Темы семинарских (практических) занятий

Декан филологического факультета

_________ проф. Т.А. Демешкина

«__»___________2006 г.

История зарубежной литературы второй трети XIX века

Рабочая программа

Специальность 021700 – ФИЛОЛОГИЯ

Статус дисциплины:

Федеральный компонент направления

Томск

ОДОБРЕНОкафедрой русской и зарубежной литературы

Протокол № от «__» _______ 2006 г.

Зав. кафедрой, профессор _________________А.С. Янушкевич

РЕКОМЕНДОВАНОметодической комиссией филологического факультета

Председатель комиссии, доцент ________________И.В. Тубалова

«__»_____________ 2006 г.

Рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы второй трети XIX века» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 – ФИЛОЛОГИЯ, утвержденного 10 марта 2000 г.

Общий объем курса – 100 ч. Из них: лекции – 50 ч, семинарские занятия - 6 ч, самостоятельная работа студентов - 56 ч.. Экзамен в первом семестре.

составитель:

Хомук Николай Владимирович – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы

рецензент:

Поплавская Ирина Анатольевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Целью курса «История зарубежной литературы второй трети XIX века» является выработка историко-литературных, эстетических, теоретических знаний и понятий, связанных с периодом, основным содержанием которого является формирование и развитие реализма в его эволюции и во взаимодействии с другими направлениями.

Задачи курса «История зарубежной литературы второй трети XIX века» – осмысление таких понятий, как реалистический метод, европейский социально-психологический роман, новелла, драма, взаимодействие романтизма и реализма, трансцендентализм, художественные открытия Бальзака, Стендаля, Флобера, Диккенса, Бодлера, Мелвилла.

Место курса: входит в блок дисциплин «История зарубежной литературы».

Требования к уровню освоения курса сводятся к следующему.

Студент должен знать:

1) литературу данного периода в ее соотношении с национальной и мировой историей, в контексте общественно-философских и нравственно-религиозных поисков эпохи:

2) закономерности литературного процесса в соотношении с развитием мировой литературы и культуры данного периода;

3) своеобразие творческой индивидуальности виднейших писателей данного периода.

Студент должен уметь:

1) анализировать художественный текст с точки зрения его творческой истории, жанровой специфики, места в литературном процессе и творчества данного писателя;

2) пользоваться научной, справочной, методической литературой по изучаемому курсу;

3) самостоятельно соотносить творчество писателя с его биографией.

П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Лекционный курс

1. Введение

Общая характеристика литературного процесса 1830 – 1870-х годов XIX века. Формирование реализма. Принцип детерминизма и историзма, объективно-аналитическое изображение жизни. Жанрово-родовая система: циклизация и эпизация малых повествовательных форм, социально-психологический роман – «становящаяся» действительность, вбирающая философский универсализм. Позиция автора. Стиль: особое отношение к канону и новаторству. Тенденция художественного усложнения человека и среды. Периодизация и закономерности (национальные и др.) развития реализма. Проблема идеала.

2. О.Бальзак.

Эстетические взгляды и художественное новаторство Бальзака. Проблема идеала и современности, правды и красоты. Скрытая драма существования человека в обществе. Соотношение личности и среды.

«Человеческая комедия» (разделы, антропоморфизм структуры, смысл названия)

Предисловие к «Человеческой комедии».

«Евгения Гранде» как ранний образец бальзаковского реализма. Провинция – картина нравов и философско-притчевый подтекст. Герой-мономан. Коллизия материального и идеального в образной системе и композиции романа. Образ Евгении. Философско-нравственный конфликт (столкновение позиций) и проблема самого существования.

Стендаль.

Жизненный путь в соотношении с историей Европы. Отсутствие метафизической константы в нравственно-этической сфере. Эстетика Стендаля. Принципы историзма во взгляде Стендаля на искусство (романтизм-классицизм; поэзия-проза; возможности разных родов искусства). Аналитически-психологический метод. Национальное как отражение исторической и эстетической типологизации. Особенности героя. Различия Бальзака и Стендаля. Структура романа. Стиль.

«Красное и черное». Реалистическая панорама французского общества периода Реставрации. Жюльен Сорель – исторический характер. Наполеоновская тема в романе. Сюжетно-композиционная роль любви. Динамика романа и самосознание героя. Смысл названия.

«Пармская обитель». История создания. Культурно-жанровые субстраты художественной архитектоники. Экспозиция. Реалистическое новаторство Стендаля в изображении войны. Характер героя, этапы его жизненного пути. Сатирическое изображение политической системы общества. Система образов. Особенности сюжета и композиции (Бальзак о Стендале: «Этюд о Бейле»). Трагизм романа. Смысл названия.

Итальянская тема в творчестве Стендаля как отражение идеала (эстетические трактаты, новеллы).

Мериме.

Своеобразие личности. Драматургия Мериме в контексте «романтических битв». «Театр Клары Газуль». Мериме и романтизм. «Гюзла». «Жакерия»: проблема революции и личной свободы. «Хроника царствования Карла IX» как историко-философский роман. Особенности исторического метода Мериме. Проблема свободы личности в истории, ее самостоятельности и ответственности. Жестокость и натурализм как форма трагического заострения детерминизма (материального, социального, культурно-идеологического и пр.). Новеллы: периодизация, разновидности, эволюция. Специфика детерминизма в новеллах, роль индивидуальной психологии, рока, фантастики. Объективность авторской позиции и пути ее достижения. Особенности подачи «экзотического» материала.

Французская литература 50-60 гг.

Изменения в общественном сознании. Экспансия массовой литературы. Тенденции «постромантического» этапа. «Школа здравого смысла». Кризис волевого начала личности. «Искренний реализм».

Г.Флобер.

Флобер и романтизм. Философские взгляды Флобера. Пессимизм флоберовского гуманизма. Искусство и художник в пошлом мире. Литературное новаторство: принцип объективности; проблема формы.

«Госпожа Бовари». Новое понимание трагизма жизни. Пошлость как проблема жизни и проблема изображения. Система образов. Героиня и среда. Феномен «боваризма». Особенности характерологии и психологизма, композиции, повествования. Ирония Флобера.

«Саламбо»: флоберовский метод в историческом романе на экзотическом материале.

«Воспитание чувств». Историческая концепция и особенности сюжета и характерологии. Углубление объективного метода и «лиризм» романа. Флобер и натурализм.

Позднее творчество: усиление философского пессимизма. «Искушение святого Антония»: отрицание духовных начал бытия; фаустовская тема в произведении. «Три повести»: тема святости как антииндивидуализма. «Бувар и Пекюше»: проблема ограниченности человеческого разума.

Поэзия.

Место поэзии в литературе второй трети XIX века. Феномен «чистого искусства». Группа «Парнас»: история, эстетические позиции, значение в литературном процессе.

Леконт де Лиль.

Предисловие к сборнику «Античные поэмы» как манифест «чистого искусства». Идеал поэта-жреца. Безличность и статуарность. Тематика и поэтика сборника. Сборник «Варварские поэмы»: развитие парнасских принципов и появление новых тенденций.

Т. Готье.

Путь от романтизма к «Парнасу». Предисловие к роману «Мадмуазель де Мопен» – манифест «искусства для искусства». Сборник «Эмали и камеи». Пластичность и живописность манеры. Стилизация и поэтическая «игра» как творческий принцип. Спорность позиции «безукоризненного поэта» в творчестве Готье. Художественная игра в прозе Готье (новеллы, «Капитан Фракасс»).

Ш.Бодлер.

Бодлер и феномен «проклятых поэтов». Бодлер и «чистое искусство». Эстетическая теория Бодлера, понятие «сюрнатурализма». Сборник «Цветы Зла». Символика названия. Композиция. Проблема поиска идеала как единства личности в отсутствие Бога. Особенности поэтики. «Стихотворения в прозе». Бодлер и поэзия символизма.

Английская литература 30-40 гг.

Ч. Диккенс.

Основы прижизненной популярности. «Очерки Боза» как исток творчества. Периодизация творчества Диккенса. «Посмертные записки Пиквикского клуба». История формирования сюжета и жанровые особенности романа; театральность и ее отражение в характерологии, композиции, повествовании; вставные новеллы. Роль юмора и приемы создания комизма. Просветительская нравственно-философская концепция в романе. Просветительские и романтические черты ранних «социальных романов» («Приключения Оливера Твиста»). Сказочное начало творчества Диккенса. «Рождественские рассказы» как его продуктивная жанровая модель.

«Торговый дом «Домби и сын»: нравственно-психологическая и сказочная интерпретация социального явления. Изменение характера и роли юмора. Мистико-символические мотивы в романе.

Романы 50-х годов: обобщенно-символическое решение социальных проблем. «Тяжелые времена» – роман-проповедь. Критико-полемическое содержание романа, проблема детерминизма и гуманизма. Композиция и идея; символика в романе.

Новые тенденции в творчестве 60-х гг. «Большие надежды»: тема «утраченных иллюзий» и проблема социальных и нравственных ценностей. Социально-психологическое содержание темы двойничества. Соотношение идеала и реальности в романе.

У. Теккерей.

Проблема правдивости искусства в раннем сатирическом и пародийном творчестве Теккерея. Творческая полемика с Диккенсом. «Книга снобов» как начало социальной темы. «Ярмарка тщеславия». Философский скепсис и ирония как основа социальной и моральной позиции автора. Театральность романа. Подзаголовок «Роман без героя» как выражение творческого новаторства Теккерея. Особенности гуманизма и характерология. Историческая тема в романе.

Творчество 50-х гг. Утверждение объективной тенденции, углубление реализма.

9. «Теккереевская линия» в английской литературе 50-60-х годов.

Джордж Элиот: связь эстетических позиций и творчества с «научной революцией» и позитивизмом. Натурализм. «Мидлмарч»: сочетание натуралистических и романтических тенденций; особенности характерологии и композиции.

Творчество Э. Троллопа и Г.Джеймса как развитие «Теккереевской» линии в английской литературе.

Литература Германии 30-40 гг.

Общественная ситуация и особенности литературы 30-40-х гг. Л.Берне, «Молодая Германия». Публицистика Гейне. Г. Бюхнер: трагическая концепция истории, проблема личности. «Смерть Дантона»историко-философская трагедия.

Г. Гейне.

Лирика 30-х годов. Ирония. Эволюция романтизма. Своеобразие политической лирики Поэмы «Атта Тролль» и «Германия. Зимняя сказка». Сатирическая направленность. Лирический герой и положительная программа поэта. История и человек в сборнике «Романцеро». Поиск новых положительных начал.

Литература Германии 50-60-х гг.

Ф. Геббель.

Теория драмы Геббеля как отражение детерминистской концепции личности. Драматургическая поэтика Геббеля. «Юдифь». Особенности психологизма. Идея тотального детерминизма и трагедии личности. «Мария Магдалина» – модификация мещанской драмы. «Агнесса Бернауэр». Конфликт государственных интересов и личности. «Гигес и его кольцо». Обобщенное выражение трагического конфликта личности и целого; смысл использования классицистической поэтики.

Т.Шторм.

Тип «новеллы настроения». Лиризм и формы его проявления. Эволюция новеллистики.

Литература США.

Формирование и самосознание национальной литературы. Генри Лонгфелло и утверждение связей американской и мировой поэзии. «Песнь о Гайавате» – «романтический эпос» американской литературы. «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу и зарождение американского реализма. Американский трансцендентализм и его значение для литературы. Творчество Г.Торо, У.Уитмена, Г.Мелвилла.

Н.Готорн.Жанровый состав и проблемно-тематическое единство творчества. Проблема греха. Особенности психологизма. «Алая буква»: новеллистические и притчевые черты в романе.

Темы семинарских (практических) занятий

Задача семинарских занятий – выработка навыков литературоведческого анализа, усвоение основных представлений об эпохе, ее общественно-исторических, этико-философских поисках.

Практическое занятие № 1.

Тема: Американский трансцендентализм и «Уолден» Г. Торо.

Литература:

1.Осипова Э. Генри Торо. Очерк творчества. – Л., 1985.

2.Покровский Н. Генри Торо. – М., 1983.

3.Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990.

4.Клумпьян Х.-Д. Клумпьян, Х. Клумпьян Генри Дэвид Торо. 1999.

План:

1.Американский трансцендентализм: источники, основные представления, значение для литературы. Р.Эмерсон и трактат “Природа”.

2.Г. Торо. “Уолден, или Жизнь в лесу”: история создания; нравственно-философские идеи книги; особенности структуры; композиция, образность, стиль.

Практическое занятие № 2.

Тема: Уолт Уитмен. «Листья травы».

Литература:

1. Венедиктова Т. Поэзия У. Уитмена. – М., 1982.

2.Мендельсон М. Жизнь и творчество У.Уитмена. – М., 1969.

3. Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990.

4. .Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М., 1968.

5.Чуковский К.И. Мой Уитмен: Очерки о жизни и творчестве. М., 1969.

План:

1. История формирования сборника.

2. Состав и композиция.

3. Философские идеи книги.

4. Особенности лирического героя.

5. Особенности поэтики.

Практическое занятие № 3.

Тема: Г. Мелвилл. «Моби Дик, или Белый кит».

Литература:

1. Н.Н. Трубников Притча о белом ките. Вопросы философии 1989. №1. С. 56-83.

2. Н.А. Шогенцукова Опыт онтологической поэтики.

3. Петровская Е. Кит как текст // Логос. Философско-литературный журнал. 1991. №2. С.240-261

4.Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990.

5.Маттисен Ф.О. Ответственность критики. М., 1972. С.116-192.

План:

6. Своеобразие жанра: особенности сюжета, повествования, композиции; символика в романе.

7.“Моби Дик” как национальная эпопея.

“Моби Дик” как философский роман: онтология в романе; проблема познаваемости мира

Наши рекомендации