Особенности когнитивного развития в разные возрастные периоды 1 страница
Когнитивное развитие - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже. Его эпистемологическая теория дала множество основных понятий в области психологии развития и исследует рост разумности, которая, по Пиаже, означает способность более точно отражать окружающий мир и выполнять логические операции над образами концепций, возникающих во взаимодействии с окружающим миром. Теория рассматривает появление и построение схем — схем того как воспринимается мир — в «стадии развития», времени когда дети получают новые способы представления информации в мозге. Теория считается «конструктивистской», в том смысле, что, в отличие от нативистских теорий (которые описывают когнитивное развитие как разворачивание врождённых знаний и способностей) или эмпирических теорий (которые описывают когнитивное развитие как постепенное приобретение знания через опыт), она утверждает, что мы самостоятельно конструируем наши когнитивные способности с помощью собственных действий в окружающей среде.
19.Îñîáåííîñòè ýìîöèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ â ðàçíûå âîçðàñòíûå ïåðèîäû.
Ýìîöèîíàëüíàÿ ñôåðà äåòåé ìëàäøåãî âîçðàñòà. Äëÿ äåòåé ðàííåãî ìëàäøåãî âîçðàñòà õàðàêòåðíû çàïàçäûâàþùèå ýìîöèîíàëüíûå ðåàêöèè íà ñèòóàöèþ, íåóìåíèå ïîíèìàòü ýìîöèîíàëüíûå ñîñòîÿíèÿ äðóãèõ, à âûðàæåíèå ýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ (ýêñïðåññèÿ) ñîîòâåòñòâóåò åãî ðåàëüíîìó ïðîòåêàíèþ. Ê. Öàí-Âàêñëåð è äð. ñ÷èòàþò, ÷òî ñîïåðåæèâàòü ÷óæîìó ãîðþ äåòè íà÷èíàþò âûó÷èâàòüñÿ â âîçðàñòå ìåæäó 18-ì è 24-ì ìåñÿöàìè.  ýòîì æå âîçðàñòíîì äèàïàçîíå ïîÿâëÿåòñÿ ñîöèàëüíàÿ ýìîöèÿ ñìóùåíèÿ, à çà íåþ è ñòûä, ãîðäîñòü è âèíà.
 2-3 ãîäà ïîÿâëÿþòñÿ ñîöèàëüíûå ôîðìû ãíåâà - ðåâíîñòü è çàâèñòü. Äåòè ñåðäÿòñÿ è ïëà÷óò, åñëè èõ ìàòü ó íèõ íà ãëàçàõ ëàñêàåò ÷óæîãî ðåáåíêà.  òðè-ïÿòü ëåò ñòûä, ñîåäèíÿÿñü ñ ýìîöèåé ñòðàõà, ïðèîáðåòàåò íîâîå êà÷åñòâî, ïðåâðàùàÿñü â ñòðàõ îñóæäåíèÿ.â âîçðàñòå 2-3 ëåò äåòè ìîãóò èçîáðàæàòü ýìîöèè, ïîäáèðàþò ìèìè÷åñêèå ñðåäñòâà äëÿ âûðàæåíèÿ ðàäîñòè, ãíåâà, îòâðàùåíèÿ, îãîð÷åíèÿ, óäèâëåíèÿ, ñòûäà.
Ó äåòåé 3 ëåò ïîÿâëÿåòñÿ ãîðäîñòü çà ñâîè äîñòèæåíèÿ (Ì. È. Ëèñèíà, 1980). Äåòè ñòðåìÿòñÿ ïðîäåìîíñòðèðîâàòü ñâîè óñïåõè âçðîñëîìó. Åñëè ýòî íå óäàåòñÿ, òî èõ ðàäîñòíûå ïåðåæèâàíèÿ ïî ïîâîäó óñïåõà ñóùåñòâåííî îìðà÷àþòñÿ.
 òî æå âðåìÿ Ò. Â. Ãóñüêîâà è Ì. Ã. Åëàãèíà (1987) îòìå÷àþò, ÷òî íåçàñëóæåííàÿ ïîõâàëà âûçûâàåò ó äåòåé 2-3 ëåò ñìóùåíèå, íåëîâêîñòü. Ïîñëå 2 ëåò ýìîöèîíàëüíàÿ ðåàêöèÿ ñòàíîâèòñÿ íàìíîãî ÿð÷å. Óâåëè÷èâàåòñÿ ýìîöèîíàëüíîå çàðàæåíèå äåòåé äðóã îò äðóãà è ýìîöèîíàëüíàÿ îòçûâ÷èâîñòü ïî îòíîøåíèþ ê äðóãîìó ðåáåíêó. Ýìîöèîíàëüíûå îñîáåííîñòè äîøêîëüíèêîâ.Äîøêîëüíèêè óæå íàñòîëüêî îâëàäåâàþò âûðàæåíèåì ýìîöèé, ÷òî ïîêàçûâàåìàÿ ýêñïðåññèÿ òîé èëè èíîé ýìîöèè âîâñå íå îçíà÷àåò ïåðåæèâàíèå èìè åå
 äîøêîëüíîì âîçðàñòå ïîñòåïåííî ðàçâèâàåòñÿ óìåíèå îïðåäåëÿòü ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå äðóãèõ ëþäåé. . Îïîçíàíèå ñòðàõà è óäèâëåíèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ äåòüìè 4-5 ëåò ïðåèìóùåñòâåííî ïî äîâåðáàëü-íîìó òèïó âîñïðèÿòèÿ. Ðàäîñòü è ãðóñòü îïîçíàþòñÿ ïî äèôôóçíî-àìîðôíîìó òèïó 4-5-ëåòíèìè äåòüìè è ïî àíàëèòèêî-ñèíòåòè÷åñêîìó - äåòüìè 6-7 ëåò. Ïðè îïîçíàíèè ãíåâà äåòüìè 4-5 ëåò âåäóùèì ñòàíîâèòñÿ äèôôóçíî-ëîêàëüíûé òèï, à äåòüìè 6-7 ëåò - àíàëèòè÷åñêèé.Íóæíî îòìåòèòü, ÷òî âîñïðèÿòèå ýìîöèîíàëüíûõ ñîñòîÿíèé äåòüìè 4-5 ëåò ïðîèñõîäèëî âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ òîëüêî ïîñëå ïîäñêàçêè ýêñïåðèìåíòàòîðîì êîíêðåòíîé ñèòóàöèè, ïîðîäèâøåé äàííóþ ýìîöèþ. Ñîáñòâåííûé ýìîöèîíàëüíûé îòêëèê (ýìïà-òèÿ) ïðîÿâëÿëñÿ äåòüìè êàê 4-5 ëåò, òàê è 6-7 ëåò ÷àùå âñåãî ïðè âîñïðèÿòèè ýìîöèé ãíåâà, ãðóñòè è ñòðàõà.  ïðåääîøêîëüíîì âîçðàñòå (ïî äàííûì Ë. Íåáæèäîâñêîãî [Niebrzydowski, 1983], â 6-7 ëåò) çàâÿçûâàþòñÿ äðóæåñêèå îòíîøåíèÿ ìåæäó äåòüìè, õîòÿ ÿñíîãî ïîíèìàíèÿ äðóæáû åùå íåò; ïîíÿòèÿ äîâåðèòåëüíûõ îòíîøåíèé è âçàèìíîñòè äëÿ äåòåé ýòîãî âîçðàñòà ñëèøêîì ñëîæíû. Òåì íå ìåíåå ñ äðóçüÿìè è ÷óæèìè ëþäüìè äîøêîëüíèêè âåäóò ñåáÿ ïî-ðàçíîìó, à íåêîòîðûå 4- è 5-ëåòíèå äåòè ñïîñîáíû ïîääåðæèâàòü òåñíûå, îñíîâàííûå íà âçàèìíîé çàáîòå îòíîøåíèÿ â òå÷åíèå äîëãîãî âðåìåíè. Ýìîöèîíàëüíàÿ ñôåðà ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ. ýìîöèîíàëüíàÿ ñôера ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ õàðàêòåðèçóåòñÿ:1) ëåãêîé îòçûâ÷èâîñòüþ íà ïðîèñõîäÿùèå ñîáûòèÿ è îêðàøåííîñòüþ âîñïðèÿòèÿ, âîîáðàæåíèÿ, óìñòâåííîé è ôèçè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ýìîöèÿìè;2) íåïîñðåäñòâåííîñòüþ è îòêðîâåííîñòüþ âûðàæåíèÿ ñâîèõ ïåðåæèâàíèé -ðàäîñòè, ïå÷àëè, ñòðàõà, óäîâîëüñòâèÿ èëè íåóäîâîëüñòâèÿ;3) ãîòîâíîñòüþ ê àôôåêòó ñòðàõà; â ïðîöåññå ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ñòðàõ ðåáåíîê ïåðåæèâàåò êàê ïðåä÷óâñòâèå íåïðèÿòíîñòåé, íåóäà÷, íåóâåðåííîñòè â ñâîèõ ñèëàõ, íåâîçìîæíîñòü ñïðàâèòüñÿ ñ çàäàíèåì; øêîëüíèê îùóùàåò óãðîçó ñâîåìó ñòàòóñó â êëàññå, ñåìüå;4) áîëüøîé ýìîöèîíàëüíîé íåóñòîé÷èâîñòüþ, ÷àñòîé ñìåíîé íàñòðîåíèé (íà îáùåì ôîíå æèçíåðàäîñòíîñòè, áîäðîñòè, âåñåëîñòè, áåççàáîòíîñòè), ñêëîííîñòüþ ê êðàòêîâðåìåííûì è áóðíûì àôôåêòàì;5) ýìîöèîãåííûìè ôàêòîðàìè äëÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ ÿâëÿþòñÿ íå òîëüêî èãðû è îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè, íî è óñïåõè â ó÷åáå è îöåíêà ýòèõ óñïåõîâ ó÷èòåëåì è îäíîêëàññíèêàìè;6) ñâîè è ÷óæèå ýìîöèè è ÷óâñòâà ñëàáî îñîçíàþòñÿ è ïîíèìàþòñÿ; ìèìèêà äðóãèõ âîñïðèíèìàåòñÿ ÷àñòî íåâåðíî, òàê æå êàê è èñòîëêîâàíèå âûðàæåíèÿ ÷óâñòâ îêðóæàþùèìè, ÷òî ïðèâîäèò ê íåàäåêâàòíûì îòâåòíûì ðåàêöèÿì ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ; èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿþò áàçîâûå ýìîöèè ñòðàõà è ðàäîñòè, â îòíîøåíèè êîòîðûõ ó äåòåé ýòîãî âîçðàñòà óæå èìåþòñÿ ÷åòêèå ïðåäñòàâëåíèÿ, êîòîðûå îíè ìîãóò âûðàçèòü âåðáàëüíî, íàçûâàÿ ïÿòü ñèíîíèìè÷íûõ ñëîâ, îáîçíà÷àþùèõ ýòè ýìîöèè (Çàêàáëóê, 1985, 1986).Äëÿ ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ïîäðîñòêîâ õàðàêòåðíû:1) î÷åíü áîëüøàÿ ýìîöèîíàëüíàÿ âîçáóäèìîñòü, ïîýòîìó ïîäðîñòêè îòëè÷àþòñÿ âñïûëü÷èâîñòüþ, áóðíûì ïðîÿâëåíèåì ñâîèõ ÷óâñòâ, ñòðàñòíîñòüþ: îíè ãîðÿ÷î áåðóòñÿ çà èíòåðåñíîå äåëî, ñòðàñòíî îòñòàèâàþò ñâîè âçãëÿäû, ãîòîâû «âçîðâàòüñÿ» íà ìàëåéøóþ íåñïðàâåäëèâîñòü ê ñåáå è ñâîèì òîâàðèùàì;2) áîëüøàÿ óñòîé÷èâîñòü ýìîöèîíàëüíûõ ïåðåæèâàíèé ïî ñðàâíåíèþ ñ ìëàäøèìè øêîëüíèêàìè; â ÷àñòíîñòè, ïîäðîñòêè äîëãî íå çàáûâàþò îáèäû;3) ïîâûøåííàÿ ãîòîâíîñòü ê îæèäàíèþ ñòðàõà, ïðîÿâëÿþùàÿ â òðåâîæíîñòè (Â. Í. Êèñëîâñêàÿ, 1972 óñòàíîâèëà, ÷òî ñàìàÿ âûñîêàÿ òðåâîæíîñòü íàáëþäàåòñÿ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå); ïîâûøåíèå òðåâîæíîñòè â ñòàðøåì ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå ñâÿçàíî ñ ïîÿâëåíèåì èíòèìíî-ëè÷íîñòíûõ îòíîøåíèé ñ ÷åëîâåêîì, âûçûâàþùèì ðàçëè÷íûå ýìîöèè, â òîì ÷èñëå â ñâÿçè ñî ñòðàõîì ïîêàçàòüñÿ ñìåøíûì;4) ïðîòèâîðå÷èâîñòü ÷óâñòâ: ÷àñòî ïîäðîñòêè ñ æàðîì çàùèùàþò ñâîåãî òîâàðèùà, õîòÿ ïîíèìàþò, ÷òî òîò äîñòîèí îñóæäåíèÿ; îáëàäàÿ âûñîêîðàçâèòûì ÷óâñòâîì ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà, îíè ìîãóò çàïëàêàòü îò îáèäû, õîòÿ è ïîíèìàþò, ÷òî ïëàêàòü ñòûäíî;5) âîçíèêíîâåíèå ïåðåæèâàíèÿ íå òîëüêî ïî ïîâîäó îöåíêè ïîäðîñòêîâ äðóãèìè, íî
è ïî ïîâîäó ñàìîîöåíêè, êîòîðàÿ ïîÿâëÿåòñÿ ó íèõ â ðåçóëüòàòå ðîñòà èõ ñàìîñîçíàíèÿ;
6) ñèëüíî ðàçâèòîå ÷óâñòâî ïðèíàäëåæíîñòè ê ãðóïïå, ïîýòîìó îíè îñòðåå è áîëåçíåííåå ïåðåæèâàþò íåîäîáðåíèå òîâàðèùåé, ÷åì íåîäîáðåíèå âçðîñëûõ èëè ó÷èòåëÿ
7) ïðåäúÿâëåíèå âûñîêèõ òðåáîâàíèé ê äðóæáå, â îñíîâå êîòîðîé ëåæèò íå ñîâìåñòíàÿ èãðà, êàê ó ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ, à îáùíîñòü èíòåðåñîâ, íðàâñòâåííûõ ÷óâñòâ; äðóæáà ó ïîäðîñòêîâ áîëåå èçáèðàòåëüíà è èíòèìна, áîëåå äëèòåëüíà; ïîä âëèÿíèåì äðóæáû èçìåíÿþòñÿ è ïîäðîñòêè, ïðàâäà, íå âñåãäà â ïîëîæèòåëüíóþ ñòîðîíó; ðàñïðîñòðàíåíà ãðóïïîâàÿ äðóæáà;
8) ïðîÿâëåíèå ãðàæäàíñêîãî ÷óâñòâà ïàòðèîòèçìà.
Ýìîöèîíàëüíàÿ ñôåðà ñòàðøåêëàññíèêîâ õàðàêòåðèçóåòñÿ:
1) ìíîãîîáðàçèåì ïåðåæèâàåìûõ ÷óâñòâ, îñîáåííî íðàâñòâåííûõ è îáùåñòâåííî-ïîëèòè÷åñêèõ;
2) áîëüøåé, ÷åì ó ó÷àùèõñÿ ñðåäíèõ êëàññîâ, óñòîé÷èâîñòüþ ýìîöèé è ÷óâñòâ;
3) ñïîñîáíîñòüþ ê ñîïåðåæèâàíèþ, ò. å. ñïîñîáíîñòüþ îòêëèêàòüñÿ íà ÷óâñòâà äðóãèõ, áëèçêèõ èì ëþäåé;
4) ðàçâèòèåì ýñòåòè÷åñêèõ ÷óâñòâ, ñïîñîáíîñòüþ çàìå÷àòü ïðåêðàñíîå â îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè. Ðàçâèâàåòñÿ ýñòåòè÷åñêàÿ âîñïðèèì÷èâîñòü ê ìÿãêèì, íåæíûì, ñïîêîéíûì ëèðè÷åñêèì îáúåêòàì. Ýòî, â ñâîþ î÷åðåäü, ïîìîãàåò ñòàðøåêëàññíèêàì îñâîáîäèòüñÿ îò âóëüãàðíûõ ïðèâû÷åê, íåïðèâëåêàòåëüíûõ ìàíåð, ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ÷óòêîñòè, îòçûâ÷èâîñòè, ìÿãêîñòè, ñäåðæàííîñòè. Ýñòåòè÷åñêèå ÷óâñòâà ó ñòàðøåêëàññíèêîâ áîëåå ñëîæíû, ÷åì ó ó÷àùèõñÿ ñðåäíèõ êëàññîâ. Íî, ñ äðóãîé ñòîðîíû, îíè ìîãóò ïîäìåíÿòüñÿ îðèãèíàëüíè÷àíüåì, íåçðåëûìè è íåïðàâèëüíûìè ýñòåòè÷åñêèìè ïðåäñòàâëåíèÿìè;
5) áîëüøåé óñòîé÷èâîñòüþ è ãëóáèíîé äðóæáû; äðóçåé âûáèðàþò, èñõîäÿ èç îáùèõ èíòåðåñîâ è çàíÿòèé, ðàâåíñòâà îòíîøåíèé, ïðåäàííîñòè.
6) ïîÿâëåíèåì ÷óâñòâà ëþáâè; þíîøåñêàÿ ëþáîâü, êàê ïðàâèëî, ÷èñòà, íåïîñðåäñòâåííà.Ýìîöèîíàëüíàÿ ñôåðà âçðîñëûõ. Ýìîöèè äåòåé áîëåå ïîäâèæíû, ÷åì ó âçðîñëûõ, ÷òî âíåøíå âûðàæàåòñÿ â áûñòðîé è ëåãêîé ñìåíå îò ïå÷àëè ê ðàäîñòè, «îò ãîðÿ ê âåñåëüþ».
Îñîáåííîñòè ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ëèö ïîæèëîãî âîçðàñòà. Ò. À. Íåì÷èí îáùèå èçìåíåíèÿ â ýìîöèîíàëüíîé ñôåðå ïîæèëîãî ÷åëîâåêà õàðàêòåðèçóåò ñëåäóþùèìè ïðèçíàêàìè: èçìåíåíèå äèíàìè÷íîñòè ýìîöèîíàëüíûõ ñîñòîÿíèé, âûðàæàþùååñÿ ëèáî â èíåðòíîñòè, ëèáî â ëàáèëüíîñòè ýìîöèé; âîçðàñòàíèå ðîëè è ìåñòà, çàíèìàåìîãî îòðèöàòåëüíûìè ýìîöèÿìè; âûñîêàÿ óñòîé÷èâîñòü âûñøèõ ýìîöèé, â òîì ÷èñëå ýìîöèé, ñâÿçàííûõ ñ èíäèâèäóàëüíûì òâîð÷åñòâîì.  ïîæèëîì âîçðàñòå çíà÷èòåëüíî óìåíüøàåòñÿ êîíòðîëü çà ïðîÿâëåíèåì ýìîöèé (ñìåõ, ðàäîñòü, ïå÷àëü). Íåðåäêî íàáëþäàåòñÿ è ïðîòèâîïîëîæíîå ÿâëåíèå - ýìîöèîíàëüíàÿ ÷åðñòâîñòü, ñíèæåíèå ýìïàòèéíîñòè.
Ê ÷àñòíûì ïðèçíàêàì ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ó ïîæèëûõ ëþäåé Ò. À. Íåì÷èí îòíîñèò óñòîé÷èâîå ïðåîáëàäàíèå òîé èëè èíîé ìîäàëüíîñòè ïåðåæèâàíèé: òðåâîãè, ãðóñòè, ðàçäðàæåííîãî íåäîâîëüñòâà. Îäíàêî èìååòñÿ áîëüøàÿ êàòåãîðèÿ ëèö, ó êîòîðîé äî ãëóáîêîé ñòàðîñòè ñîõðàíÿþòñÿ îïòèìèñòè÷åñêîå íàñòðîåíèå, áîäðîñòü äóõà.
Ìíîãèå îñîáåííîñòè ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ëèö ïîæèëîãî âîçðàñòà îáóñëîâëåíû èçìåíåíèåì èõ ñîöèàëüíîé ðîëè â îáùåñòâå â ñâÿçè ñ óõîäîì íà ïåíñèþ, ñ íåîáõîäèìîñòüþ àäàïòàöèè ê íîâûì óñëîâèÿì æèçíè. Ó îäíèõ ýòî âûçûâàåò ïîÿâëåíèå íåãàòèâíûõ ýìîöèîíàëüíûõ ïåðåæèâàíèé, ó äðóãèõ - ïîçèòèâíûõ, êîãäà ÷åëîâåê ðàäóåòñÿ òîìó, ÷òî íàêîíåö-òî îí ìîæåò ñâîáîäíî ðàñïîðÿæàòüñÿ ñâîèì âðåìåíåì è ïîñâÿòèòü ñåáÿ äåëàì, êîòîðûå åãî èíòåðåñóþò. Ëþäè, íå æåëàâøèå âûõîäèòü íà ïåíñèþ, ïåðâîå âðåìÿ ÷óâñòâóþò íåóäîâëåòâîðåíèå, èñïûòûâàþò ãîðå÷ü è ðàçäðàæåíèå. Îäíàêî ÷åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ îíè ïðèõîäÿò â ñåáÿ è èõ îòношение ê ñâîåìó íîâîìó ïîëîæåíèþ ñòàíîâèòñÿ òàêèì æå, êàê è ó ëþäåé, ñòðåìèâøèõñÿ âûéòè íà ïåíñèþ