Недостатки тестовой и клинической диагностики

Тестовая диагностика:

1. Трудоемкая, сложная работа на этапе разработки тестов.

2. Не существует тестовых методик на все случаи жизни.

3. Подвергаются критике представления об индивидуальном различии.

4. Внешняя легкость тестовой диагностики создает опасность «слепых» ошибок (т.е. слепая вера низкоквалифицированных исполнителей, что тест должен сработать правильно автоматически, в то время как на самом деле возможны различные казусы: человек не понял инструкции, ошибки в обработке и т.п.).

5. Отсутствие доверительной обстановки, что может привести к возникновению социально желательных ответов вместо истинных.

Клиническая диагностика:

1. Недостаточная объективность, так как полученные результаты зависят от теоретической ориентации психолога и его практического опыта. (Но принято считать, что суждения психолога о человеке являются объективными).

2. Требует высокого уровня профессиональной подготовки и богатого практического опыта.

3. Требует много времени на индивидуальную работу с клиентом.

Каждый из подходов имеет ряд преимуществ и ряд недостатков. Таким образом, невозможно отдать абсолютное предпочтение одному из них, можно лишь говорить о предпочтительном использовании того или иного подхода в определенной ситуации.

Использование клинического и тестового методов является более эффективным в их сочетании и взаимодействии.

5. Психодиагностика в системе школьной психологической службы.

Роль психодиагностики в системе школьной психологической службы.

Объектом школьной психологической службы является ученик со всеми его проблемами.

Задача психолога – найти оптимальные условия для развития каждого ученика.

М.б. реализована в индивидуальном подходе к ученику. Он позволяет выявить индивидуальные способы развития возможностей ученика, укрепить его собственную активность, раскрыть неповторимость его личности.

Психолог призван решать разные задачи. Они обусловлены возрастом ребенка.

Задачи, которые призван решать психолог:

1. Диагностическая– изучение готовности ребенка к школе (условие профилактики адаптации ребенка к школе).

«+»: изучая уровень готовности, мы определяем индивидуальный подход.

«–»:дифференциация детей по уровню готовности ð определение в разные классы ð предвзятое отношение у учеников к учителям, и наоборот.

2. В ДОУ может решаться эта задача. Диагностика адаптации ребенка к школьному обучению.

Несколько этапов адаптации:

- на 1 неделе.

- на конец 1 месяца.

- конец I четверти.

- конец I полугодия.

3. Когда возникают проблемы с учебой. Задача психолога – выявление причин неуспеваемости.

Нарушения в учебе часто являются причиной нарушений в правовой сфере. Неуспеваемость в учебе заставляет искать те сферы деятельности, в которых ученик будет одобряться и достигать успеха.

- диагностика особенностей познавательной сферы (внимание, память).

- причина неуспеваемости ученика – несложившиеся отношения с учителем, одноклассниками.

4. Средняя школа.

Проблема адаптации к условиям многопредметного обучения.

Диагностика взаимоотношений с разными учителями.

5. Решение личностных проблем ученика (подростковый период – потребность самостоятельности). Взаимоотношения со сверстниками, проблема взаимоотношений со взрослыми (учителями, родителями).

6. Старшая школа.

Проблема, связанная с профильным образованием, проблема самоопределения.

Диагностика индивидуальных особенностей детей с целью выбора будущей профессии.

7. Психодиагностические задачи связаны не только с диагностикой психических свойств ребенка и решением личностных проблем.

Также добавляются задачи, которые связаны с определением эффективности образовательного процесса.

Наши рекомендации