Психодиагностика личности спортсмена


По мере все большего осознания роли психологии в подготов­ке спортсменов возрастает значение экспериментально-психоло­гических исследований личности.

Наиболее популярным многомерным опросником является Миннесотский многофазный личностный перечень (ММРI), разработанный американскими психологами С. Хатуэем и Дж. Мак-Кинли в 50-е годы.

В нашей стране имеется несколько вариантов перевода этого теста. Одна из них — СМИЛ (стандартизированный метод ис­следования личности) получил широкое распространение в спор­тивной практике. В оригинале опросник содержит 566 утверж­дений, по оценкам которых вычисляются значения 13 основных шкал и более чем 200 дополнительных. Основные шка­лы делятся на две группы: оценочные и базисные. Оценочные шкалы предназначены для оценки достоверности результатов об­следования, а базисные - для описания особенностей личности. С их помощью измеряется степень близости испытуемого к од­ному из 10 типов дисгармонического развития личности.

16-факторный личностный опросник (16-ФЛО), как и ММРI, предназначен для описания широкой сферы личностных проявлений. Шкалы 16-ФЛО представляют собой набор первич­ных личностных черт, выделенных с помощью факторного ана­лиза из большого числа описательных характеристик.

Опросники ММРIи 16-ФЛО обладают высокой практической валидностью, они зарекомендовали себя как надежные инстру­менты для решения различных прикладных задач. Вместе с тем это образцы двух различных. Направлений в исследованиях лич­ности: ММРIявляется метрическим воплощением типологическо­го подхода, а в 16-ФЛО реализован подход на основе черт личности. Эти различия делают ММРIи 16-ФЛО взаимно незаме­нимыми. Многие исследования требуют одновременного исполь­зования обоих опросников.

Проективные тесты личности отличают три основные особенности: 1) отсут­ствие всяких ограничений на характер выполнения заданий (до­пускается почти неограниченное разнообразие ответов); 2) ней­тральные, безобидные для испытуемого задания (для этого все задания даются в расплывчатой и неопределенной форме); 3) неопределенный, неоднозначный характер тестового материала.

К числу проективных тестов относятся тематический аппер­цептивный тест, тест Роршаха и рисуночно-фрустрационный тест Розенцвейга.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) явля­ется одним из самых популярных. Он был разработан сотрудни­ками Гарвардского университета К. Морганом и И.Г. Мюрреем (1935). В оригинальном варианте ТАТ содержит 30 картин, одна часть которых является репродукциями различных картин и фотографий, а другая — нарисована специально по заказу психологов. Кроме того, в тестовый материал включена белая карта, на которой испытуемый может вообразить любую картину. Из этого набора испытуемому последовательно предъявляются 20 карт, из них 10 предлагаются всем, остальные подбираются в зависимости от пола и возраста испытуемых. В спортивном варианте на 10 обязательных картинках изображены сюжеты из спортивной жиз­ни: конфликты в команде, взаимодействие с тренером, соревновательные ситуации и т. п.

При тестировании испытуемому предлагается сочинить историю по каждой из картинок. Так как испытуемый не знает о значении своих рассказов (они представляются ему безобидными, не свя­занными с его проблемами), он меньше контролирует ответы, чем при заполнении опросника.

Существуют различные подходы к анализу и интерпретации рассказов. Выбор схемы интерпретации в значительной мере зависит от теоретических взглядов и опыта экспериментатора. Характеризуя испытуемого по его рассказам, нужно выделить их основного героя, описать его характер и характер среды, в кото­рой он действует. Важно, какую черту характера демонстрирует герой в рассказе испытуемого (энергичность, настойчивость, опыт, профессионализм и т. п.), какова среда (доброжелательная, враж­дебная, нейтральная и т. п.), легким или трудным является путь героя к цели, какие цели он выбирает, как реагирует на препят­ствия, при каких условиях добивается успеха, как ведет себя при неудачах, адекватно ли его поведение, реалистичен или фанта­стичен жизненный мир рассказов и т. д.

Рисуночно-фрустрационный тест Розенцвейга предназначен для измерения фрустрационной толерантности — способности человека переносить фрустрацию без нарушения пси­хологической адаптации, т. е. способности к адекватной оценке жизненных препятствий, способности находить правильный выход из затруднений. С.Розенцвейг, который является автором рисуночно-фрустрационного теста, ввел фрустрационную толерантность в число личностных характеристик. Исследование ее имеет боль­шое значение для спортивной психологии.

Выполняя тест, испытуемый должен дать вербальные ответы на 24 изображения ситуации фрустрации. Как и во всех проектив­ных тестах, предполагается, что, реагируя на изображение, испы­туемый проявляет присущий ему способ поведения и действий в подлинных, жизненных ситуациях фрустрации.

Реакции на фрустрацию и способы преодоления ее последствий имеют большое значение для прогноза поведения спортсмена, так как они выявляют индивидуальные особенности приспособления к стрессогенным воздействиям.

Наши рекомендации