Раскройте психологические типы характеров. 10 страница
«Таким образом, – констатировал Блох, – человек связывает в круг своих ощущений это сверхъестественное воздействие со всеми другими, которые он уже испытывал и которые внушили ему чувство зависимости от одной или от многих высших сил, перед которыми он падал ниц».
Религия и секс тесно соприкасались друг с другом на протяжении развития человечества. Эдуард Мейер, один из исследователей этой взаимосвязи, считал, что человек возвел в божество то, с чем он не в силах был совладать, то есть прежде всего голод и любовь.
Религия то отвергала сексуальные отношения, то приветствовала их. Разные религии по-разному их трактовали.
В XIII веке в Юго-Восточной Азии, например, существовал религиозный обычай – лишение девственности. Жрецов Будды приносили на носилках к ожидавшим их девушкам. Каждая из них держала свечку, на свечках стояли знаки, по которым требовалось найти свою избранницу, а половой акт необходимо было успеть совершить за время, пока горит свеча. Не отсюда ли пошло выражение «я при этом свечку не держал», то есть ничего не знаю об интимной жизни других людей.
У жителей Центральной и Южной Америки, караибов, акт лишения девственности также проводился жрецами.
При многих индусских храмах существовали отряды танцовщиц. Они пользовались большим уважением, по своему положению занимали место вслед за жрецами, приносящими жертвы. Эти девушки, подобно гетерам в Греции, были единственными образованными женщинами Индии. Считалось, что они с детства обручены с божеством. И их профессия состояла в том, чтобы отдаваться любому мужчине из любой касты. Вы скажете, что это проституция? Но такая проституция не считалась позором, мало того, отдавать своих дочерей на услужение в храм было почетным для семьи.
Религиозно-половая мистика отчетливо проступала в древних религиозно-эротических празднествах. Религиозный фанатизм перерастал в изощренные половые оргии.
Блох писал: «Тот факт, что половой разврат в религиозных празднествах присущ самым разнообразным религиям всего земного шара и существовал уже в древнейшее время, показывает, что эти явления имеют общий корень с религией и что они нисколько не зависят от исторической формы того или иного исповедания. В новейшее время ответственность за подобного рода явления часто взваливалась на католицизм, но это некритическое утверждение в высшей степени несправедливо, ибо католицизм, как таковой, столько же ответствен за это, как и все другие вероисповедания».
В дальнейшем церковь, наоборот, рекомендовала половое воздержание, борьбу с плотью. В свою очередь, это привело к тому, что аскеты были заняты мыслями о сексе даже больше тех, кто не вел аскетического образа жизни, и вынужденно бежали из мира, чтобы вдали, в одиночестве избежать соблазнов. И как результат насильственного воздержания у аскетов нередко появлялись видения, галлюцинации, отравляющие их жизнь, если, конечно, у них не расцветала, по меткому замечанию Блоха, пышным цветом «жизнь фантазий и чувств» – мастурбация.
Для аскетизма характерно умерщвление плоти прежде всего путем самобичевания, подавления чувственных влечений и желаний, обезображивания половых органов и как крайняя мера – кастрация. Скопцы – кастрированные мужчины и оскопленные женщины – одна из религиозных сект.
Считалось, что колдовство вытекает из половой страсти. Колдовство, сладострастие органично переплетаются друг с другом.
Каждая религия имеет свои нормы разрешения секса. Христианство освящало моногамию, осуждало многоженство и многомужество. Церковная доктрина превозносила сексуальную чистоту, целомудрие. Превыше всего христианство ставило девственность, второе место отводилось воздержанию при вдовстве, высшим проявлением сексуальной чистоты считалось добродетельное супружество.
Церковь определяла также и правила сексуальных отношений. Молодожены воздерживались от сексуальных сношений три дня и три ночи после свадьбы. Не правда ли, хорошее правило?
В дореволюционной России развод церковь провозгласила тяжким грехом.
Но как бы ни была сильна религия, во все времена секс считался не только источником разврата, но и наслаждения.
В полицейском участке раздается телефонный звонок.
– Это полиция? Караул! Говорят из женского монастыря. Сюда залез грабитель, спасите скорее!
– Алло, кто это говорит?
– Как кто? Грабитель!
(Из криминальной хроники)
86. Верно ли, что монахи и монахини не ведут половой жизни?
Монахи и монахини дают обет безбрачия: забыть о мирской суете, стать аскетами.
По улице еле-еле идет старый Рабинович. Ему кричат:
– Рабинович, как ваше здоровье?
– Не дождетесь!
(Из любимых анекдотов автора)
87. Способствует ли половая жизнь исцелению от болезней?
Нормальная половая жизнь способствует хорошему обмену веществ в организме человека, снимает нервные стрессы, что, конечно, влияет на общее соматическое состояние.
Кафе в Париже, за столиком сидит женщина, к ней подходит мужчина:
– Мадам торопится?
– Мадам не торопится…
– Мадам выпьет чашечку кофе?
– Мадам выпьет чашечку кофе…
Пьют кофе.
– Мадам замужем?
– Мадам замужем…
– Мадам могла бы позвонить мужу и сообщить, что ее изнасиловал незнакомый мужчина?
– Мадам могла бы позвонить мужу и сообщить, что ее изнасиловал незнакомый мужчина 16 раз!
– Шестнадцать раз!
– Месье торопится?
(Из подслушанных разговоров)
88. Как с точки зрения психологии реагируют женщины на предложение войти с ними в интимную близость?
Прежде всего – два письма.
«Мне скоро 20, а я не гуляла с парнем и не целовалась. Впрочем, даже не умею, негде было научиться. И вовсе я не уродина, поверьте на слово.
Раньше училась, на личную жизнь времени не хватало. Сейчас вспомнила, что нужно замуж, да видно поздно.
Стала ходить на дискотеки. Меня провожают домой. Но я не целуюсь в подъездах. А парень думает, что он мне не нравится или что я недотрога. В конце концов плюет и уходит. А признаться, что я просто не умею целоваться, мне не хватает смелости.
Ах, как мне хотелось бы сказать сейчас вам: «Научите меня целоваться! Помогите выйти замуж!»
Татьяна С., библиотекарь, г. Бийск
Второе письмо начинается тоже с просьбы о помощи.
«Помогите В. Шахиджанян, умоляю вас!
…Однажды на пляже я познакомилась с молодым человеком. Поздно вечером он меня проводил домой. Когда мы шли, он сказал какую-то фразу на тему, что все девчонки одинаковые, всем нравятся одинаковые ласки, что «нет недающих женщин – есть плохо просящие мужчины».
Мне было очень неприятно, обидно и оскорбительно это слышать. Я не ставлю себя в один ряд с вульгарными девицами. Я пыталась с ним спорить, но он разговор замял.
На лестничной площадке моего дома он начал приставать с любовью, приговаривая, что я очень нежное, доброе создание и мне надо быть осторожней с такими замечательными качествами, так как некоторые люди строят на последних подлые деяния.
Дома у меня никого не было (папы у меня нет, а мама часто уезжает к своей новорожденной племяннице). Он попросил попить воды. Но когда мы вошли в квартиру, то я поняла, что пришел он не пить, он даже, по-моему, не притронулся к стакану с водой.
Оставила его на ночь я сама, он все говорил, что домой ему идти нельзя, что он пойдет скитаться по дворам. Мне его ужасно стало жалко, и я не прогнала.
А потом была упорная война в постели почти всю ночь и даже утро, которая окончилась его победой.
Утром я пошла в училище, он проводил меня до метро, а по дороге с довольным, ехидным выражением физиономии (не могу назвать лицом) сказал: «Вот видишь – все вы одинаковые!»
Мне было больно, очень обидно. Я шла и чуть не плакала. Я пожалела, не выгнала его (о чем сейчас ужасно сожалею), а он мало того, что сотворил, еще подхлестывает мое самолюбие.
Я никому больше не верю, никому! Как отличить искренность от фальши, любовь – от животного, слепого инстинкта?»
Наташа Г., 17 лет, учащаяся медучилища.
Р.S. Не помню, что я тогда написал в ответ Наташе Г., но через пять лет я получил от нее письмо. Она сообщала мне о своем замужестве, рождении сына, о радости жизни, благодарила за помощь.
Итак, вы хотите предложить женщине вступить с вами в интимную связь. Вы ее пригласили, она пришла. Вы говорите, зачем, мол, время тянуть, давай!
Но это примитивно и оскорбительно. Не стоит действовать по принципу «да-да, нет-нет». Гораздо интереснее превратить это в игру. Вы ее обнимаете, слушаете ее щебетание, слегка дотрагиваетесь, сильнее сжимаете, снова слушаете. Ласкаете ее руку, кладете руку на те места своего тела, которые хотите, чтобы она поласкала. Потихоньку ее возбуждаете, пока она сама не скажет: «Давай попробуем, я очень этого хочу». А вы в ответ: «Можно попробовать».
Так гораздо чище, приятнее, чем с первой же минуты требовать: «Если ты меня любишь, снимай трусы!»
Не в этом доказательство любви. Еще хуже, когда он ей говорит: «Давай сейчас, в другой раз у нас комнаты не будет». Тоже мне аргумент! Женщина должна захотеть стать вашей. Даже если она об этом не скажет, ее жесты, прерывистое дыхание помогут вам понять, готова женщина слиться с вами в одно целое или еще нет.
И помните: словами, взглядами, интонациями можно добиться от женщины большего, чем принуждением. Женщина подчинится силе, но вы упадете в ее глазах (как это случилось с другом Наташи Г.) как человек, как мужчина.
Вспомним замечательную цитату Шопенгауэра: «Превращение полового побуждения в страстную любовь есть победа сознания над волей».
Беседуют приятели, молодой и пожилой:
– Интересно, какие женщины самые преданные: блондинки или брюнетки?
– Седые!
(Из наблюдений сексологов)
89. Есть ли гормоны, понижающие половое желание?
Да, есть препараты, действующие на гормональную систему, которые могут понизить или усилить половое влечение.
К раввину приходит за советом молодой еврей.
– Ребе, я хочу жениться на дочери Розенфельда.
– Женись.
– Но она же уродина!
– Не женись.
– Зато ее отец дает за ней двадцать тысяч!
– Тогда женись.
– Ребе, но она хромая!
– Ну, не женись.
– Ребе, так какой вы мне дадите совет?
После раздумья раввин говорит:
– Знаешь что? Крестись.
– Зачем?!
– Будешь морочить голову попу, а не мне!
(Из коллекции «СПИД-инфо)
90. Бывают ли абсолютно непривлекательные люди?
Для кого-то человек низкого роста, с короткими руками, узким лбом, слишком торопливой речью окажется непривлекательным. Но кому-то нравятся именно такие люди.
В своих симпатиях и антипатиях мы не должны руководствоваться рекламным стандартом. Только нужно верить в себя. Конечно, не может быть привлекательным человек, не заботящийся о личной гигиене. Грубость, хамство, цинизм – отталкивающие черты. Каждый из нас, если захочет, сможет стать лучше и найти настоящего друга, возлюбленную, жену.
Очень плохо, когда непривлекательными становятся вроде бы самые близкие люди. Об этом – письмо Людмилы Р.:
«Обратиться к вам меня заставило отчаяние.
В 17 лет вышла замуж, муж был на год старше. Любила его страстно. С первых дней испытывала яркое влечение, отдавалась истово, безоглядно. Была прелюдия любви, было трепетное желание, и всегда наступал бурный оргазм.
Но вот мне за тридцать, дочь – семиклассница, и я чувствую, как теряю всякий интерес к мужу как к личности, к мужчине, хотя он мне не безразличен. Может, я старею? А может, это следствие ранней половой жизни? А может, потому, что муж любит выпить? Нет, он не пьяница, на работе про таких говорят «золотые руки». Но как зарядит приходить домой под хмельком каждый день… противно.
Требует любви, внимания, а во мне все восстает. Наступает апатия, и тут что только не услышу в свой адрес! Он кричит, что не может быть, чтобы я не испытывала физической потребности. Начинаю объяснять, так еще хуже. Интимная жизнь пошла скачками: выяснение отношений, пьяные упреки, скандалы, взаимные оскорбления. И как следствие – ревность с рукоприкладством («если не со мной, то с кем-то!..»).
Прощаю, конечно, жизнь продолжается. Но с недавних пор стала замечать, что разумом прощаю, а сердце молчит. Меня постоянно что-то гнетет, я как бы зациклилась на обидах. Прелюдия любви сводится к чисто механическим приемам для возбуждения. Желание у меня стало приходить только в процессе полового акта.
Муж и раньше-то не баловал меня знаками любви, комплиментами, а сейчас и вовсе. Но я хочу признаться, что чем старше становлюсь, тем больше мне хочется видеть и слышать, что меня любят, ценят, уважают. Не встречая этого, я как бы сникаю, и если раньше меня выручал, видимо, природный темперамент, то сейчас во мне что-то сломалось.
Я становлюсь фригидной женщиной, если уже не стала. Не могу отдаваться любви с такой же радостью, как раньше. Даже стыжусь своего влечения к мужу, ведь только вчера унижал, обзывал всяко… Стала даже глушить в себе половое влечение. Ну и что же? Теперь его мужское естество требует, а мое молчит. Противно ведь испытывать только физическое удовлетворение, мы люди, не животные. Вот и приходится частенько играть роль, играть желание, страсть, удовлетворение, дабы не вызвать ревность у мужа.
А результат плачевный: у мужа появился интерес к другим женщинам. Это еще больше усилило мое отвращение к нему. Семья на грани развода.
Много раз пыталась объяснять, доказывать свое состояние, но он не хочет понимать.
Я хочу исправить все, но как? Мне сейчас так тяжело, не вышепчешь…»
Людмила Р., 32 года, инженер, г. Актюбинск.
Кладбище на окраине Москвы. На надгробной плите выбиты два имени – имя мужа и имя жены. Поверх выгравированы две руки в сердечном сплетении. А внизу надпись: «Да успокоятся они теперь в вечном согласии!»
(Из записок землекопа на кладбище)
91. Я в сексе такой же, как все, или я исключительный? Как разобраться в себе?
В оценке своей сексуальности многие, как женщины так и мужчины, используют два подхода. Условно назовем первый: «Я такой же, как все». Человек сравнивает себя с другими и считает, что все такие же, как он. Он ведет, на его взгляд, нормальную половую жизнь, значит, у всех она такая. У него какая-либо перверсия – фетишизм, гомосексуализм – стало быть, у многих то же самое.
Второй подход: «Я не такой, как все, я исключение». Чаще всего это относится к страдающим сексуальными комплексами. Если у него онанизм, к примеру, ему кажется, что он единственный такой, и больше всего боится, что об этом кто-то узнает.
Считать себя единственным, имеющим отклонение, страшно, ибо это может привести к постоянному самокопанию, переходящему в самоедство, а в результате – к нервному срыву.
И первый подход в оценке своей личности плох, и второй. Лучше середина, правильное понимание и толкование всего, что происходит с нами. Крайности нас обедняют.
Каждый из нас неповторим, каждый из нас хоть чуть-чуть, но отличается от других. Давайте ценить в себе это!
Артистка кабаре радостно сообщает подружке:
– Ты не представляешь, как мне повезло! Сегодня на рассвете я обвенчалась с миллионером!
– Счастливица! Ну, а миллионер-то твой доволен?
– Еще не знаю. Подожду, когда он протрезвеет.
(Из придуманных историй)
92. Какими психологическими, социальными, личными установками должны руководствоваться мужчина и женщина, чтобы их сексуальная жизнь проходила удачно?
Есть правила, которые помогут достичь успеха как в жизни, так и в сексе, ибо секс – составная часть жизни.
Правила элементарны, легко запоминаемы, но лучше выписать их на листочек и время от времени, хотя бы раз в неделю, заглядывать, проверяя, получается ли жить по этим правилам.
Интимная жизнь связана с общением. Есть законы общения. Но сколько людей, столько особенностей характера. И каждому нужно постараться найти свой способ общения, чтобы облегчить процесс знакомства. Часто язык жестов, взглядов бывает красноречивей фразы «я тебя хочу», способной покоробить избранницу. Итак:
Правило первое.Во всех удачах благодарите обстоятельства, а во всех неудачах вините только себя.
Идеальное правило для сексуальной жизни.
Если у вас прекрасно получилось с ней, то благодарите ее, а не себя. Не вы – замечательный мужчина, а она такая замечательная, вам повезло. Если что-то не получилось, не ее вина, а ваша. Вы не смогли доставить удовольствие ей, не нашли убедительные слова, чтобы уговорить ее на то, о чем вы мечтали, не смогли быть нежным, благородным, тактичным, мягким. Никогда не огорчайтесь из-за ее поведения, огорчайтесь только из-за своего. В конце концов, это вы сделали неверный выбор, если человек, на котором вы остановились, с кем решили войти в интимные отношения, вдруг огорчил вас.
Вас полюбили. Ах, какой я хороший, говорите вы себе. Ничего подобного, это она хорошая, что полюбила вас!
Руководствуясь этим правилом, вы найдете собственные ошибки и постараетесь не допускать их впредь.
Правило второе.На всю жизнь запомните: нет безвыходных положений, кроме смерти.
Никогда не опускайте рук. Пока мы живем, мы способны улучшить свою жизнь.
Ушла жена, покинула возлюбленная. Жаль, грустно, но ничего страшного, можно найти еще лучше, разве не так? Жизнь на этом не кончается.
Если вы опустите руки, огорчитесь, перестанете верить в себя и себе, то тогда, конечно, вы станете неудачником, на которого никогда никто не захочет обращать внимания.
В сексуальном отношении у вас не получилось с возлюбленной. Можно кричать, переживать: я импотент, я конченый человек, я никому не нужен… 21 год, 25 лет, а жизнь кончилась, импотент!
И так бывает. На самом деле, скорее всего, возникла ложная импотенция. Психическая. Ее можно исправить, если поверить в себя и постараться об этом… забыть.
Рассмотрим второе правило применительно к сексу и к той ситуации, когда человеку показалось, что он импотент.
Вы рядом с ней, вам хочется, но у вас нет эрекции. Что это, безвыходное положение? Нет. Вспомните знаменитую поговорку: «Пока у меня один палец – я мужчина». И все! Вы уже способны доставить удовольствие другому человеку и даже получить удовольствие сами от той близости, от той радости, которую вы приносите. Языком, ртом, руками можно доставить женщине удовольствие не меньшее, а часто и большее, чем вашим коротким или длинным членом. Можно довести женщину до неистовства, при том что ваш детородный орган будет отдыхать. При эрегированном члене мужчина лучше чувствует женщину – это верно. А ведь еще есть нежные слова, как важно их умело произносить!
Поэтому, какое бы состояние вас ни посещало – тоска, одиночество, грусть, безысходность, – скажите сами себе: нет безвыходных положений! Я живу, я еще многое могу сделать! И это действительно так.
Правило третье.Когда вам плохо, найдите того, кому еще хуже, и помогите ему, вам станет лучше.
Правило четвертое.Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы люди относились к вам.
Общеизвестное правило. Но почему-то мы не действуем по нему. Вам бы хотелось, чтобы к вам относились с нежностью, относитесь с нежностью к другим. Вам хотелось бы понимания, постарайтесь сами понять других. В отношении с людьми идите от себя. Если будете это правило выполнять, то даже после нескольких лет совместной жизни, когда интимная жизнь войдет в норму, на 50 процентов вы окажетесь застрахованы от семейных неурядиц и раздоров.
Правило пятое.Не обстоятельства должны управлять человеком, а человек обстоятельствами. У нас все пока наоборот. Вы с ней встретились, в комнате никого нет, выключили свет, заперли дверь и… давай попробуем. Но вы не планировали, у вас нет условий, просто так случилось, что вы оказались вместе, стоит ли поддаваться воле случая?
Или другая ситуация: вы планировали с одной, а приходит другая. И все может получиться не так.
Надо научиться управлять своими сексуальными чувствами. Не мы должны зависеть от секса, а секс должен зависеть от нас.
Правило шестое.Самое главное – здоровье.
О нем нужно заботиться. Спать столько, сколько требует организм. Старайтесь больше двигаться, рационально питаться. Объявите войну курению. К сексу все это имеет непосредственное отношение.
Правило седьмое.Помните, что жизнь любит удачливых.
Будете считать себя удачливым человеком, возможно, вы им станете. Будете относиться к себе как к неудачнику, и все так сложится, что вы им окажетесь.
Правило восьмое.В жизни каждого человека наступает время, когда приходит случай, способный изменить всю биографию. Его Величество Случай! Это может быть она, которую вы наконец-таки встретите. Это может быть связано с любимой работой, которую вы наконец-то найдете и реализуете собственное призвание. Но случай посещает того, кто делает все, чтобы этот случай пришел. Если вам хочется произвести переворот в своем сознании, изменить свою сексуальную жизнь, надо действовать, проявлять активность.
Правило девятое.Анализируйте каждый прожитый день – учиться лучше всего на собственных ошибках.
Правило десятое.Лучшее лекарство от грусти, от стресса, от неудач – оптимизм.
Правило одиннадцатое.Никогда не начинайте новую жизнь. Начинать новую жизнь – это самообман. Улучшайте свою старую жизнь, но делайте это постепенно.
Правило двенадцатое.Помните, что злиться на других – бесполезное дело. Злость лишь испортит ваш характер и помешает вашим делам. Что было, то было. О прошлом сожалеть бесполезно!
Правило тринадцатое.Запомните: ваша установка должна быть такой: «Без меня (без вас) мир неполон».
Правило четырнадцатое.Не забывайте о «тридцатом сентября» (день именин Веры, Надежды, Любови): ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ. Каждый из нас должен знать, во что он верит, на что надеется, кого любит!
Уже после выхода первого издания книги «1001 вопрос про ЭТО» я получил письмо. «Уважаемый Владимир Владимирович Шахиджанян! Я внимательно прочла вашу книгу. И было бы, как мне кажется, хорошо, если бы Вы сказали больше про себя. В частности, живете ли вы, используя свои правила».
Да, конечно, я использую все правила, которые советую выполнять другим, ибо для меня важен принцип, которого я придерживаюсь – начни с себя!
Тест «Какое у вас воображение»
1. Интересна ли вам живопись?
а) Да – 2 балла;
б) Нет – 1 балл.
2. Часто ли вы скучаете?
а) Да – 1 балл;
б) Нет – 2 балла.
3. Рассказывая о случаях из жизни, не украшаете ли вы их выдумкой?
а) Да – 1 балл;
б) Нет – 0 баллов.
4. Проявляете ли инициативу в работе?
а) Да – 2 балла;
б) Нет – 1 балл.
5. Пишете ли вы размашисто?
а) Да – 1 балл;
б) Нет – 0 баллов.
6. Вкус важнее моды?
а) Да – 2 балла;
б) Нет – 1 балл.
7. Рисуете ли на собраниях фигуры?
а) Да – 0 баллов;
б) Нет – 1 балл.
8. Слушая музыку, видите ли образы?
а) Да – 1 балл;
б) Нет – 0 баллов.
9. Любите ли писать длинные письма?
а) Да – 2 балла;
б) Нет – 0 баллов.
10. Снятся ли вам цветные сны?
а) Да – 1 балл;
б) Нет – 0 баллов.
11. Рисуете ли вы в воображении незнакомые места, в которые собираетесь?
а) Да – 1 балл;
б) Нет – 0 баллов.
12. Часто ли плачете в кино?
а) Да – 1 балл;
б) Нет – 0 баллов.
Теперь подсчитайте очки.
14 – 16. Буйное воображение, надо использовать.
9 – 13. Среднее воображение, надо развивать.
5 – 8. Реалист, но фантазия и вам не повредит.
В детском саду Ванечка предлагает Машеньке поиграть во взрослых.
– Это как? – спрашивает Машенька.
– Раздевайся, ложись рядом со мной и шепчи мне на ухо всякие нежности, – объясняет Вовочка.
Заинтересованная Машенька раздевается, ложится и взволнованно шепчет:
– Ты мой самый милый, самый любимый, поцелуй меня в шейку…
– Пойми, дорогая, я сегодня так устал на работе, что мне не до того, – говорит Ванечка, отворачивается и засыпает.
(Из цикла «Говорят дети»)
93. Импринтинг – что означает этот термин и какое отношение он имеет к сексуальной жизни?
Импринтинг, я уже об этом писал, впрямую означает впечатление, запечатление. Именно при импринтинге – первое ощущение, впечатление, первый опыт – возникают те или иные рефлексы, которые оказываются столь прочными, что их не нужно подкреплять и закреплять. Первое впечатление становится настолько сильным, что оно доминирует.
Теперь рассмотрим вопрос применительно к нашей теме.
Так было тепло и уютно плоду в животе матери. И вдруг чьи-то руки вытаскивают – идут околоплодные воды, электрический свет, масса звуков, шлепок по попке, чтобы малыш проявил признаки жизни: криком возвестил миру о своем появлении. А если шлепок слишком силен и вызовет испуг с первой секунды на белом свете? Сколько сразу наваливается на маленького человечка, у которого есть сердце, мозг, легкие… Новорожденный все чувствует: запахи, звуки, температуру. Внешние раздражители на него так или иначе влияют. Присутствуют и инстинкты, с которыми он родился. Например, инстинкт питания, необходимый для продолжения жизни. Уже работает система по выведению шлаков. Есть голос, есть приятные и отрицательные эмоции.
От первых минут, а не от первых лет жизни малыша часто зависит то, каким он станет. От теплоты и ласки, от внимания, от соблюдения гигиены, от устранения всего, что может помешать воспитанию человека, которому от рождения исполнилось пять минут или час…
Импринтинг мы должны учитывать. Ребенок рождается уже с импринтингом. Первые ассоциации – сам человек их уже не помнит, но они вместе с ним пожизненно, от них многое зависит.
Мама спрашивает у детей:
– Хотите, чтобы мы с папой купили вам братика или сестричку?
Миша семи лет:
– Мы с Машей посоветовались и решили, лучше, мамочка, сделай еще раз аборт!
(Из цикла «Говорят дети»)
94. Прав ли Фрейд, утверждавший, что сексуальность проявляется еще в младенчестве, в первые месяцы жизни?
Лучше всего на этот вопрос отвечает сам Зигмунд Фрейд:
«А теперь я хочу изложить вам то, что яснее всего позволяет судить о сексуальной жизни ребенка… Либидо совершенно аналогично голоду, называется сила, в которой выражается влечение, в данном случае сексуальное, как в голоде выражается влечение к пище… Вы сами легко поймете, что при сексуальных проявлениях грудного младенца больше всего приходится заниматься толкованием, и вы, вероятно, будете считать это возражением. Эти толкования возникают на основе аналитических исследований, если идти обратным путем от симптома.
Первые сексуальные побуждения у грудного младенца проявляются в связи с другими жизненно важными функциями. Его главный интерес, как вы знаете, направлен на прием пищи; когда он, насытившись, засыпает у груди, у него появляется выражение блаженного удовлетворения, которое позднее повторится после переживания полового оргазма. Но этого, пожалуй, слишком мало, чтобы строить на нем заключения. Однако мы наблюдаем, что младенец желает повторять акт приема пищи, не требуя новой пищи; следовательно, при этом он не находится во власти голода. Мы говорим: он сосет – и то, что при этом действии он опять засыпает с блаженным выражением, показывает нам, что акт сосания сам по себе доставил ему удовлетворение. Как известно, скоро он уже не засыпает, не пососав. На сексуальной природе этого действия начал настаивать старый врач в Будапеште доктор Линдер (1879). Мы можем отнести получение этого удовольствия только к возбуждению зоны рта и губ, называем эти части тела эрогенными зонами, а полученное при сосании удовольствие сексуальным.
Если бы младенец смог объясниться, он, несомненно, признал бы акт сосания материнской груди самым важным в жизни».
Концепция Фрейда показывает, что сексуальность действительно проявляется в первые месяцы жизни человека.
Акселерация по-французски. Шестимесячный малыш говорит матери:
– Мама, приготовьте к вечеру вторую грудь, я буду ужинать не один.
(Из любимых анекдотов иллюзиониста Игоря Кио)
95. Сосательный рефлекс малышей – это рефлекс на сексуальной почве?
Процитировав Фрейда, я частично ответил и на этот вопрос. Только добавлю. Когда ребенок сосет соску, ему приятно – раздражаются его эрогенные зоны. Процессы мочеиспускания и дефекации тоже иногда доставляют удовольствие по той же причине – раздражаются эрогенные зоны.