С р е д о в о й д и з а й н

ГОРОДСКОЙ ДИЗАЙН (дизайн городской среды)

— комплексное формирование предметно-пространственной сред города путем проектирования ее элементов с помощью методов средств дизайна на базе градостроительных решений и в сочетании с архитектурой, ландшафтной архитектурой и целым рядом технически областей — строительством, инженерным обеспечением, коммунальным хозяйством и пр. Важным аспектом проектирования элементов Г.д. является согласование масштабов, материала, формы и цвета характером застройки, в которой им предстоит функционировать. Малые архитектурные формы — часть оборудования городских пространств, небольшие легкие конструкции, иногда с функциональны) интерьером, с ограниченным техническим оборудованием (постоянные, переносные или временные павильоны, киоски, телефонные кабины, навесы и т.п.). Предназначены для обслуживания населения сферах торговли, транспорта, связи, информации, пропаганды, развлечений и др.Служат защитой от неблагоприятных атмосферных условий. Технические элементы оснащения города — системы связи, освети тельные, энергетические, сигнализационные, водопроводные системы и их элементы (уличные фонари, опоры электротяговой сети сигнализаторы уличного движения, электрические трансформаторные подстанции, выходы коммунальных установок, а также мачты, столбы, опоры и пр.).

Функциональные строительные элементы городского оборудова­ния — небольшого размера конструкции, служащие в пространств венной структуре города для формирования рельефа местности, создания микроклимата и организации пешеходного движения (стены и подпорные стенки, лестницы на пешеходных дорожках, пешеход­ные мосты и переходы под улицами, стенки, защищающие от ветра и шума, и т. п.).

Элементы визуальной информации города — средства информации для ориентации в городе: дорожные знаки, указатели, объявления, реклама и пр.

Элементы функционального оборудования города - устройства и объекты, непосредственно служащие различным потребностям жите’ лей, а также для поддержания порядка в городе (скамьи при пеше­ходных коммуникациях, урны для мусора, обрамление скверов, оборудование для игр в парках и дворах и т.д.). i Декоративные элементы города - объекты и устройства, служащие прежде всего для создания эстетического комфорта в среде города) хотя они могут также выполнять определенные эксплуатационный функции (цветочницы, фонтаны, водоемы, декоративная скульп­тура, флагштоки и др.).

ДИЗАЙН среды

— проектирование комплексных объектов с позиций широкого охвата проблемы взаимоотношений человека с природой, предметно- пространственным и социокультурным окружением в целях создания гармоничной среды. Д.с. связан с проектированием или реконструкцией общественных, производственных и жилых комплексов зон отдыха, городской среды и пр. По характеру объекта различаются виды Д. с.: городской дизайн, дизайн производственной и жилой среды.

Дизайн производственной среды — комплексное формирование предметно-пространственной среды промышленного или аграрного производства с целью оптимизации производственных процессов и условий труда. Объектом Д. п. с. служат производственная среда в целом и ее функциональные зоны — рабочие места, комнаты отдыха, столовые, бытовые помещения, склады, внешняя территория пред­приятия и пр.

Дизайн жилой среды — комплексное формирование предметно-пространственной среды жилища с учетом образа жизни и эстети­ческих потребностей человека, направленное на создание условий, наиболее благоприятных для быта и труда. Тесно связан с культур­ными и национальными традициями, спецификой природных усло­вий, типом жилища, архитектурой. Объектом Д. ж. с. является весь жилой комплекс, начиная от придомовой территории и кончая функ­циональными зонами жилища, в том числе интерьер, кухонное и са­нитарное оборудование, мебель.

ЖИЛИЩЕ

— приспособленное в соответствии с условиями окружающей среды, социальными и личностно-психологическими требованиями здание или сооружение, где протекают важнейшие бытовые процессы. Соци­альные и бытовые функции Ж.: отграничение группы совместно жи­вущих людей (родственная группа, семья, детский, студенческий или рабочий коллектив) от других аналогичных групп; создание микро­климата, защита от изменений окружающей среды; создание усло­вий для протекания бытовых процессов (питание, сон, работа, обще­ние, досуг); санитарное обеспечение; коммуникации с внешним ми­ром и пр. Соответственно с функциями выделяются функциональ­ные зоны — места, где протекают те или иные процессы. Проектиро­вание предметно-пространственной среды Ж. - одна из главных за­дач дизайна. Оно ведется с учетом образа жизни и с применением ис­следований в области психологии жилища, социологии жилища, эко­логии и демографии. Важным для дизайнерского проектирования является проведение классификации Ж. по видам и типам, в основе’ которой лежат те или иные избранные принципы, например приспо­собленность к природным условиями. для севера или юга, зимнее, летнее и пр.; характер использования (личное, коллективное, постоянное, временное, мобильное, переносное); конструктивный принцип (стационарное уникальное, стационарное типовое, сборно-разборное); функционально-потребительские признаки (дом, квар­тира, комната и пр.). В соответствии с типом Ж. проектируется обо­рудование, мебель и достигается возможный уровень комфорта.

ИНТЕРЬЕР – (фр. Interieur – внутренний) – ограниченная искусственно созданная среда, обеспечивающая человеку условия для жизнедеятельности, удовлетворяющая его физические и духовные потребности.

КОММУНИКАЦИИ –особые формы связи между предметами в системах, осваиваемых человеком, и отношения между людьми в ходе этого освоения в различных по природе формах: физической (технической и физиологической) и психологической (аудиовизуальной). К техническим коммуникациям относятся разного рода пути сообщения – транспорт, инженерные сети, автоматическая связь. Под физиологическими коммуникациями имеются в виду собственно физические и тактильные (осязательные) контакты между субъектом (человеком) и объектом (предметом или другим человеком). К психологическим коммуникациям относятся зрительный и звуковой способы передачи информации, которые в силу близости их природы обычно определяют единым понятием – “аудиовизуальные” (АВ).

Аудиовизуальные коммуникации– это зрительная и слуховая связь в системе “приемник-передатчик” через канал связи, основной целью которой является создание универсального языка. В наиболее общем виде АВ-коммуникация состоит из трех элементов: передатчика (источника сообщения), канала связи (способа передачи сообщения) и приемника (объекта, принимающего сообщения). Наиболее характерные признаки АВ-коммуникации: процессуальные, инструментальные и социальные. По процессуальным признакам различаются техническое сообщение (однонаправленный поток информации по техническим каналам связи) и человеческое общение (двусторонний информационный процесс, предполагающий конкретного получателя). В инструментальном отношении выделяются абстрактно-логические (математические символы, структурные химические формулы, знаки и схемы) и конкретно-чувственные (всякого рода сигналы, стимулирующие характер поведения человека, обусловленный социальными, экономическими, культурными правами) АВ-коммуникации; первые обеспечиваются научно-экспериментальными методами, а вторые – средствами дизайна. По социальным признакам различают следующие виды АВ-коммуникаций: межличностное, “лицом к лицу” общение в малой группе (индивидуальные праздники, танцы и т.п.); межличностное общение в большой социальной группе (фестивали, демонстрации, ярмарки, деловые игры и т.п.).

Исходным положением для достижения целостности аудиовизуального характера среды является систематизация и упорядочения следующих четырех основных факторов:

-“динамика”- (движение и звук);-“колорит” – (цвет и свет);-“графика” – (поверхность и линия);- “пластика” – (объем и пространство). Движение обеспечивается разработкой сценариев проектируемых процессов, в которых определяется планировка – предметная и коммуникационная организация пространства. Планировка, в свою очередь, опосредует физическое и информационное построение объема, т.е. структуру и форму объекта. От структуры зависит пластическая трактовка поверхности объекта, характер которой предопределяет расположение и графическое построение орнаментов, текстов, знаков. С линейно-графическим решением сочетается цветовое кодирование элементов, цвет обусловливает и общий колорит предметной среды АВ-коммуникаций- цветовой климат. От последнего неотделим световой климат среды. Через светозвуковые устройства световой климат связан с аудиальной организацией среды.

КОМФОРТ

— совокупность положительных психологических и физиологических ощущений человека в процессе его контактов с вещью или сре­дой. К. характеризуется такими показателями, как наличие и функ­циональное совершенство оборудования жилища, рабочих мест, зон сферы обслуживания и т. п. Достижение так называемого функцио-нального К. является одним из ведущих эргономических требований к проектированию. Уровень К. оценивается в связи с общественным опытом, традициями, индивидуальными желаниями, экономически­ми и техническими возможностями общества. В дизайне учитывают­ся удобство пользования изделием, доступность ремонта и другие показатели К. Особенно важны показатели К., характеризующие образ жизни и качество жизни, при проектировании предметно-про­странственной среды.

ОБОРУДОВАНИЕ

— элементы технического оснащения жилища, предприятия, города, дорог и пр., устройства и объекты, функции которых непосредст­венно связаны с пользованием и поддержанием порядка в той или иной среде. В О. входят техническое оснащение помещений (сантех­ника, вентиляция, отопление, освещение, лифты, мусоропроводы), вспомогательное оснащение производства и учреждений (специаль­ная мебель, верстаки, стеллажи и т. д.), технические элементы осна­щения города, строительные и промышленно изготовленные элемен­ты городской среды (лестницы, переходы и мосты, ограждения, устройства на детских площадках и в парках, устройства для сбора мусора и пр.). Проектирование О. ставит перед дизайнером ряд спе­цифических задач, связанных с гармоничной организацией окружаю­щей среды, которые особенно успешно решаются при средовом под­ходе к проектированию.

ОБРАЗ в дизайне .

— идеально-чувственное предметное представление смыслов и идей, возникающее в процессе формирования замысла, проектирования, создания и восприятия (освоения) вещи. Категория дизайнерского проектирования, отражающая многозначность жизненной структуры и ее органическую предметную целостность. О. вещи отражает слож­ную структурную взаимосвязь ее функциональных аспектов, делает ее моделью культуры. Через О. вещи в процессе восприятия и освое­ния происходит осознание ее культурной ценности, возникает ком­муникативная связь дизайнера и потребителя.

Проектный О.

— идеальное представление об объекте, художествен­ная модель, созданная воображением дизайнера, выражающая его от­ношение к действительности. Одновременно, уже на стадии замысла, это целостная и завершенная форма. Он определяет аспекты под­хода к проектированию: художественное моделирование социально-культурных ситуаций, композиционное формообразование целост­ных объектов и смыслообразование, которое реализуется в про­странственной структуре объекта. 1

ОБРАЗ жизни

— совокупность форм жизнедеятельности, взятых в единстве с ее условиями, как жестко определяемыми социальными отношениями и средой, так и свободно выбранными личностью. О. ж. тесно связан с типом личности и набором ценностей, влияющих на активное, пре­образующее отношение личности к среде. Дизайн через организацию предметной среды влияет на О. ж. больших групп населения;

Показатели О.ж.— компоненты жизни, характер которых определя­ется О.ж.: труд, общественно-политическая информация, быт, соци­ально-культурные аспекты жизни, брак и семья, система образо­вания и здравоохранения, национальные отношения, материальное, жилищное и социальное обеспечение, транспорт и связь, охрана окру­жающей среды и особенно — ценностные ориентации. Для дизайнера категория О. ж. особенно важна с точки зрения ценностных ориента­ции общества, выбора культурных образцов, личностных проявле­ний и установок, целостность которых поддается воплощению лишь в образно-художественной системе мышления.

Качество жизни - интегральная характеристика различного соотно­шения значимости показателей О. ж.

Уровень жизни — интегральная экономическая характеристика усло­вий жизни, учитывающая экономические факторы характера потреб­ностей и возможности их удовлетворения. Стиль жизни — целостное проявление особенностей поведения, обще­ния, вкусовых предпочтений личности или социальной группы. Он активен, поскольку отражает свободно выбранные формы жизнедея­тельности и поскольку через него личность или группа влияет на ок­ружающую среду. Поэтому дизайнер должен учитывать его при оп­ределении целей проектирования.

ПРЕДМЕТНАЯ cреда

— совокупность окружающих человека изделий и их комплексов, используемая им для организации функциональных процессов жиз­недеятельности и удовлетворения материальных и духовных потреб­ностей.

Наши рекомендации