на собственном автономном выборе - это внутренний локус каузальности, на внешних требованиях или ожидаемой награде - это внешний локус, на невозможности достижения желаемого результата к.-л. путем - это безличный локус.
В зависимости от преобладающего типа локуса каузальности выделяются 3 типа одноименных мотивационных субсистем. Мотивационная субсистема определяется как тип преобладающей в личности мотивации.
На основе критерия мотивационной субсистемы авторы строят свою типологию личностей. Тип мотивационной субсистемы в сочетании с соответствующими когнитивными, аффективными и др. психологическими характеристиками определяются как каузальная ориентация, которая м. б. внутренней (интернальной), внешней (экстернальной) или безличной. Дейси и Райан считают, что на практике у человека присутствуют все 3 типа ориентаций, а индивидуальные различия выражаются в соответствующих пропорциональных соотношениях ориентаций.
С. т. можно причислить к набирающему в США силу направлению позитивной психологии, которое нацелено на решение тех задач, которые не удалось решить гуманистической психологии, использующей при этом самые новые и современные научные методы. (О. Е. Дергачева.)