Единицами в процесссах
1) ощущение 1) техническое логики: 1) внутренней речи
2) восприятие (инженерное) 1) понятия 2) внешней речи
3) представление 2) наглядно-образное 2) суждения (размышление вслух)
(в живописи, скульптуре, 3) умозаключения
музыке)
4. Данные нейролингвистики в решении вопроса о соотношении
языка и мышления
Существенный вклад в решение вопроса о соотношении языка и мышления вносят данные нейролингвистики.
Нейролингвистика– научная дисциплина, возникшая на стыке неврологии и лингвистики, изучающая систему языка в соотношении с мозговым субстратом языкового поведения [ЛЭС, с. 327]. Предметом изучения в нейролингвистике чаще всего становятся афазии.Создателем нейролингвистики считается А. Р. Лурия(1902–1977).
Принципиальная особенность нашего мозга состоит в так называемой функциональной асимметрии, т.е. в определенной специализации функций левого и правого полушарий. У большинства людей в левом полушарии расположены зоны порождения и восприятия речи, так называемые зоны (центры) Брокá и Вéрнике.
Центр Брокá (лобовисочный) (по имени французского анатома и хирурга Поля Брока (Broca, 1824–1880), открывшего этот центр в 1861 г.) – двигательный (моторный). Он руководит органами речи, заставляет их совершать артикуляцию, необходимую для образования того или иного звука.
Центр Вернике(задневисочный)(по имени немецкого психиатра и физиолога Карла Вернике(Karl Wernicke, 1885–1904), открывшего этот центр в 1874 г.) –акустический (сенсорный). Он помогает слушающему различать звуки речи и отличать их от других возможных звуков. Кроме того, этот центр – своеобразная «кладовая памяти», в нем хранятся слова.
Таким образом, левое полушарие является «речевым», а тем самым обычно и доминантным (главенствующим). Точнее, оно ответственно за
- логико-грамматическую расчлененность и связность нашей речи, за ее форму,
- а также, по-видимому, за абстрактную лексику, т.е. за аналитическое, абстрактное мышление.
При афáзиях (нарушениях речи), обусловленных травмами левого полушария, речь теряет грамматическую правильность и плавность. Причем по-разному, в зависимости от того, какие участки коры поражены – лобовисочные (центр Брока) или задневисочные (Центр Вернике).
При поражениях центра Брока (лобовисочного, моторного) больные не могут говорить, но понимают обращенную к ним речь. А при поражениях центра Вернике (задневисочного, сенсорного), наоборот, могут говорить сами, но не понимают, что им говорят.
В противоположность левому правое полушарие связано
- с наглядно-образным мышлением, со зрительными, пространственными, звуковыми или иными образами,
- а специально в области языка – с предметными значениями слов, особенно конкретных существительных.
Оно характеризуется нерасчлененным, более целостным восприятием мира и является источником интуиции. При заболеваниях и травмах, поражающих правое полушарие, грамматическая правильность высказываний может сохраниться, но речь становится бессмысленной[Маслов, с. 15].
Значительная часть информации в правом полушарии кодируется в несловесной форме.
1. Когда начинается обучение языку (в частности иностранному), его формы, еще незнакомые, воспринимаются правым полушарием. По мере усвоения языка происходит перенесение его форм из правого полушария в левое.
2. В книге Цуноды «Мозг японца» показано, что у японцев слоговая азбука и устный язык находятся в ведении левого полушария, аиероглифика– правого. [Иванов Вяч. Вс. Нейролингвистика // Биологические и кибернетические аспекты речевой деятельности: Сборник обзоров. М., 1985; цит. по.: Хроленко, Бондалетов, с. 186].
3. В Хаммерсмитском госпитале (Лондон) кратковременная память исследовалась с помощью позитронно-эмиссионного томографа. Испытуемым предъявлялись
- карточки с буквами английского алфавита
- и карточки с незнакомыми им буквами корейского алфавита.
При виде знакомой английской буквы включалась активность двух небольших участков коры в левом полушарии, а при виде непонятного корейского значка начинал работать маленький участок коры в правом полушарии [Наука и жизнь. 1994. № 7, с. 11; цит. по.: Хроленко, Бондалетов, с. 187].
4. В мозгу обнаружили зоны, которые фиксируют акустические характеристики не только целых слов, но и отдельных звуков (фонем). С помощью этих зон происходит узнавание воспринимаемых слов. Акустический код связан с кодом смысловым. В разных зонах мозга наблюдаются сходные электрофизиологические реакции на слова, далекие по своим акустическим свойствам, но близкие по семантическим. Испытуемому предъявили слова
- стол, стул, шкаф и т.п.,
а на кривой электрических колебаний появились изменения, соответствующие слову мебель, хотя испытуемый еще этого слова не произнес. Налицо становление речевых нейродинамических структур от первичного акустического кода к смысловым кодам, связанным с мыслительными процессами [Бахур В. Т. Это неповторимое «я». М., 1986, с. 87; цит. по.: Хроленко, Бондалетов, с. 187].
Важно, что
- даже при полной афазии интеллект может сохраниться;
- язык тесно связан со всей психической деятельностью человека – волей, эмоциями и т.д., а не только с мышлением [Маслов, с. 15; Хроленко, Бондалетов, с. 187].
5. Данные психолингвистики в решении вопроса о соотношении
языка и мышления
Психолингвистика – наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка [ЛЭС, с. 404].
Разрабатывая модели речевой деятельности, психолингвистика проверяет их экспериментально.
Психолингвистика занимается, в частности, проблемами
- освоения языка ребенком,
- освоения неродного языка.
Эти данные довольно многое дают для решения проблемы соотношения языка и мышления.